Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Распроданный город-сад

Быть или не быть киевскому историческому ландшафту?
22 апреля, 2008 - 19:42
ВОЙНА ЗА ТЕРРИТОРИЮ ОБСЕРВАТОРНОЙ ГОРКИ ДЛИТСЯ БОЛЕЕ 9 ЛЕТ. ПОКА ЧТО ПОБЕЖДАЮТ ЗАСТРОЙЩИКИ. ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ КОНЦА ХIХ — НАЧАЛА ХХ СТОЛЕТИЯ (ДО НЕДАВНЕГО ВРЕМЕНИ САНАТОРИЙ «САЛЮТ»), ПОМЕСТЬЕ, В КОТОРОМ ЖИЛИ ХУДОЖНИКИ ВЛАДИМИР ОРЛОВСКИЙ И НИКОЛАЙ ПИМОНЕНКО И СОБИРАЛСЯ ВЕСЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ БОМОНД КИЕВА, УЖЕ ПРОДАЛИ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Терпение киевлян готово вот-вот лопнуть. А как выглядят киевляне, терпение которых лопнуло, некоторые власть придержащие уже никогда не забудут. События 2004 года навсегда отложились в их памяти. Сменились чиновники. В киевской мэрии и Киевсовете группа поддержки А. Омельченко уступила место группе поддержки Л. Черновецкого. Однако пренебрежение со стороны киевской власти к киевлянам, к их правам, осталось неизменным. Поэтому мы, киевляне, вынуждены будем напомнить чиновникам, что земли Киева, его историческое наследие принадлежат гражданам города, а не горсточке чиновников из киевской власти; что Киев — не феодальная вотчина г-на Черновецкого; что чиновники — обслуживающий персонал, призванный выполнять волю киевлян, а не перекупать избранных народом депутатов, превращая их в покорную клиентелу; что Киев должен жить не по законам джунглей, а по законам цивилизованного европейского города, и эти законы обязательны для выполнения. Их нарушение наказывается сурово.

И в который раз попробую к штыку приравнять перо, хотя и не верю в действенность слова как «единственного оружия». Кто-то спасает Владимирскую горку, кто- то — Андреевский спуск. Кто-то защищает от жадных расхитителей киевских исторических земель Пейзажную аллею. Честь им и хвала. А мы вот уже 9 лет держим оборону одного из самых «киевских» уголков города — Обсерваторной горки с прилегающими территориями. Приходите к нам, и вы увидите оазис той старой, чисто киевской жизни, которой так славился наш город в прошлом — Киев сквериков и цветников, таинственный и зеленый «Київ-Вій» (О. Мандельштам), где в живописный ландшафт, создание небесного зодчего, гармонично вплетаются сооружения человеческих архитекторов.

Реликтовые дубы, клены, тополя, редкой породы осины, каштаны, цветение которых похоже на карнавал... Павловский сквер, который упирается в Обсерваторную горку, всегда наполнен счастливым детским говором. Здесь гуляют откормленные псы редкой степени беспородности, усыновленные людьми, язык которых чище толкового словаря. Вот медленно ковыляет старый спаниель известного режиссера Виктора Греся. Навстречу выходит большая собачья компания, спасенная бывшей преподавательницей университета. Влюбленные парочки обнимаются под вековыми деревьями. Опрятные бабушки на лавочках обсуждают перипетии украинской политики. Брейгелевские пейзажи, которые в перспективе заканчиваются могучими елями бывшей усадьбы знаменитых украинских художников В. Орловского и Н. Пимоненко. Все это кажется вечным и нерушимым. Но на самом деле существование этой идиллии на протяжении 9 лет многократно ставилось под угрозу росчерками пера чиновников, землеотводами, проектами гигантского строительства, произволом Зеленстроя, силами которого несколько лет назад на рассвете было уничтожено более 50 деревьев, в том числе и 300 летняя липа, гордость природоохранных организаций.

И вот недавно тяжелая и неравная борьба с чиновниками всех уровней закончилась... нашей победой. И квартал между улицами Гоголевской, Ю. Коцюбинского и Обсерваторной решением Кабинета Министров Украины (решения Министерства культуры и туризма от 16.06.07 а 662/0/16-07) получил статус историко-культурного заповедника. Казалось бы, happy end? Если вы так думаете, вы, по-видимому, не здешние. Почти одновременно с решением Кабмина Киевсовет, который владеет всей полнотой информации об исторической и культурной ценности этой территории (туда направлялись не только письма с подписями рядовых граждан, но и циркуляры с оценками экспертов), отдает часть новообразованного заповедника (ул. Гоголевская, 26—28) под застройку!

Т.е., иначе говоря, нас, граждан Украины, грабят. Потому что именно мы, все до единого граждане государства, являемся наследниками ее историко-культурных ценностей. Кроме того, нас еще и пытались обмануть, убеждая, что это ограбление в наших же интересах. В газете «Хрещатик» появилась крошечная заметка о том, как киевская власть «любит детей», и именно, руководствуясь заботой о детях, отдает детский санаторий «Салют» (Гоголевская, 26—28) инвестору под застройку, компенсируя бедному инвестору его расходы на то, чтобы отремонтировать спальные корпуса санатория «Ялынка» в Пуще Водице и увеличить мощность указанного санатория до 300 коек. Тогда добрые к детям дяди выгонят санаторий «Салют» за город, «в парковую зону», а инвестор получит 1,4 га земли в центре Киева. Возможно, я чего-то не понимаю, но кажется мне, что стоимость 1,4 гектара земли в центре Киева и стоимость ремонта спальных корпусов и коек детского санатория «Ялынка» — несравнимы. Т.е. очевиден самый обыкновенный грабеж, прикрытый благими намерениями.

Цинизму городской власти нет пределов, поскольку речь идет не просто о земле в центре Киева. Речь идет об историческом и культурном памятнике, значение которого трудно переоценить. Санаторий «Салют», расположенный по адресу Гоголевская, 26—28, — бывшая усадьба известного художника В. Орловского, потомка знаменитого Пилипа Орлика. На территории этой усадьбы расположен дом одного из классиков украинской живописи Н. Пимоненко, поскольку гениальный живописец был женат на дочери В. Орловского. Но не только знаменитые имена делают это место культурно значимым. Усадьба В. Орловского — очень ценный памятник усадебной архитектуры конца ХIХ — начала ХХ вв. Ее стиль — классическое террасное планирование, где на первой террасе расположен сад, на второй — главный дом, а на третьей — парковый ансамбль. Это место является культовым для украинской интеллигенции, потому что в свое время здесь собирался интеллектуальный и культурный бомонд Киева — И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, А. Мурашко, М. Нестеров, А. Прахов, Н. Лысенко, В. Городецкий, М. Коцюбинский и другие.

Такие персоналии, как В. Орловский и Н. Пимоненко представляют собой гордость украинской культуры и прославляют ее в мире. Картины академика живописи Владимира Донатовича Орловского (1842 — 1914) представлены в коллекциях известных мировых музеев. Граф В. Орловский в свое время поступил в Петербургскую академию искусств по рекомендации Т. Шевченко. После окончания академии учился современному искусству во Франции. Став мастером мирового класса, известный художник прославляет красоту родной Украины и одним из первых начинает развивать тему украинского национального пейзажа.

Что же касается Николая Корниловича Пимоненко (1862 — 1912), здесь, думаю, комментарии излишни. Его имя известно каждому образованному человеку. Родился великий украинский художник в семье иконописца. С 11 лет он помогал расписывать церкви. Учился в Киевской художественной школе. Вместе с Михаилом Врубелем принимал участие в росписи Кирилловской церкви. В 1899 г. принимается в группу художников-передвижников. В 1900 г. оформляет оперу Н. Лысенко «Наталка Полтавка» и становится членом театрального общества. С 1904 г. — академик живописи. Произведения Николая Корниловича могут считаться энциклопедией украинской жизни.

Н. Пимоненко был не только выдающимся мастером, но и высокоморальным человеком, занимался благотворительностью, входил в братство Cвято-Макариевского Юркивского храма. Как-то водочный фабрикант Шустов пообещал Н. Пимоненко огромные деньги за право использовать его картину «Домой» для этикеток на бутылках с крепким напитком. Но художник с гордостью отказался от выгодного предложения. Ведь моральные убеждения важнее денег. Почему же для руководителей нашего города деньги оказались важнее моральных убеждений? И куда смотрят руководители нашего государства? Не может быть, чтобы Президент не осознавал значения имен Н. Пимоненко и В. Орловского для Украины. Значит, по-видимому, он не знает о грубом разрушении культурной среды государства? Так мы даем сигнал SOS и ждем срочную помощь для спасения исторического Киева.

Среди жителей района ходят слухи, что за присвоением детского санатория «Салют» и земли вокруг него стоит всем знакомая фигура секретаря Киевсовета Олеся Довгого, поскольку вроде бы эти исторические земли должен получить его отец — член фракции «Наша Украина» Станислав Довгий. Спасение украинской культуры — одно из главных лозунгов фракции «Наша Украина». Если эти слухи обоснованы, то возникает вопрос — как подобные лозунги могут сочетаться с фактом хищения культурных объектов членами фракции? Еще более тревожные слухи говорят, что усадьба Орловского — Пимоненко будет разрушена новым владельцем, поскольку он считает памятник усадебной архитектуры «устарелым». По такой логике скоро в собственность наскоро испеченной новой украинской «аристократии» передадут Мариинский дворец или здание Союза писателей — бывшую усадьбу Ф. Трепова. Последнюю новые украинские господа непременно разрушат, потому что она «устарелая». А вместо нее построят доходный небоскреб... Можно было бы фантазировать и далее, если бы не тот грустный факт, что культурное наследие киевлян поставлено на грань исчезновения. Ведь высшим достижением культуры для многих украинских чиновников являются итальянский кафель, джакузи и бассейн на третьем этаже собственной виллы.

Но, может, там наверху, во властных коридорах, кто-то услышит голос вопиющего в пустыне и поможет нам сохранить для потомков частицу древнего и уютного Города. А беречь есть что. Обсерваторная горка — не только реликт исторического ландшафта Киева, но еще и памятник археологии, древний краеведческий ориентир, упомянутый четырьмя летописями, в том числе и «Повестью временных лет», часть так называемого Копырева Конца. Иногда горку называют урочищем «Олегова могила», поскольку существует гипотеза (или, может, городская легенда?), что именно здесь проходила тризна по князю Олегу. На вершине горки находится знаменитая Астрономическая обсерватория университета им. Т. Шевченко, построенная в 1841 г. по проекту архитекторов отца и сына — В. Беретти и А. Беретти. Раньше здесь располагались военные укрепления и проходили линии валов (валы Минха). Павловский сквер, заложенный в 1905—1909 гг. на месте древнего оврага, в следующем году будет праздновать столетний юбилей, если устоит перед аппетитами хищников от власти. Ведь с 1999 года Павловский сквер и Обсерваторная горка находятся под дамокловым мечом уничтожения.

Существованию заповедной территории угрожали сразу же несколько проектов застройки. Инвестор М. Толмачев рассчитывал построить многоэтажки на месте Астрономической обсерватории. Всемирно известный телескоп чиновники предлагали перенести на крышу одной из высоток... Авиакомпания «Вита», почетным президентом которой был В. Сивкович, получила от киевской власти 22 сотки в указанной зеленой зоне под строительство 18-тиэтажки с паркингом на 80 машин. Кто когда-нибудь имел хоть небольшой приусадебный участок, знает, что разместить высотку и паркинг на 22 х сотках не легче, чем верблюду пролезть сквозь игольное ушко. Поэтому всякими правдами, и, скорее всего, неправдами инвестору «задним числом» прибавляли земли, заросшей вековыми деревьями. Упоминания об исторической значимости этой территории вызвали у чиновников странную реакцию — они предложили украсить фасад многоэтажки символикой, связанной с фигурой Вещего Олега. Возможно, они имели в виду череп коня? В части парка, которая граничит с ул. Гоголевской, планировали построить дома для сотрудников МВД, что сокращало бы территорию Павловского сквера на треть. Люди, которые живут в домах, расположенных в сквере (Гоголевская, 32, — в прошлом доходный дом и флигель и Гоголевская, 34 — изысканное здание в стиле модерн), привыкли не жить, а бороться. Именно поэтому приведенные проекты уже потеряли свою актуальность. Но спокойно жить, созерцая красоту природы за окном, не приходится. Борьба продолжается.

За 10 лет борьбы мы перезнакомились со всеми городскими чиновниками. Нас знает в лицо и опасается главный архитектор Киева. В Шевченковскую райадминистрацию мы ходим, как домой. Обычно люди переписываются с родственниками, а мы переписываемся с прокуратурой всех уровней. Мы дружим с корреспондентами газет («День», «Газета по-киевски», «Сегодня», «Зеркало недели» и др.), которые уже много лет отслеживают проблему. Одного очень уважаемого человека, который несколько лет жизни полностью посвятил спасению Обсерваторной горки и Павловского сквера, с нами уже нет. Пытаясь пробить стену равнодушия и цинизма чиновников, ученый и поэт О. Венгренивский, получил инсульт и вскоре умер. Он был неравнодушным гражданином и сделал очень много для сохранения древностей, рядом с которыми жил. Поэтому цена нашей «победы» непомерно высокая, и сдаваться мы не намерены.

«На высокой горе стоит он, опоясанный зелеными садами, увенчанный золотыми маковками церквей, как святой короной, под горой широко разбежались живые волны Днепра — кормильца. Боже мой, что за роскошь! Слышите ли, добрые люди, я вам говорю о Киеве», — так писал Евгений Гребинка. Гору срыли, сады вырубили. Загазованные, хаотически застроенные каменные джунгли почти ничем не напоминают Город-сад, воспетый писателями и поэтами. Внуки, правнуки, праправнуки будут знать твердо, кто несет ответственность за разрушение исторического ландшафта Киева. Таким же образом, как сегодня вспоминают вандализм Батыя или Сталина, будут вспоминать историческую роль главного архитектора, мэров Киева. И никакие деньги не смоют вечного позора. А как потомки будут вспоминать президентов и премьеров, которые не пошевелили пальцем для защиты величественного и прекрасного Киева? Когда-то Шарль де Голль спас историческое лицо Парижа, издав указ, который запрещал застройку исторического центра. Президент, премьер, лидеры оппозиции, опомнитесь! Спасайте наш Город!

Борис МАЛЫШЕВ, Алина АРТЮХ от инициативной группы сохранения Павловского сквера и Обсерваторной горки
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ