Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музыкальное «Молчание»

22 мая, 2008 - 18:09
КАРТИНУ «МОЛЧАНИЕ» — ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА НИКОЛАЯ МЯСКОВСКОГО ЮРИЙ НИКИТИН НАПИСАЛ К 127-ЛЕТНЕЙ ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА

До конца мая в арт-гостиной «Импровиз» киевской организации Национального союза композиторов Украины проходит выставка Юрия Никитина.

Первое, что видят входящие в небольшой зал, — картины, а на них — природа, люди, предметы. И размышления, озарения, радость, жизнь.

На открытии выставки «Молчание» присутствовал художник — улыбающийся светлый мастер. Юрий Никитин родился и живет в Киеве, окончил Художественный институт, был учеником Даниила Лидера. Работал в кино, иллюстрирует книги, занимается графикой. А еще он пишет иконы и расписывает храмы.

Одна из сфер его интересов — средневековая история и мифология. Поэтому живописные работы насыщены разнообразной символикой и таят колоссальные возможности для созерцания. Альберт Швейцер в книге «Иоганн Себастьян Бах» писал: «Иной думает, что видит картину, тогда как в действительности он слышит, ибо его художественное волнение проистекает от музыкального звучания или молчания, которое он ощущает в изображенном». Эти слова в полной мере можно отнести к встрече с полотнами Никитина. У каждого — своя мелодия, которая творится из сюжета, красок палитры, движения линий, переклички света и тени. Подумалось, что если бы Юрий Никитин был музыкантом, он бы сочинял романтические баллады. Юрий относится к музыке трепетно, как к самому совершенному виду искусства. Ведь она соприкасается с вещами нематериальными и позволяет нам их ощутить.

Пилигрим сидит на краю обрыва — уснул или замерз, или достиг желанной цели, а лютня и посох упали на снег. Вокруг ледяные скалы, над головой мрачное небо — но в тучах виден лазурный просвет с путеводной звездой. Значит, путь будет продолжен? Отшельник прорастает в почву леса, в котором живет. Он — дерево и ангел одновременно.

Есть картины, непосредственно связанные с музыкой. Очень теплые «Музыкальные инструменты», очень ироничная «Опера», очень изысканный «Танец дервиша». А на полотне «Чайковский. Щелкунчик. Па-де-труа» небесный свет искусства озаряет страшноватую реальность с избой и снежной бабой, которая мечтает стать балериной.

Часть произведений выполнена в уникальной авторской технике живописи на коже, и они удивляют особой красотой воплощения. Золотое сияние излучает Святая Цецилия, покровительница музыки, изобретатель органа. А Зеленый человек, сотканный из травы, кореньев, веточек, глядит на зрителя суровым взором природы.

Центральное место на выставке занимает портрет Николая Мясковского. Первое и единственное в мире живописное изображение великого композитора носит многозначительное название «Молчание». Так называется симфоническая притча, написанная им по мотивам сказки Эдгара По в 1909 году. Так назвали всю выставку Юрий Никитин и ее организатор и автор идеи, композитор Алексей Войтенко.

Верится, что рассказ Алексея Войтенко о Мясковском, прозвучавший на открытии, послужит для многих импульсом для обращения к музыке выдающегося мастера. Сегодня Алексей является одним их немногочисленных исследователей и знатоков творчества Мясковского. По его инициативе два года назад в Киеве состоялся концерт, на котором «Киевская камерата» исполняла произведения забытого классика.

Николай Яковлевич Мясковский (1881—1950), творец универсального дарования, оставил огромное наследие, включающее 27 симфоний, а также квартеты, концерты, сонаты, симфонические поэмы и вокальные сочинения. При жизни, являясь флагманом советской музыки, был чрезвычайно востребован, его произведения исполнялись выдающимися дирижерами на родине и за рубежом. После смерти его имя погружается в тень, музыку исполняют все реже и реже. Облако забвения и непонимания стало рассеиваться только в последние годы, особенно после того, как дирижер Евгений Светланов осуществил запись всех симфоний Мясковского.

Мясковский был и остается загадочной фигурой в истории музыки. Его называют последним великим классиком русской музыки. И первым русским авангардистом. Музыка его таинственная, меланхоличная — и неизменно возвышенная. Подлинно классическая, она обладает притягательной силой, а значит предполагает непременное возвращение к ней после первого слушания.

Вернувшись же к портрету Мясковского кисти Юрия Никитина, задаешься вопросом — о каком молчании идет речь? Присущем композитору, который был человеком благородным, несуетным, отшельнического склада характера? Или об инфернальном молчании времени, десятилетиями хранящем тайну этого человека?

Вечер-открытие, который вела руководитель арт-гостиной Анна Щербакова, проходил в тональности дружественного неспешного общения. И звучала музыка. Композитор и пианист Виктория Гаврик исполнила фортепианные сочинения, свои и Алексея Войтенко. Играла талантливо, сочетая великолепную технику с глубоким ощущением каждого звука. Удивительно уместны были долгие финалы с медленно замирающим звучанием, когда можно ощутить вибрирующую грань звука и тишины, сестры молчания.

Более года Виктория Гаврик и Алексей Войтенко успешно осуществляют интернет-проект «Культурное сообщество vg.co.ua», администрированием которого занимается еще один энтузиаст, программист и веб-дизайнер Алексей Пархоменко. Цель проекта — популяризировать современное украинское искусство, а основной тематический акцент сосредоточен на академической музыке. Обнаружить, что сегодня молодые одаренные музыканты вдохновенно и уверенно исполняют миссию хранителей, — чем не открытие?

Ольга САВИЦКАЯ, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ