Официальное вхождение нового президента России Дмитрия Медведева во власть сопровождалось небывало громкими мероприятиями. Сам протокол посвящения был задуман так, чтобы всем было понятно, что новый премьер-министр Владимир Путин совсем не технический человек, каким в его президентство были, например, Михаил Фрадков или Виктор Зубков. Он остался во власти и далеко уходить не собирается. Для народа, который должен эту самую власть бояться и, соответственно, уважать, был проведен уже несколько подзабытый военный парад с прохождением тяжелой боевой техники и полетом самолетов.
И вот перед всем миром и новым главнокомандующим прошла эта самая тяжелая техника и пролетела все выше и выше боевая авиация. По Первому каналу захлебывающиеся от обязательного восторга дикторы не рассказывали слушателям, что все эти муляжи ракетных комплексов «Тополь М», «Искандер» и «Фаворит» не только никого не напугали, а в очередной раз продемонстрировали, что никакого нового вооружения российская армия не имеет. «Тополь-М» — лишь несколько модернизированный вариант «Тополя РС 12М», решение оразработке которого приняли 19 июля 1977 г. Что касается комплексов С-300 «Фаворит», постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о начале их разработки датировано 27 мая 1969 г. Муляжи относительно новых комплексов С-400 «Триумф» (кстати, разработки тоже советских времен) на параде не показали. Плановое оснащение войск ими проваливается. Оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» прославляют по телевидению уже десяток лет, но в войсках он так и не появился. Изделие, утверждают военные, «не доведено», что косвенно подтвердил генерал-полковник Владимир Зарицкий, начальник ракетных войск и артиллерии.
Навряд ли иностранные военные были серьезно напуганы продемонстрированной мощью российской армии. Но не для них весь этот блеск стали и картонно- жестяные муляжи возили по Красной площади.
НОВЫЕ НАЗНАЧЕНЦЫ
Правительство премьера Путина мало отличается по своему составу от предыдущего. Новыми членами кабинета стали: Александр Коновалов, министр юстиции, Игорь Щеголев, министр связи, Сергей Шматко, министр энергетики, Александр Авдеев, министр культуры, Виталий Мутко, министр спорта и туризма. Понятно, что каждое из этих назначений не случайно. Так, новый министр юстиции сменил, казалось, всесильного Владимира Устинова, которому не помогли ни политические, ни родственные связи (сын Устинова женат на дочери «короля силовиков» Инге Сечиной).
Следует также отметить весьма важную рокировку: руководитель администрации президента Путина Сергей Собянин вместе со своим шефом переезжает в дом правительства на должность вице-премьера, а бывший вице-премьер Сергей Нарышкин сменит его в Кремле. Два центра власти очень боятся войны аппаратов. Нарышкин и Собянин призваны ее не допустить. Справятся ли? That is the question.
В целом состав правительства России претерпел не слишком сильные изменения. Гораздо важнее перестановки на менее публичных, но от этого не менее важных постах. А вот здесь предстоят перемены, и весьма большие. Первым делом премьер Путин возродил практику сужения состава лиц, с которыми он будет непосредственно работать. Создан законодательством не предусмотренный президиум кабинета. Сказано, что это должно освободить премьера от рутины и текучки. Путин не собирается заниматься оперативным управлением, в котором он мало что смыслит, и перекладывает эту неблагодарную работу на своих ближайших подчиненных. В узком составе президиума с них спрашивать будет легче. В свою очередь, будет изменена показавшая малую эффективность трехзвенная система управления. Пока не ясно, как она будет реформирована, но средние начальники замерли в ожидании близких увольнений и переводов на другую работу.
СИЛОВИКИ МЕНЯЮТ НАЧАЛЬНИКОВ
Наибольшие кадровые изменения произошли в силовом блоке. О них говорили довольно давно, а после того, как борьба силовиков друг с другом перешла все мыслимые границы, даже на страницах прессы. Однако верный своему стилю Путин публичных разборок устраивать не стал, а терпеливо ждал появления формальных возможностей для замены проштрафившихся бывших коллег.
То, что Игорю Сечину не остаться в администрации президента, было ясно по определению. Его не без оснований считали лидером силового блока. Около года назад он вошел в жесткую конфронтацию с так называемым либеральным блоком министров. Руку Сечина видели в уголовном преследовании генерала Госнаркоконтроля Александра Бульбова и заместителя министра финансов Сергея Сторчака с целью ослабить позиции министра финансов Алексея Кудрина. Есть информация, что либералы добивались отставки Сечина с поста заместителя главы президентской администрации, но Владимир Путин не поддался давлению, а сейчас забрал его с собой в правительство. Несмотря на громкую должность вице-премьера, политическое влияние Сечина уменьшится, хотя бывший заместитель главы президентской администрации будет пытаться неформально контролировать силовиков.
Также давно прогнозировали отставку главы ФСБ Николая Патрушева. Причиной стал конфликт с главой Госнаркоконтроля Виктором Черкесовым и причастность к громким скандалам, связанным с делом «Три кита» и др. Тогда указом Путина были уволены сразу восемь высокопоставленных чекистов. Фактически Патрушев отказался выполнять это решение: какое-то время все эти генералы работали на своих местах в качестве и.о., что вызвало новые конфликты, не получившие тогда широкой огласки. Должность секретаря Совета безопасности, на которую назначен Патрушев, для человека, который позволял себе игнорировать прямые распоряжения президента, — ссылка, хотя и почетная.
Весьма характерно, что возглавлявший тогда департамент экономической безопасности ФСБ Александр Бортников (он сменил на этом посту фигуранта дела «Трех китов» Юрия Заостровцева, в чьи обязанности входила борьба с контрабандой) не пострадал — был уволен его заместитель Сергей Фоменко. По некоторым сведениям, именно Бортников был автором «слива» информации против Патрушева, поскольку уже тогда находился в некоторой оппозиции к главе ФСБ. В период высокого накала скандала вокруг спецслужб появились слухи о том, что Бортников близок к Дмитрию Медведеву. И в этой связи вполне логичным выглядит его назначение на весьма важный пост директора ФСБ. С Владимиром Путиным Бортников познакомился, когда будущий премьер работал в мэрии Санкт-Петербурга. В 2007 г. журнал The New Times опубликовал серию материалов, в которых рассказывалось о причастности Бортникова к отмыванию денег и убийству политэмигранта Александра Литвиненко. Впоследствии одному из авторов этих статей, Наталье Морарь, гражданке Молдовы, был запрещен въезд в Россию.
Естественно, что кадровые перемены не могли пройти мимо Госнаркоконтроля. Указом президента Медведева на эту должность назначен Виктор Иванов. До этого он работал в администрации президента и ведал кадровыми вопросами. Он не без оснований считался одним из ястребов в окружении Путина. В 2003 г. Союз правых сил требовал его отставки. В первый срок Путина он был почти серым кардиналом и его даже называли «вице-президент». Назначение Иванова прошло тоже не без скандала. Всего несколько дней назад против подчиненного господина Иванова, референта управления президента по кадровым вопросам Валерия Боева, в суде дала показания первый зампред Высшего арбитражного суда Елена Валявина. Она сообщила, что чиновник оказывал на нее давление и требовал отменить определения по одному из рассматриваемых ею дел. Директор центра политических технологий Игорь Бунин считает, что «...это серьезное понижение по службе для Иванова, потому что были предположения, что его либо оставят помощником президента, либо назначат вице-премьером».
В целом кадровые назначения в спецслужбах говорят о том, что сложившийся неофициальный союз Игоря Сечина, Виктора Иванова, Владимира Устинова и Юрия Заостровцева рассыпался: все его участники оказались разнесены по разным административным углам. Сделано это совершенно сознательно. Во-первых, было необходимо переместить одиозные фигуры, чтобы они не привлекали излишнего внимания. Во-вторых, важно сбалансировать непомерно усилившихся силовиков деятелями из либерального лагеря. Например, Игоря Сечина компенсирует первый вице-премьер Игорь Шувалов. В-третьих, перессорившиеся силовики, если их оставить на своих местах, способны серьезно расшатать и без того неустойчивую конструкцию власти.
Назначения в аппарате правительства и администрации президента не дают ответа на главный вопрос: как будут взаимодействовать два центра власти. По подсчетам доктора социологических наук, руководителя сектора изучения элиты Института социологии Российской академии наук Ольги Крыштановской, Медведев может рассчитывать на лояльность Конституционного суда, Высшего арбитражного суда и Арбитражного суда Москвы. В структурах власти его влияние распространяется примерно на 11% кремлевских чиновников, 22% сотрудников правоохранительных органов, «Газпром», «Газпром-Медиа», «РосУкрЭнерго», некоторые бизнес- структуры Петербурга. Пока не густо. Понятно, что такое положение его навряд ли устроит и попытки перетягивания властного одеяла будут продолжаться. Отсюда перманентная неустойчивость российской власти, которую не смогут замаскировать никакие грандиозные военные парады.