Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Игры — лучший отдых и адаптация

В Киеве работают летние лагеря для детей с нарушениями здоровья
27 июня, 2008 - 00:00
РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ ПОМОГАЕТ ОБЫЧНЫЙ КОНСТРУКТОР / ПОСЛЕ ЛЕЧЕБНЫХ ПРОЦЕДУР В ЛАГЕРЕ «ДАВАЙ ДРУЖИТЬ» НАЧИНАЕТСЯ ВРЕМЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ: БОГДАНА ЗАНИМАЕТСЯ ЛЮБИМЫМ ДЕЛОМ — РИСОВАНИЕМ... ...А ИЛЬЯ И СЕРГЕЙ ТРЕНИРУЮТСЯ НА ИГРУШЕЧНОМ БИЛЬЯРДЕ

Организовать летний отдых для детей — это проблема №1 для многих родителей. Однако вдвое сложнее разрешить эту проблему, когда речь идет о детях с особыми потребностями. Устроить таких детей в детский лагерь или отправить в санаторий родителям удается очень редко. К счастью, свои летние лагеря устраивают Социальные службы для детей и молодежи. Один из них — «Летние инициативы отдыха «Давай дружить» — уже третий год действует по инициативе Центра социальных служб для семей, детей и молодежи Дарницкой районной госадминистрации.

Ежедневно в Детскую поликлинику №1 Дарницкого района г. Киева, где работает лагерь, приходит более 20 детей в возрасте от 6 до 17 лет. Среди них — дети с недостатками зрения, слуха, с синдромом Дауна, а некоторых детей родители привозят на инвалидных колясках. Есть в лагере и вполне здоровые дети, которые воспитываются в многодетных или малообеспеченных семьях, поэтому Центр опекает и их. Именно такая интегрированная группа детей — это лучший способ реабилитации и отдыха, уверяют социальные педагоги.

10 МИНУТ ЗДОРОВЬЯ — ЕЖЕДНЕВНО

Как и в других организациях, в лагере «Давай дружить» существует свой режим дня. Начинается все с утренней зарядки, но называют ее «10 минут здоровья». Как убеждена педагог социального учреждения «Центр социально-психологической реабилитации детей и молодежи с функциональными ограничениями» и руководитель проекта «Давай дружить» Любовь Ващенко-Светлорусова, в любом виде работы детей нужно заинтересовать, поэтому один из приемов — интересные и оригинальные названия для таких обычных вещей, как зарядка, обед или прогулка на природе.

Поскольку дети проводят в лагере почти весь день — с 10 до 17 часов (отдых в лагере похож на пребывание в дневном стационаре больниц. — Авт. ) педагоги пытаются наполнить его различными мероприятиями: развивающие игры для детей с диагнозом детского церебрального паралича, синдромом Дауна и тому подобное, так называемые творческие мастерские, экскурсии в кинотеатр и видеолектории — просмотры детских мультфильмов, и конечно, прогулки на воздухе.

По словам Любови Ващенко-Светлорусовой, одна из задач лагеря — оздоровить детей, поэтому отдых здесь чередуется с лечебными процедурами. В зависимости от рекомендаций врачей, дети ходят на массаж, лечебную физкультуру (ЛФК), а также принимают необходимые лекарства. Однако эти процедуры не вызывают у них такого восторга, как творческие занятия или просмотр любимых мультфильмов.

— Я не люблю ходить на массаж и ЛФК, — делится своими мыслями 8-летняя Богдана. — Мне больше нравится рисовать, играть игрушками и бегать во дворе.

Чтобы это доказать и в придачу продемонстрировать свои творческие способности, Богдана показывает нарисованную ею сказочную уточку. Девочка рисовала ее вместе с другими детьми после игры «Гуси, гуси, га-га-га». За несколько недель работы лагеря дети успели создать целую коллекцию собственных произведений: кроме сказочных уток, каждый из них вырезал из картона оранжевое солнце, нарисовал ряд картин на свободную тему.

Однако рисование — это работа для более усидчивых детей, а таких в лагере «Давай дружить» немного. Например, 8-летние Сергей и Илья (врачи поставили им диагноз «синдром Дауна») с нетерпением ждут, когда после лечебных процедур им наконец разрешат поиграть любимым конструктором: из него мальчики мастерят все, что угодно, — самолеты, поезда, героев мультфильмов (внешне эти модели ничем не отличаются: объемные прямоугольники, но немножко фантазии — и детали конструктора становятся тем, чем его видят дети. — Авт. ).

— Развлечения как один из ключевых элементов программы отдыха, не только помогают объяснить ребенку непонятные вещи, но и раскрыть его творческий потенциал, — рассказывает Любовь Ващенко-Светлорусова. — Так, за время пребывания в лагере дети привыкли воспринимать обычный картон и бумагу как материал для творческих фантазий. Основная наша задача — раскрыть творческие задатки детей. Даже обычный поход в кинотеатр мы превращаем в творческую работу: после просмотра мультфильма дети обязательно рисуют, вырезают или шьют то, что их больше всего поразило или запомнилось во время киносеанса. Этим самым мы побуждаем их к определенному действию, а также помогаем адаптироваться к обычному ритму жизни — все дети должны знать, как вести себя в магазине, в компании друзей, в том же кинотеатре и при этом не чувствовать себя не такими, как все. Чтобы ускорить процесс адаптации, ежедневно социальные педагоги проводят вместе с родителями консультационные беседы, анализируя, чему ребенок научился за день, что он интересного узнал.

Среди других забав больше всего впечатлений осталось после трудотерапии «Кондитерские прихоти». Как рассказала пани Ващенко-Светлорусова, дети лепили из соленого теста и пластилина сначала равиоли и вареники, а потом солнышки, жучков и тому подобное. Именно так — через творчество — дети еще знакомятся и с внешним миром.

ТАНЦЫ УЧАТ ОБЩАТЬСЯ

Чтобы разрушить в обществе стереотип, что люди с особыми потребностями сильно отличаются от других, в лагере «Давай дружить» отдыхают как дети с физическими недостатками, так и вполне здоровые. Пользу от этого получают все: здоровые дети становятся более чуткими и более сочувствующими больным, а те, в свою очередь, обращают меньше внимания на свои недостатки. К тому же волонтеры и родители помогают проводить творческие занятия, не забывая, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе: кого-то нужно похвалить, чтобы он чувствовал себя более уверенным, а кого-то и поругать за ослушание. Так, мама 8-летнего Сережи Валентина Левченко приходит в лагерь ежедневно. И заботится не только о своем сыне, но и о других детях, ведь все они нуждаются во внимании и любви (кстати, как только кто-то из детей обнимает пани Валентину, Сережа ревнует и отталкивает своего соперника. — Авт. ).

— За три года сотрудничества с Центром социальных служб для семей, детей и молодежи Дарницкой госадминистрации, я ни разу не разочаровалась. Ведь вижу, что это помогло моему сыну развиться и приспособиться к жизни, — рассказывает Валентина Левченко. — До пяти лет Сережа был домашним ребенком, а ныне он не боится играть с детьми, общаться с ними. Сначала мой сын ходил в специализированный детский садик, а недавно ему исполнилось 8 лет, и теперь основная наша проблема — найти подходящую школу. К сожалению, не все учебные заведения, даже специализированные, соглашаются принять на обучение ребенка с синдромом Дауна.

Однако Валентина Левченко не опускает руки и верит, что Сережу таки удастся устроить в школу. Уверенности ей прибавляет то, что после пребывания в лагере мальчик так же, как и остальные дети, прошел этап социализации: стал более воспитанным, немного более уверенным в себе, а также научился помогать своим друзьям и уважать их независимо от состояния здоровья. А это большой результат.

— Чтобы помочь детям в общении, мы проводим для них психологические тренинги в форме танцевальных уроков, — рассказала психолог Реабилитационного центра Светлана Озоренко. — Дети учатся не просто танцевать, а делать это с определенной целью, в частности, знакомиться с другими детьми. Например, как можно поздороваться и показать себя в танце? Для этого нужно избрать определенное движение, которое будет означать имя, показать его другим детям, и потом они дружно его повторяют. Поскольку в лагере сформирована интегрированная группа детей, то освоить танцевальную терапию детям с умственной отсталостью удается значительно быстрее — они наследуют поведение своих друзей с более высоким интеллектом.

Вскоре «Летние инициативы отдыха «Давай дружить» завершатся. В отличие от обычных детских лагерей, где в последние ночи пребывания здесь, все обмазывают друг друга зубной пастой, обливают водой и тому подобное, в лагере «Давай дружить» устроят настоящий мини-выпускной, а заодно отметят дни рождения именинников июня. Как рассказала Любовь Ващенко- Светлорусова, в этот день всех отдыхающих поведут в пиццерию, а каждый из детей подготовит для именинников стишок, песенку или танец. Самым главным подарком для них станет выступление цирковых клоунов. В середине июля все они соберутся дружной семьей опять — в лагере «Смена» в городе Бородянка, под Киевом. Здесь продолжиться терапия оздоровления и отдыха, а следовательно, дети с особыми потребностями продолжат курс социальной адаптации.

Инна ФИЛИПЕНКО, фото Константина ГРИШИНА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ