Национальное информационное пространство Украины проиграно. Газета «День» уже неоднократно говорила и подчеркивала это. Здесь есть целый комплекс вопросов и проблем наконец-то признанных и публично озвученных на заседании СНБОУ. Речь идет о докладе «О неотложных мерах по обеспечению информационной безопасности Украины» Раисы Богатыревой 21 марта. Впервые за несколько лет предметом рассмотрения стала национальная безопасность в информационной сфере. В докладе были отмечены вопросы, которые, по мнению пани Богатыревой, требуют неотложных решений, а возможные пути их решения — к сожалению, эфемерны, лишены конкретики и давно «пережеваны». Помимо прочего, означает ли этот доклад, что государство наконец будет заниматься происходящим в этой стратегически важной сфере? Этот вопрос стал главным поводом для разговора «Дня» с народным депутатом Украины Николаем ТОМЕНКО.
— Доклад Секретаря СНБО по поводу обеспечения национальной безопасности в информационной сфере я считаю запоздалой констатацией факта. Основной ее текст — это докладные записки украинских интеллектуалов, Национальной радиокомпании Украины, общественных институтов за несколько лет. В тексте встретил знакомые до боли фрагменты того, что мы писали и говорили ранее. Впервые появилась критика Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, потому что до этого создавалось впечатление, что он превращен в рынок лицензий для богатых вещателей. Для примера: Национальная радиокомпания Украины за последний период получила с десяток лицензий в отдаленных селах и городах Волыни, Ровенской области. В то же время лицензии отдавались преимущественно «модным» FM-радиостанциям, популяризирующим русскоязычную культуру. Хотя очевидно, что нуждается в государственной поддержке, прежде всего — Национальное радио (под этим я подразумеваю три канала: УР-1, «Промінь» — как радио музыкального формата и УР-3 — как образовательное радио). Необходимо обращать внимание и на те коммерческие радиокомпании, которые являются наиболее успешными. Анализ свидетельствует, что на региональном уровне есть достаточно много коммерческих структур, которые, на мой взгляд, выполняют условия лицензии — с точки зрения программного наполнения, языка, просветительских программ и тому подобное. Например, ровенское «Радио Трек». Подобных радиокомпаний на региональном уровне много. Они работают, прежде всего, как украинские информационные, просветительские и музыкальные радиостанции. При равных позициях, условно говоря, «Взрослого радио» и «Радио Трек», нужно отдавать предпочтение тем, кто выполняет заявленные условия лицензии...
— За этим и должен бы следить Нацсовет...
— Конечно, ведь Нацсовет — государственная, а не коммерческая структура, которая с аукциона продает частоты. Доклад секретаря СНБО — как будто позитив. Но я — реалист и понимаю, что системной работы в этом направлении не предусматривается. Ведь на сегодня нет четкого понимания того, что такое государственная информационная политика, ее стратегия, принципы, приоритеты и чем должны заниматься институты государственной информационной политики — Госкомтелерадио, Нацсовет, парламент и правительство, в конце концов.
— В докладе Раисы Богатыревой было сделано ударение на том, что межведомственные споры значительно тормозят все позитивные преобразования в информационной отрасли. Очевидно, ответственные должны быть четко определены, и не должно быть — как указывается в докладе — более 20 тех, кто причастен к выполнению тех или иных задач и программ...
— Конституцией предусмотрено функционирование двух самых важных институций в этой сфере — Нацсовета и Госкомтелерадио. О Нацсовете мы уже говорили. Что касается Госкомтелерадио, то это орган, который должен заниматься разработкой государственной политики в информационной сфере, тем более, что Конституцией предусмотрено, что глава этого органа избирается Верховной Радой. Я, как человек, создававший действующее законодательство в отрасли СМИ, сейчас не знаю, чем занимается эта структура. Знаю только об одном проекте — внедрение цифрового телевидения с привлечением фантастически высокой суммы из Госбюджета. Я выступаю против такого проекта.
— А каким вы тогда видите путь введения цифрового телевидения?
— Я не понимаю, как можно делать подобные проекты миллиардными бюджетными средствами? Сначала экспертное сообщество должно определить единственный логичный для Украины путь внедрения цифрового вещания. Вариантов, как сделать это без бюджетных средств, есть множество. Можно использовать инфраструктуру, скажем, уже действующих каналов. Если концепция цифрового вещания предусматривает, что в конечном итоге оно будет частным, то зачем тогда государству вкладывать несколько миллиардов гривен в то, что будет когда-то приватизировано? Поэтому нужно остановиться, обратиться к экспертам и спросить: как нам цивилизованно, не воруя бюджетные средства, сделать цифровое вещание в Украине.
По поводу доклада Раисы Богатыревой еще должен сказать, что больших надежд она у меня не вызывает еще и потому, что СНБО не является институтом, который непосредственно может проконтролировать и обеспечить условия для функционирования нормальной государственной политики в информационной сфере. Это так — поставили фишечку, что рассмотрели вопрос информационной безопасности... Нацсовет хоть раз серьезно рассмотрел вопрос содержания вещания? Да, они пытаются учитывать слабости руководства страны — например, проанализировали, как выполняется указ Президента по ознаменованию годовщины Голодомора... Но нужно говорить о стратегических вещах. Сейчас, как минимум, 70% рекламы противоречит действующему законодательству по контенту. Когда я был главой Комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информации, мне удавалось остановить вопиющие нарушения законодательства о рекламе, потому что мы постоянно мониторили ситуацию, собирали рекламистов, руководителей каналов и рекламные компании. Мы предупреждали, чтобы они не играли с законом и не обманывали никого, уверяя, что якобы входят в рамки такой-то статьи. Не может из контента вытекать неуважение к преподавателю, учителю, медику. Нельзя популярным людям создавать на телеэкранах образ современного модного человека, который обязательно должен пить определенное пиво или курить какие-то сигареты... Если бы взаимодействовали Госкомтелерадио, Нацсовет, Экспертная комиссия по вопросам общественной морали, правительство и парламент, тогда общими усилиями можно было бы избежать нарушений законодательства в этой сфере. Эксперты и общественность постоянно апеллируют к тому, что территория украинского информационного пространства сужается — не только по отношению к языку, а в первую очередь — к содержанию, к украинским ценностям. Поэтому нужно возвращать в отечественное медиапространство общечеловеческие и украинские ценности. И это должна быть генеральная линия нашей власти.
— Что должно быть определяющим — так сказать, отправной точкой в этой генеральной линии?
— Если мы хотим прогресса, мы должны говорить о возвращении в медиа ценностей общественной морали, а не только ценностей культурологических. Медиаскандалы и «чернуха» уже себя исчерпали, коммерческие каналы в массе своей прибыльны. Раньше продюсеры убеждали нас в том, что им нужно денег заработать, а потом они будут снимать украинские фильмы, делать просветительские программы, говорить об украинской культуре. Ситуация до сих пор не изменилась. Уже столько денег заработали, что можно рынок качественно изменить... А оказывается, этого просто никто не хочет делать. Сегодня появление общественно значимых проектов — скорее, исключение. Во время различных обсуждений раздаются резкие заявления, что это неактуально, невыгодно, немодно. Украинское общество смотрит российские сериалы — они качественные, но там пропагандируются российские герои, российские государственные деятели, российские обычаи, символы и тому подобное. Получается, что у украинцев — одна жизнь, а через телевидение они живут ценностями другой страны. Сейчас я не вижу критической массы именно украинского медиарынка, который был ранее. Возможно, сменились менеджеры. В 2002— 2005 годах, когда я был главой Комитета по вопросам свободы слова и информации, попытки делать инновационные проекты на коммерческих каналах были. Например, бывший продюсер «Интера» Владислав Ряшин вместе со своей командой сделал блестящее TV-изложение украинской истории в компьютерной версии. Сейчас, кстати, компания Ряшина делает для российского телевидения проект об истории России. А в Украине, оказывается, собственная история не нужна никому, производят сплошной таблоид.
— Это, очевидно, связано, в первую очередь, с политикой владельцев. Мы уже давно пишем о том, что украинское информационное пространство продано. И здесь возникает вопрос об общественном телевидении...
— Можно и владельцев убедить в том, что нужно искать баланс между прибылью и моралью, между инстинктом и ценностями. Как давний сторонник общественного телевидения, я всегда говорил, что на самом деле серьезно оно ничего не изменит. Общественное вещание нужно внедрять. Но нужно и коммерческое вещание приближать к стандартам общественного, потому что общественное телевидение никогда не будет конкурентным. Это, скорее, помощь тем людям, которые являются коммуникаторами культуры. Здесь как раз известных общественных и культурных деятелей, историков можно привлекать. Не по сельским клубам они должны ездить, а на языке телевидения говорить с новым поколением.
— В вашей профессиональной жизни намечается интересный поворот. В то время, как медийщики пытаются попасть в круги власти, вы движетесь в обратном направлении, работая над программой «Начни новую жизнь», которая скоро появится на телеканале «ICTV». Вы разочаровались в политике? Что это за проект?
— Я с ужасом смотрю на то, как активный, здоровый образ жизни покидает территорию Украины. Это касается не только сельской местности, даже в Киеве скоро вообще не останется спортивной инфраструктуры. В этой ситуации двойная проблема: с одной стороны, нет соответствующих условий для спортивной жизни, с другой — нет моды на здоровье, спорт. Активный образ жизни был нормой нашего поколения, но, к сожалению, теперь ценности изменились и вернуть моду на здоровый и спортивный образ жизни, особенно у молодых людей — задача непростая. Ее можно реализовать только популярным языком телевидения и общими усилиями известных политиков, звезд спорта и шоу-бизнеса. Поэтому я пытался организовать договоренности между СМИ и известными людьми, чтобы популярные люди убеждали, что активный образ жизни имеет свои преимущества. Я предложил нескольким руководителям телеканалов подумать об этом. Телеканал «ICTV» заинтересовался... Было решено, что, поскольку я являюсь автором идеи, то первые 12 передач буду вести я. Стартует еженедельник «Начни новую жизнь» на Пасху — 27 апреля, в 13.00. В программе будет три главных героя: ведущий, известный спортсмен, помогающий рассказать о конкретном виде спорта, и звездный человек, который своим примером также показывает, что это очень важно, интересно и полезно. Например, в программе, посвященной бегу, примут участие олимпийская чемпионка по легкой атлетике Инесса Кравец, рекорд которой в тройном прыжке до сих пор никто не может побить с 1995 года, и известная певица Лама... Считайте, что наша программа посвящена идеологии здорового образа жизни. Слово «спорт» мы решили не употреблять, поскольку нашему обществу прежде всего нужны уроки здоровья, а уже потом — спорта. Мне хотелось бы, чтобы другие СМИ поддержали нашу инициативу — «Здоровым и спортивным быть модно». Программа «Начни новую жизнь» — лишь первый шаг, который должен привлечь внимание людей к возможности активно, интересно и полезно проводить свое свободное время.
— Ваш фонд «Справедливая Украина» совместно с Национальной радиокомпанией Украины будет выпускать аудиоиздание произведений украинской классической литературы. В последнее время в Украине начинают появляться проекты, направленные на поддержку культуры. Много, в частности, делает Олег Скрипка. Какие из этих проектов вам показались наиболее эффективными?
— К сожалению, большинство культурологических проектов проводится у нас исключительно за бюджетные средства. Я считаю это неправильным, ведь часто очень мало украинского и патриотического в подобных мероприятиях. Упомянутый вами Олег Скрипка хорош тем, что привлекает к этому еще и бизнес. Что касается проектов, которые проводит фонд «Справедливая Украина», то я горжусь тем, что ни один из них ни копейки не использовал из госбюджета. Всеукраинская акция «Семь чудес Украины», серия этнофестивалей, «Спортивные игры Украины», акции «Познай Украину», теперь проект «Семь природных чудес Украины» организовывались Фондом исключительно за средства спонсоров. Нам нужно усилить коммерческую составляющую проектов, направленных на украинскую культуру, которые сегодня практически исключены из бюджета. Мы в последние годы издавали интересные книги, но тиражом всего в 500— 1000 экземпляров. Нескольким важным людям подарили — и тираж разошелся. Это что-то изменило? Нужно научиться делать массовые проекты, учиться на том, как работала «Просвіта» начала XX века, когда в условиях российского давления издавала украинские книги тиражом 50—100 тысяч. Также нужно работать над инновационными проектами. Например, мой фонд при содействии Национальной радиокомпании Украины выпустил компакт- диск «Главные песни и мелодии Украины», который с сентября прошлого года удалось распространить в школах и домах культуры 10 областей Украины. В этот диск вошли 17 музыкальных произведений, среди которых Гимн Украины, Молитва за Украину, казацкие марши, «Пісня про вчительку», «Пісня про рушник», «Україна», «Києве, мій» и др.. Ко Дню Европы, 17 мая, планируется выпустить аудио-издание «Лебеді материнства: Живий голос Василя Симоненка», в которое войдут уникальные записи авторского исполнения поэтом своих произведений, а также лучшие фонограммы стихов Василия Симоненко и музыкальные произведения на его стихи из фондов Украинского радио. Кроме того, к Дню независимости планируется выпустить для школ и вузов аудио-издание «Класика української літератури: Живі голоси». Здесь будут собраны авторские исполнения самых известных поэтических и фрагменты прозаических произведений выдающихся украинских творцов — Леси Украинки, Марка Кропивницкого, Павла Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Андрея Малышко, Василя Стуса, Остапа Вишни.