Итак, заседание Национального конституционного совета, которое должно было пройти в среду в 15.00 в Секретариате Президента, так и не состоялось. Его, как известно, перенесли по просьбе главы ВР Арсения Яценюка. Дело в том, что спикеру стало плохо после визита в Португалию. На Банковой пообещали, что совет соберется сразу после пасхальных праздников, а чтобы во время многочисленных выходных членам НКС было чем себя занять, им раздали проект концепции реформирования Основного Закона страны. Однако собравшиеся на заседание Конституционного совета политики, в том числе и представители пропрезидентской «Нашей Украины», возмущались отменой заседания, дескать, болезнь Яценюка не является достаточным основанием для перенесения собрания. Об этом заявил Роман Зварич. А депутаты — представители пропремьерской фракции — были еще более резкими в оценках. В частности бютовцы Андрей Портнов и Валерий Писаренко, как только стало известно об отмене заседания, заявили о том, что они выходят из состава Конституционного совета и вся работа на этом участке законодательного поля «переносится в парламент». Правда, позже пресс-служба господина Писаренко обнародовала заявление о том, что БЮТ не заявляет официально о выходе из НКС, однако считает дальнейшую работу этого органа «абсурдной».
Именно Основной Закон страны, а точнее — планы политиков из различных партийных лагерей изменить его, а то и написать «с нуля», могут стать причиной развала коалиции в формате БЮТ+НУ-НС и новых парламентских выборов, прогнозируют аналитики. И, как говорится, первые звоночки этой «мелодии» уже отчетливо слышны. Пропрезидентская фракция устами депутата Ивана Стойко на днях четко и предельно жестко заявила о том, что будет ставить вопрос о роспуске правящего большинства в Раде в случае создания временной следственной комиссии по наработке изменений в Конституцию. «В коалиции уже не холодная, а горячая война. Пошли уже на уничтожение, это видно по взаимным обвинениям, а также попыткам внести изменения в Конституцию и отменить или нивелировать институт президентства», — заявил господин Стойко. Как известно, на создании временной специальной комиссии в ВР настаивают фракции БЮТ и Партии регионов.
Перед парламентскими пасхальными каникулами спикер Арсений Яценюк заявил о существовании «четкого сценария» проведения досрочных выборов в главный законодательный орган страны. Не исключает такой вероятности, как известно, и премьер Тимошенко. На недавнем съезде Партии регионов лидер этой политической силы также допустил, что в скором будущем страну ожидает новая парламентская избирательная кампания.
Сколько продержится правящая парламентская коалиция, стоит ли обществу ожидать новых выборов в Раду и что они изменят, если состоятся? Об этом — в интервью «Дню» народного депутата, представителя пропрезидентской фракции НУ-НС, главы Христианско-демократического союза Владимира Стретовича .
— Владимир Николаевич, как вы считаете, какая судьба ожидает коалицию демократических сил, с учетом прогрессирующих противоречий, взаимных укоров и ультиматумов?
— Все будет нормально, я не могу говорить по-другому накануне Воскресения Христова. Я верю в то, что благовест на наших чиновников высшего ранга сойдет в Пасхальную ночь и все утрясется. Уверен, что поможет этому и дискуссия в Конституционном совете. Понятно, что она будет непростая, но, думаю, продуктивная. Однако сегодня всем очевидно, что без участия Верховной Рады не освятится проблема конституционного процесса. А раз она будет в парламенте, где много участников переговоров, а не один на один, мы найдем общее решение и 11 мая, когда вернемся к пленарной работе и с новыми силами приступим к выполнению всех заданий, стоящих перед нами.
— Сегодня и спикер, и премьер, и представители практически всех политических сил, представленных в парламенте, допускают вероятность проведения очередных внеочередных выборов. Каково ваше мнение на сей счет: выборам в Раду быть или не быть?
— Моя личная позиция заключается в том, что да, такой сценарий вполне вероятен, и поскольку разговоры о досрочных выборах звучат из уст одной из ведущих политических сил, не доверять или недооценивать эти сообщения нельзя. (Очевидно, имеется в виду БЮТ. Чтобы дать зеленый свет новой избирательной кампании, достаточно, чтобы представители пропремьерской фракции — 156 человек сложили с себя депутатские полномочия. — Ред. ).
Однако, учитывая тот факт, что украинский политикум в большинстве своем стремится к реализации ПДЧ и стабильности в стране, я не думаю, что эти выборы состоятся до декабря месяца, хотя не исключаю, что они могут пройти весной следующего года.
— Сегодня, пожалуй, только ленивые политики не пытаются, простите, вставить свои пять копеек в конституционный процесс. По мнению Владимира Стретовича, при нынешних политических, ментальных реалиях, какова идеальная модель правления и, соответственно, Конституции для Украины дня сегодняшнего?
— Поскольку вы назвали мою фамилию, то я, бывший юридическим редактором Конституции образца 1996 года вместе с Михаилом Теплюком и Александром Емцем, царство ему небесное, хотел бы вернуться к Конституции 1996 года, и изменил бы две статьи касательно усиления парламентского контроля над действиями исполнительной власти. Это была бы идеальная модель переходного периода. А через тридцать лет, когда закончится приватизация, ростки гражданского общества заметно прорастут и окрепнут, мы добьемся унификации Единой православной церкви, общество будет объединено, средний класс станет мощным, можно будет перейти к парламентской республике. Сегодня же я не вижу выхода из сложившейся ситуации в исключительно парламентской республике. В нестабильной системе это будет республика кнопкодавов, а не республика политиков и республика защиты интересов граждан.
— На днях премьер Тимошенко заявила, что, дескать, источник всех кризисных бед, всех ссор и раздоров между демократами заключается отнюдь не в конституционных инициативах БЮТа, а в том, что Президент Ющенко видит в ней конкурента на выборах-2010 и, цитирую, «всячески хочет уничтожить». Как вы считаете, возможно, с учетом того, что все политические события сегодня происходят под прицелом завтрашних президентских выборов, стоит отложить конституционный процесс? Пройдут президентские выборы, утихнут страсти, возможно (хотя и маловероятно), политики умерят свои амбиции и будут работать над Основным Законом для страны, а не для поиска своего места, роли и веса в нем?
— Знаете, вы мне нравитесь, поскольку, задавая вопрос, дали на него хороший ответ. Дело в том, что для многих политиков президентские выборы — это идея-фикс, поэтому напряжение действительно возрастает. У нас политики, к огромному сожалению, есть политиками по Кеннеди: они думают о следующих выборах, но не думают о будущем государства. И в этом феномен украинского кризиса.
— А каким образом можно переломить этот феномен и отправить его в историю? И возможно ли это в принципе?
— Необходимо приводить в политику новых людей, новые лица, которые не выросли из революции переходного периода, когда шло первичное накопление капитала, а пришли из глубины народа, сами себя вырастили, овладели необходимой сумой знаний, являются патриотами и профессионалами, готовыми строить страну для всех, а не для отдельных каст, групп, кумовьев, «любих друзів» и так далее.
— Интересно, как прорвать эту блокаду сегодня? Или завтра, в то время, как некоторые представители ведущих парламентских сил вынашивают идею повышения проходного барьера до 7—8 %?
— Я вам скажу, что как только их инициатива проявится, так сразу мы пожнем результат. Я понимаю, что очень хочется на этой волне получить максимум возможностей власти и распределения страны по территориям. Востоком будут править одни, западом — другие, а обо всех остальных, как говорится, будут договариваться. В итоге будет эдакая стабильность по- новоукраински. Но дальше можно говорить только по Шевченко: «На всіх язиках все мовчить, бо благоденствує». Все рот закроют, все будут молчать, поскольку задавят, если не одни, так другие. И Украина выбирает колумбийский или шри- ланкийский путь развития, а не идет в цивилизованную семью народов Европы.
— Ваши оппоненты в ВР, в частности регионалы, говорят о том, что правящее большинство в формате БЮТ+НУ-НС есть только де-юре, а де-факто его нет. Все мы действительно видели частые ситуативные голосования с участием литвиновцев, коммунистов, которые иногда (как при принятии постановления о проведении досрочных выборов в Киеве) спасали коалицию от провалов. Долго ли можно так прожить и быть при этом эффективным парламентским большинством?
— Коалиция демократических сил в парламенте нынешнего VI созыва будет жить долго и счастливо. Коалиция может быть подвергнута каким-то трансформациям только после президентских выборов 2010 года. До этого времени она, пусть с дискуссиями, но будет работать, потому что это — демократическая коалиция, а не единоначальная, криминальная, антикризисная, когда все брали под козырек и коалиционеры вынуждены были принимать решения даже против своей воли. У нас коалиция демократическая, и все решения принимаются в процессе иногда жесткой, но дискуссии. Насколько коалиция демократических сил является стабильной де-юре и де-факто, покажет месяц май. Если мы две недели майского периода пройдем успешно, то можно ожидать, что в летнюю жару будем абсолютно спокойными. Хотя, по давней украинской традиции, пик политического кризиса приходится на первую декаду июля — перед парламентскими каникулами.