Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Коалиция будет!»

Вячеслав КИРИЛЕНКО: «Наша Украина» не собирается пересматривать ее формат
17 июня, 2008 - 20:24
ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА

Депутатский корпус вчера после недельного пленарного тайм-аута приступил к сессионной работе. Но будет ли правящее большинство с учетом недавнего выхода из него двух нардепов и «принципиального» господина Плюща, не желающего отдавать свой голос в коалиционный актив, работать — это еще большой вопрос. Кроме того, сами же коалиционеры допускают, что уже в ближайшее время из лагеря большинства выйдут еще около двух десятков владельцев мандатов, которые, по сути, поддав ревизии, прошлогодний выбор украинцев, внезапно решили поменять политическую позицию. Выстоит ли в таких условиях коалиция, которую расшатывают не только оппоненты, но и сами же ее участники? Действительно ли Президент Ющенко руками главы своего Секретариата готовится к созданию так называемой широкой коалиции? Какова цель и планка акции «НАТО — Так!», стартовавшей недавно с подачи «Нашей Украины»? На этот весьма широкий спектр вопросов — от коалиционных перспектив до внешнеполитических препон на пути Украины к европейскому и евроатлантическому сообществу в эксклюзивном интервью «Дню» ответил лидер пропрезидентской фракции НУ-НС Вячеслав Кириленко. Кстати, комментируя вопрос об украино-российских отношениях, заметно обострившихся в последнее время, господин Кириленко со страниц нашей газеты специально пригласил российских коллег из Госдумы в Киев — чтобы прошлись по улицам столицы и посмотрели как «ущемлен» тут русский язык...

— Вячеслав Анатольевич, в последние дни в телевизионных эфирах и на первых полосах национальных газет чаще всего обсуждалась коалиционная тема. Объясните, пожалуйста, в первую очередь, украинцам, которые на прошлогодних парламентских выборах дали вашей политической силе и БЮТу властный мандат: что происходит сегодня в коалиции, и что будет происходить в лагере правящего большинства в обозримом будущем, ведь кое-кто из коалиционеров прогнозирует выход еще 30-ти человек из коалиции БЮТ+НУ-НС?

— Мы являемся сторонниками коалиции демократических сил, а проблемы в этой коалиции начинаются только тогда, когда одна из сторон забывает или сознательно игнорирует нормы коалиционного соглашения. Между тем, коалиционное соглашение — это содержательный документ, в котором предусмотрены все наши действия — от законодательных до технологических на довольно длительный период. Кроме того, проблемы в коалиции возникают, когда нарушается регламент деятельности коалиции, когда одна из коалиционных фракций не согласовывает свои действия с партнерами, как это, например, произошло во время блокирования трибуны перед выступлением Президента с посланием к Верховной Раде. Когда эти проблемы развязываются, происходит будничная плановая работа. Правда, когда начинается спокойная конструктивная работа внутри коалиции, тогда активизируются другие, внешние факторы, влияющие на такие решения, которые мы наблюдали в последнее время. Я имею в виду выход двух депутатов из коалиции.

— Другими словами, правящее парламентское большинство будет работать в таком же формате и ни о какой широкой коалиции и речи быть не может?

— Я вам официально заявляю как глава фракции «Наша Украина — Народная самооборона»: фракция не вела и не ведет никаких переговоров о создании коалиции с Партией регионов. Однако кое-кто постоянно старается подживить миф о том, что наша политическая сила якобы приветствует создание коалиции с Регионами. Мы неоднократно доказывали как своими действиями в частности, так и позицией в целом, как до парламентских выборов, так и после их окончания, что мы являемся принципиальными сторонниками демократической коалиции.

Другое дело, что эта коалиция должна отойти от практики публичного выяснения отношений и сконцентрироваться на системных реформах, к чему я как глава «Нашей Украины» уже не первую неделю призываю и премьер-министра, и всех членов правительства. Кстати, наша часть Кабинета Министров работает над исполнением своих профессиональных заданий, и мы призываем наших коллег так действовать и в дальнейшем. А все скандалы и интриги вокруг коалиции должны прекратиться. Понятное дело, что целью разного рода интриг является возвращение Партии регионов во власть. Но для такого возвращения необходима санкция избирателей. Санкции избирателей по результатам выборов, прошедших 30 сентября 2007 года, не было, и Партия регионов не смогла создать большинство в украинском парламенте. Было создано другое большинство, которое тот час различные политические силы начали уничтожать. Но пока что это большинство работает, несмотря на частые и острые внутренние дискуссии. Дискуссии эти, необходимо отметить, были запрограммированы, поскольку коалицию создали разные политические силы. У нас есть разные взгляды по целому ряду позиций. А все, что нас объединяет четко прописано в документе, который называется Соглашение о создании коалиции демократических сил. Кстати, в этом документе нет ни слова о скандалах и интригах. Там речь идет о налоговой реформе, земельной реформе, дерегуляции экономики, свободном рынке, гуманитарных вопросах и так далее.

— Было ли для вас как для лидера фракции НУ-НС решение депутата Бута покинуть коалиционные ряды неожиданностью?

— Да, это было безусловной неожиданностью. Упомянутый вами коллега ни на одном заседании фракции не сообщал о том, что у него вдруг возникли сомнения в возможности и целесообразности существования коалиции демократических сил и в связи с этим он готовится к ревизии народного волеизъявления. Сообщений такого содержания не было, поэтому для всех членов фракции, в том числе и для меня, выход из коалиции указанного коллеги стал неожиданным.

— Вы теперь во избежание такого рода неожиданностей поддержите законопроект об императивном мандате? Может ли, на ваш взгляд, императивный мандат стать панацеей от парламентских «метаний»?

— Как известно, в нашей политической силе всегда вокруг этой темы имели место достаточно острые дискуссии, однако я убежден, что большинство представителей фракции поддержат Закон об императивном мандате, правда, внеся предварительно некоторые изменения в редакцию, которая сегодня предложена коалицией. А в целом, я не думаю, что избирателям, независимо от их отношения к тем или иным политическим силам, нравятся такого рода решения, которые недавно утвердили два депутата, вышедшие из коалиции. Людям не нравится такое шараханье, поэтому в этом смысле императивный мандат может стать инструментом, позволяющим сдержать процессы, которые с точки зрения ревизии результатов выборов являются недопустимыми. Вместе с тем, я считаю, что императивный мандат должен быть введен временно, поскольку Украина должна жить по европейскому, представительскому мандату. Однако нынешние политические реалии в Украине таковы, что такой сдерживающий фактор как императивный мандат должен иметь место, но, повторюсь, исключительно как временное средство.

— Довольно часто представители коалиции от пропрезидентской фракции винят во всех коалиционных бедах Секретариат Президента, а конкретно — его главу. Не преувеличена ли, на ваш взгляд, роль и влияние Виктора Ивановича Балоги на коалиционную погоду?

— Простите, а кто вам сказал, что в деятельность коалиции демократических сил никто не должен вмешиваться? Разве на это есть табу? Любой гражданин Украины может тем или иным способом вмешиваться в деятельность любой коалиции, в том числе и коалиции демократических сил. Однако если это коалиция, объединенная общими взглядами, и сцементирована верой в правоту своего дела, то любые внешние вмешательства для такой коалиции глубоко равнодушны. А тот, кто по этому поводу закатывает истерики, думаю, ничего полезного для коалиции не делает. Я — сторонник поиска внутренних резервов в коалиции, созданной двумя фракциями: НУ-НС и БЮТ. А такие резервы есть, я в этом убежден. Если мы не будем думать, кто и в чем виноват, кто кому мешает, а будем работать над выполнением норм коалиционного соглашения (в первую очередь, экономического и социального характера), у нас вообще не будет времени на то, чтобы рассуждать, кто вмешивается в нашу деятельность, а кто нет. Лично я давно привык работать исключительно в сложных и сверхсложных условиях. Однако, простите, мы ведь работаем в условиях ежедневной, ежеминутной политической конкуренции, как внутренней, так и внешней. Эти обстоятельства необходимо принимать во внимание, но держаться своего курса, мандат на который и поддержку которого нам дали избиратели. И наша фракция именно так и действует, выполняя свои обязательства перед людьми.

«ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСРОЧНЫХ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ НЕТ»

— Вячеслав Анатольевич, вы как лидер пропрезидентской фракции в парламенте наверняка регулярно проводите встречи с почетным главой «Нашей Украины». Как на самом деле Президент относится к коалиции демократических сил? Виктор Ющенко, который едва ли не ежедневно критикует деятельность коалиционного правительства, выступает «за» существующий нынче формат правящего большинства или, как заявил недавно министр МВД господин Луценко, — глава государства руками Балоги пытается создать коалицию НУ-НС+ ПР?

— С Президентом я встречаюсь действительно довольно часто. Так вот, какой бы сложной ни была ситуация во время создания коалиции, потом — внутри самой коалиции и вокруг коалиции я ни единого раза не получал от Президента предложения создавать большинство в украинском парламенте другого формата. Возможно, это результат моих однозначных взглядов касательно того, какой должна быть коалиция, однако в любом случае ни разу не было предложения менять коалиционную конфигурацию. Поэтому я воспринимаю позицию Президента на поддержку демократической коалиции как руководство к действиям. Более того, я убежден, что Президент имеет полное право высказывать, в том числе и публично, замечания, касающиеся деятельности коалиции. А почему, собственно, нет? Но при этом мы должны вырабатывать общий рецепт, в треугольнике «Президент — премьер — парламент», позволяющий развязать все резонансные проблемы. И желательно, чтобы речь шла не о политических, а об экономических проблемах. Кстати, если вы заметили, и Президент, и «Наша Украина», несмотря на политическую ситуацию, в первую очередь инициируют рассмотрение вопросов как раз экономического толка. Это, в частности, вопросы приватизации, это вопросы агрорынка, это вопросы налоговых реформ и так далее. Правда, нас не устраивает, что зачастую к этим вопросам руки не доходят ни у правительства, ни у парламента.

— Вы вспомнили о приватизации. Ваш прогноз: в ближайшее время в кадровой эпопее с увольнением госпожи Семенюк- Самсоненко будет поставлена точка?

— Возможно, будет, однако вы знаете, как нервно на эту тему реагирует оппозиция. Теперь парламент построен так, что далеко не всегда можно предугадать, как в его стенах будут развиваться события. В принципе, каких-либо серьезных оснований для усложнений в данном вопросе нет, однако их оппозиция всегда может придумать, что они уже неоднократно демонстрировали. Ясно, что у оппозиции, по меньшей мере, Партии регионов, ключевое задание — возвращение во власть. Но вместе с тем, очевидно, что такое возвращение во власть может произойти только по результатам очередных или внеочередных парламентских выборов. А сегодня оснований для проведения выборов нет. И я думаю, именно этот момент будет раздражителем для оппозиции в дальнейшем.

— Кое-кто из коалиционеров прогнозирует, что регионалы могут заблокировать вплоть до летних парламентских каникул работу главного законодательного органа страны. Это реально?

— Я в этой связи могу сказать только одно: мы выступали и выступаем за то, чтобы парламент работал в штатном режиме и в интересах украинского народа, который этот парламент избрал. Мы были против блокирования трибуны Партией регионов, когда они с шариками месяц простояли неизвестно зачем. Кстати, от их акции с воздушными шариками уровень поддержки населением вступления Украины в НАТО только вырос. И чем больше они и другие будут проводить таких хулиганских акций, тем больше людей будут решительно отдавать свой голос в поддержку НАТО. Вместе с тем, также решительно мы протестовали, когда наши партнеры из БЮТ абсолютно безответственно заблокировали выступление Президента с обращением к парламенту.

— Эти действия бютовцев действительно были неожиданностью для вас?

— Да, неожиданностью. Вы и сегодня попросите представителей БЮТ аргументировать их тогдашнюю позицию, и они не смогут этого сделать.

— Сегодня и в политических, и в экспертных кругах активизировались дискуссии о вероятных внеочередных выборах в ВР. Кстати, заметно активно в этом плане работают представители ЕЦ, как будто выборы уже завтра... Как вы оцениваете создание ЕЦ: что это, зачем это при существующей и, более того, представленной в парламенте пропрезидентской «Нашей Украине»?

— Каждый гражданин Украины имеет право создавать политическую партию. Могу сказать одно: создание Единого Центра никак не влияет на деятельность и самочувствие «Нашей Украины», поскольку мы работаем над реализацией своих программных заданий, мы являемся основой коалиции: без нас коалиция не была бы создана и без нас она не может существовать. Поэтому мы не обращаем особого внимания на создание еще одной политической партии.

Мы не призываем к проведению внеочередных парламентских выборов в виду нескольких причин. Первая и главная причина: этот парламент избран на пять лет и он создал коалицию, избрал председателя Верховной Рады, избрал премьер-министра и весь состав Кабмина. Работа всей этой конструкции происходит сложно, однако она идет. Таким образом, законных оснований для проведения внеочередных выборов нет. Политические же основания теоретически могут возникнуть, однако они будут искусственны.

— А как вы считаете, в целом проект ЕЦ имеет политическую перспективу?

— В этом я имею огромное сомнение.

— Как лично вы оцениваете результат НУ на столичных выборах?

— Плохо оцениваю. Но я хотел бы сразу уточнить, что список назывался «Наша Украина — Народная самооборона». Тут неоднозначная ситуация. С одной стороны, результат не может нас удовлетворять, поэтому соответствующие выводы со стороны «Нашей Украины» будут. С другой стороны, я не думаю, что нынешний Киевсовет порадует киевлян справедливыми решениями и планомерной работой на их благо. Если оценивать ситуацию под этим углом, то, возможно, даже хорошо, что наша политическая сила временно не представлена в Киевском горсовете. Это время мы используем для перегруппирования сил, для работы над ошибками и для жесткого общественного контроля над всем тем, что происходит в Киевсовете, в том числе при участии людей, которые называли и называют себя представителями демократических сил.

— А после общего фиаско инициаторов досрочных выборов в столице, коими являются коалиционеры, вы все еще не снимаете с повестки дня вопрос проведения внеочередных выборов в городе Харькове?

— И до, и после голосования за Постановление о проведении внеочередных выборов в городе Киеве, мы настаивали на необходимости выдвижения единого кандидата на пост мэра от демократических сил. Более того, по этому поводу не единожды были озвучены официальные решения «Нашей Украины». К сожалению, это предложение было отклонено, причем без каких-либо объяснений и приведения соответствующих аргументов. Все молниеносно включились в борьбу амбиций, парад кандидатов и прочие процессы, которые в последствии привели к прискорбному результату для всех демократических сил. Вместе с тем я не стал бы посыпать голову пеплом, поскольку следующие выборы городского главы состоятся в 2010-м, выборы в Киевсовет также пройдут в ближайшие годы и представители демократических сил до этого времени просто обязаны сделать соответствующие выводы из неудачного похода на внеочередные выборы 2008 г.

Что касается Харькова, то досрочные выборы в Харькове остаются в числе наших предложений, однако внесения этого вопроса в повестку дня сопровождалось ранее и, очевидно, будет сопровождаться и впредь чрезвычайно резкой реакцией Партии регионов, представители которой с энергией достойной иного применения, защищают своего мэра господина Добкина. Однако этот вопрос не закрыт, поскольку жизнь в Харькове лучше не стала и жалобы местной общественности от результатов выборов в Киеве не уменьшились. Вместе с тем надо признать: поставить точку в этом вопросе будет предельно сложно.

Окончание интервью — в завтрашнем номере

Наталия РОМАШОВА, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ