Развитие внутреннего туризма в Украине — это проблема не только кредитов, популяризации приманок своего региона, непростые разговоры с налоговиками или множество организационных вопросов, о чем может рассказать каждый предприниматель, кто рискнул заняться этим бизнесом. Как показало исследование Киевского института проблем управления им. Горшенина, внутренний туризм — это еще и проблема, которая касается ментального выбора людей: только тот, кто гордится своей землей, кто уверен, что она несет в себе большой культурный и природный потенциал, может заниматься туристическим бизнесом. По данным Всеукраинского исследования «Территориально-административный строй Украины», который недавно провел институт им. Горшенина, почти каждый четвертый украинец считает регион, в котором он живет, непривлекательным для туристов. А из тех, кто думает по-другому — 22% наиболее интересными для туристов считают исторические особенности их края, 19% думают, что такой интерес могут вызывать природа и ландшафты, 14% указали на чистоту водоемов, воздуха и леса, немного больше 9% отметили важность лечебных вод, грязи и тому подобное, столько же отметили культовые памятки архитектуры. Много или мало в Украине людей, которые ценят и любят свой регион и хотят, чтобы о нем узнали другие люди, и, если потребуется, то как следует изменить ситуацию, рассказал «Дню» эксперт Киевского института проблем управления им. Горшенина Владимир ЗАСТАВА.
— Господин Владимир, в соответствии с исследованием вашего института, 53% жителей Украины считают что Крым — первый по санаторно-курортному значению. Тяжело не согласиться, но, может, следует нам развивать и другие, не менее привлекательные с туристической точки зрения регионы, где также есть большой рекреационный потенциал?
— Привлекательным является не только Крым, а и многие регионы Украины. Но о них мало известно людям. Если о Крыме, Закарпатье, Ивано-Франковской области еще имеется некоторая информация, то, например, о Полтавской, Запорожской или Волынской, которые также богаты историческими объектами, и там также есть немалый рекреационный потенциал, такой информации у людей нет. К тому же, у нас до сих пор отсутствует система развития туристического бизнеса. Все это, а также внутренние особенности украинцев приводят к тому, что целых 23% граждан считают свой регион вообще не привлекательным для туристического бизнеса.
— Это много или мало?
— Четвертая часть жителей страны от общего количества в демократическом обществе — это довольно много. Довольно много, чтобы думать о своем крае, своем регионе, что он совсем не достоин внимания. Когда идет речь о туризме, то одним из примеров является Турция. Действительно, там работает соответствующая государственная программа, существуют много льгот для частных предпринимателей и тому подобное. Но самое главное — что у жителей Турции другая ментальность: все турки считают свою страну наилучшей — и относительно туризма, и в других сферах. В Украине, к сожалению — не так. Поэтому, если копать глубже в суть проблемы, тот факт, что практически каждый четвертый украинец считает свой регион непривлекательным, значит, что именно такой он видит свою страну, свою родину. Такие люди есть и в Крыму, и на востоке Украины, и на западе — везде.
— Если сделать анализ по регионам, то в каком из них украинцы больше гордятся своей страной?
— Если брать условно, то это жители Закарпатья, Крыма, Буковины и Полесья. Люди, которые живут на Донбассе или в Центральной Украине — меньше.
Причина понятна: там больше крупных металлургических предприятий, химической промышленности, меньше сохранена природа, архитектура, соответственно, меньше возможностей для развития туризма. Но даже в Крыму и на Закарпатье треть людей в среднем считают что их регион — не привлекателен для туристов. Это очень серьезный показатель и нужно начинать думать, что с этим делать.
— Что можно сделать?
— Единственно, что с точностью могу сказать — нам нужно менять ментальность людей. Как только люди осознают, что туризм может улучшить лично их жизнь, жизнь их детей, тогда ситуация будет меняться. К сожалению, сейчас до этого еще далеко.
— То, что украинцы низко оценивают рекреационный потенциал родины, как-то связано с тем, насколько часто они путешествуют, в том числе и за границу?
— Во многих наших исследованиях потребностей украинцев, или в измерениях способов их отдыха можно увидеть, что больше половины людей отдыхают дома около телевизора, а приблизительно 10—15% отдыхом считают поход в ресторан. Считают традиционным отдыхом заграничные поездки очень малый процент людей — не больше 4%. Для многих традицией являются поездки на отдых в Крым и, если сравнить, куда украинцы ездят отдыхать: за границу или в Крым — конечно, в Крым. Это понятно — меньше расходов. Но учитывая тамошние цены — такие же, как в той самой Турции или Восточной Европе, если не выше, — можно сделать предположение, что, если такая дороговизна будет продолжаться, то спустя несколько лет ситуация изменится и украинцы будут больше ездить за границу. Хотя, очевидно, было бы лучше, чтобы мы развивали свои туристические зоны, потому что будет увеличиваться доход людей и государства...
— Если уже говорить о Крыме, то исходя из исследований, о которых вы говорите, этот полуостров является вторым после Киева в рейтинге городов и мест, где люди хотели бы жить...
— Да, наиболее привлекательными регионами для проживания украинцев являются, во-первых, Киев, потом — Крым, затем Закарпатье и, как ни удивительно, юг, в частности, Херсонская, Одесская и Николаевская области. Киев как столица находится всегда на первом месте в любой стране мира. Крым — потому что там традиционный центр отдыха, красивая природа, море и тому подобное. Закарпатье — это второй туристический центр после Крыма и не удивительно, что большое количество людей хотело бы там жить. Особенно это касается людей преклонного возраста. Что касается юга, то Одесса — это крупный припортовый город, там большие рынки. Правда, возникает вопрос относительно Херсонской области. Ведь невзирая на то, что там ежегодно проводится грандиозный фестиваль «Таврийские игры» и выращивают красивые помидоры и арбузы, эта область является достаточно депрессивной в экономическом плане. Замечу, что так говорят люди, которые там не живут, но хотели бы жить — особенно жители промышленных регионов (это не статистические данные, а то, как люди сами оценивают). Возможно, на мнение влияет то, что все-таки южные и западные регионы имеют больший рекреационный потенциал.
В целом, исследование «Территориально-административного строя Украины» мы проводим в рамках годовой программы социологических исследований 2008 года «Проект Страны». Наше задание — выяснить, какая страна нужна украинцам, поэтому выводы относительно туризма занимают небольшую часть. Общие же заключения, которые мы можем сделать: во-первых, больше половины жителей Украины (58%) — за унитарное государство, за федеративный уклад — 22%. Характерно, что сторонники такого уклада проживают не только на Донбассе, где таких 51%, а и в Крыму — 33% и даже в Западной Украине — 31%. Свою позицию люди объясняют социально-экономическими особенностями регионов и необходимостью бороться со злоупотреблениями центральной власти. Вместо того, поддержку унитарного уклада страны люди мотивируют тем, что побаиваются распада Украины, а также неспособности местной власти выполнять свои обязанности. Кстати, в соответствии с исследованием, чем меньшим является населенный пункт, тем меньшая зависимость жителей от власти — там люди больше рассчитывают на собственные силы и ресурсы. Поэтому расширения полномочий органов местной власти, в первую очередь, положительно оценивают те респонденты, которые живут в сельской местности. Население, которое проживает в больших городах, побаивается этого, потому что считает, что расширенные полномочия могут быть использованы неэффективно или с применением коррупционных схем.
Еще один общий вывод — нынче наши граждане не видят в Украине условий для развития науки и техники, современных технологий, а также туризма, курортной сферы, поскольку в этих отраслях нет движения, а общественное сознание является достаточно консервативным. Поэтому люди традиционно ориентированы на развитие промышленности и сельского хозяйства, как и на развитие сферы услуг.