«В поисках истины» на канале «СТБ» — одна из немногих программ, которая говорит об украинской истории и популяризирует ее. Даже если и возникает много вопросов относительно исторической обоснованности фактов и явлений, о которых вспоминают авторы, то лучше взять и проверить это самому — при помощи книжки. «В поисках истины» не учит, эта программа, в конце концов и не должна этого делать. Она стимулирует процесс обучения. О «закулисных» моментах создания программы мы говорили с ее ведущим Вячеславом Гармашем.
— Насколько в Украине сегодня есть потребность и возможность делать исторические проекты на телевидении?
— Я думаю, что потребность в истории есть всегда. История — это такой колодец, из которого можно черпать что угодно и вдохновение в том числе. Я думаю, что в подобные проекты следует вкладывать деньги. Хотя в реальности это удается редко. В общем, украинским каналам выгоднее сериалы штамповать. Все равно канал заинтересован, в первую очередь, в рейтингах. А людям нужно развлечение.
— Расскажите, пожалуйста, о процессе создания программы. Кто имеет решающий голос при выборе темы? (Вы, руководитель проекта Алина Семерякова или журналист, который пишет сценарий?)
— Темы у нас может приносить кто угодно. В основном, этим занимается руководитель проекта. Могу предложить я, режиссер или сценарист. Потом темы согласовываются с высшим руководством канала и тогда составляется план. У нас уже план составлен наперед.
— Каким принципом руководствуетесь при подборе специалистов?
— Журналист, который пишет сценарий, расписывает тему. Основные источники информации при создании программы у нас — это интернет и специалисты. Через интернет находим историков, исследователей, специалистов, людей, которые исследовали эту тему. Сейчас мы уже знаем, что есть такие историки, которые хотят с нами сотрудничать, а есть те, кто не хочет. Некоторые с нами не хотят сотрудничать потому, что считают нашу программу не хорошей. Например, мы пытались с «Каменной Могилой» договориться, однако директор сказал нам, что он запрещает: снимать внутри, брать комментарии. Другие обычно понимают, что телевидение — это популяризация, а не воспитание.
— Кто отвечает за достоверность фактов в передаче?
— Все отвечают. Сначала журналист-сценарист пишет эти факты, потом их прочитывает руководитель проекта, потом, если возникают противоречивые мысли, мы их выясняем с исследователем, вместе с которым делаем синхрон. Все-таки наибольшую ответственность несет журналист, автор сценария.
— Мистика, гадание, оборотни — эти элементы присутствуют почти в каждой программе. Как вы позиционируете программу, как развлекательно-познавательную или все же — историко-просветительскую?
— Я бы все четыре слова использовал. Не знаю, сложно сказать... Это же также интересно: все эти истории, легенды. Если сухо говорить об истории, то мы потеряем большое количество аудитории.
— Кстати, на какую аудиторию рассчитана программа?
— Это не суперинтеллектуалы, которых все знают. Здесь не об учении говорится, а об огласке. Я не верю, что телевидение может чему-то научить. Даже «Дискавери». Все равно, чтобы узнать об историческом персонаже, следует взять книжку и прочитать. Поэтому мы рассчитываем на как можно более широкую аудиторию. Без сильного увлечения — вплоть до суперинтеллектуалов, но и без чрезмерного жлобства.
— Насколько справедливо говорят, что формат программы «В поисках истины» скопирован с русского «Приключения»?
— А насколько справедливо можно говорить, что русские «Искатели» скопировано с американских программ? Когда мы запускали проект, то пересмотрели и «Искателей», и американские, и английские программы, для того, чтобы понять, что хотим делать мы. Мы двигаемся все время, при этом видно, что есть общая тенденция. В последнее время мы отошли от документальности и реальности к историческому. Теперь нас интересует не камешек, на котором что-то случилось, а воссоздание исторического фона. Делаем много постановок.