Что для украинца земля? Если для городского жителя это большей частью что-то абстрактное — от всей нашей планеты и вплоть до грязи на обуви или под ногтями, то для крестьянина, который от этой земли непосредственно кормит и себя, и свою семью, и всю страну, это — обязательно конкретика. Его интересует, а какая это земля, а сколько ее, а чья она, а за сколько ее можно заложить, продать или же купить? А когда на большинство этих вопросов ответа получить нельзя, то натруженные на той же земле руки невольно опускаются. Крестьянин не видит никакого выхода из затруднения ни для себя, ни для своих детей...
Да, ему выделили так называемый пай от бывшей колхозной земли. Но что с ним делать, как и чем обрабатывать? Ни лопата, которой еще что-то можно сделать на огороде, ни слабосильная соседская лошаденка здесь не помогут. А техники у людей, конечно же, нет. Как и удобрений, как и сортовых семян, как и средств борьбы с сорняками и вредителями. Поэтому выход один — сдавать этот надел в аренду и ждать осени, когда арендатор, а это, преимущественно, бывший колхозный председатель или главный агроном, решит, сколько сможет заплатить за использование этой земли. Так наше село из года в год беднеет. Потому что арендатор, который практически владеет не своей землей, о ней не очень, а чаще всего и совсем не заботится, а стремится получить от нее как можно больше. Какие там севообороты? Какое там унавоживание? Что сегодня выгоднее, то и сеют, и нередко раз за разом то же самое, выжимая из земли до последнего все ее соки.
А собственник за этим может только наблюдать, потому что арендаторы неизменные — они к нему в очередь не строятся и за его надел не конкурируют. А если и найдет какого-то приличного человека или же фирму, которая захочет арендовать его участок на лучших условиях, то еще неизвестно даст ли свое «добро» новому арендатору местная власть, которая регистрирует и удостоверяет все соглашения. В ход, как свидетельствует редакционная почта, идут самые удивительные методы: от черного пиара, т.е. откровенной грязи, которая выливается на арендатора-конкурента, до бюрократических лазеек типа «не подпишу и все», «печати нет» и тому подобное. Походит человек день-другой и отступает — за долгие годы воспитали у него привычку лишний раз не тревожить начальство...
И все это при условии, что земельная реформа в Украине началась еще более 17 лет назад, в декабре 1990-го. Однако и до сих пор украинский крестьянин не имеет права на свою землю и живет одной ногой еще в советской системе. Не может ни метра продать или же заложить, чтобы, скажем, купить трактор, плуг или удобрения, ни докупить земли в том случае, если путем каторжного труда разжился какими-то деньгами. Село в этих условиях практически вымирает, а те земли, которые нуждаются в особом уходе, просто зарастают лесом.
С удивлением смотрит на то, как на протяжении многих лет проблема свободного обращения земли в Украине остается одной из самых актуальных, международное сообщество. Оно не без надежды посматривает на наши черноземы, как на поле для выгодных инвестиций и трансферта современных технологий. На днях Европейская Бизнес Ассоциация инициировала по этому поводу дискуссию между представителями бизнеса и власти и уделила много внимания перспективам отмены в Украине пресловутого моратория на продажу сельскохозяйственной земли. А также еще одного фактического моратория (он помещен в Земельном Кодексе), который ограничивает размер земельного участка у одного собственника только 100 гектарами.
Правда, началась эта дискуссия по подобной, но все же другой проблеме. Директор компании Кнауф Инсулейшн в странах СНГ (она имеет 150 заводов во всем мире) Жан Киоп рассказывал о своих земельных мытарствах в Украине. Еще 5 декабря 2006 года компания получила разрешение на начало подготовительных работ по сооружению в г. Фастове завода утепляющих стеновых материалов, крайне необходимых жилищно-коммунальному хозяйству нашей страны. Но и до сих пор не знает, на каком она свете. «Ходим на ощупь, как в темноте», — рассказывает иностранный инвестор и указывает, что акционеры теряют интерес к такому рынку.
Ведь, по его словам, «им нужна увязка между декларациями и реальными шагами». Проблема в том, что иностранцы, согласно отечественному законодательству (ст. 82 Земельного Кодекса), все еще не имеют права владеть в Украине землей. ЕБА уже подготовила соответствующие изменения и можно быть уверенным, что отмена этой преграды для иностранного бизнеса — только проблема времени. Но кто так же страстно и авторитетно будет лоббировать интересы украинского крестьянства?
Тем временем в дискуссии принимали участие также люди, которые должны принимать соответствующие решения. Это, в частности, — председатель комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Николай Присяжнюк (Партия регионов) и секретарь этого же комитета Роман Ткач (НУ-НС). Оба — за отмену моратория и скорейшее принятие нужных для этого законодательных актов (законов о рынке сельскохозяйственных земель, о земельном кадастре и о регистрации земельных прав). По словам Присяжнюка, первый из названных законопроектов в конце прошлой недели поступил в парламент. Комитетчики заверили, что мораторий будет снят и во всяком случае со следующего бюджетного года рынок земли в Украине начнет работать.
Как не удивительно, аудитория, которая состояла в основном из украинских бизнесменов, работающих в иностранных компаниях-инвесторах, в это обещание не поверила. Почему? Дело в том, что организаторы дискуссии поставили перед ее участниками сакраментальный вопрос: «Кто виноват?». Ответов получили два. Первый заключался в том, что сегодня украинское село в значительной степени разочаровалось в обещанных ему земельных правах. Виной тому — последствия распаевания земель. Массовыми стали случаи, когда руководители новых частных «колхозов»-арендаторов не выплачивали налогов, а поэтому налоговые службы накладывали арест на доходы и ресурсы этих хозяйств. Как следствие, крестьяне не получали плату за свои сданные в аренду паи.
Вторая и, кажется, более вероятная причина заключалась в том, что наличие моратория и отсутствие полного комплекса земельного законодательства очень выгодны многим людям среди тех же народных депутатов и их окружения. Таким образом сторонники моратория находятся не только среди левых, но и, по-видимому, почти во всех других парламентских фракциях. Многие из них за время действия моратория уже успели стать настоящим латифундистами на лучших в мире украинских черноземах. Но еще более опасны в деле отстаивания моратория те, кто еще совсем не обзавелся собственной латифундией и те, кто ее уже имеет, но считает ее размеры недостаточными. Ведь ловить рыбку в мутной воде, как известно, легче всего, приятнее всего и, главное, вполне безопасно.
КОММЕНТАРИИ
Андрей МАРТЫН, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой землеустроительного проектирования Национального аграрного университета:
— Земельный фонд страны сохраняет устоявшуюся тенденцию к ухудшению. Общая площадь сельскохозяйственных угодий, которые претерпели гибельное влияние водной эрозии, составляет сегодня 13,3 миллиона гектаров, в том числе 10,6 миллиона гектаров пахотных земель (то есть треть от общей площади). Так, 9,6 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий составляют кислые почвы, из которых на средне- и сильнокислые приходится 4,4 миллиона гектаров, 5,2 миллиона гектаров близки к нормальным. Солонцеватые (средне и сильно) грунты занимают 0,5 миллиона гектаров, а засоленные — 1,7 миллиона гектаров. Кроме того, 1,9 миллиона гектаров занимают переувлажненные, 1,8 миллиона гектаров — заболоченные и 0,6 миллиона гектаров — каменистые почвы.
Интенсивное сельскохозяйственное использование земель приводит к снижению плодородия почв вследствие их переуплотнения (особенно черноземов), потери комковато-зернистой структуры, водопроницаемости и аэрационной способности со всеми экологическими последствиями. Большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей не придерживаются научно аргументированных севооборотов и почвозащитных технологий, не имеют необходимого количества органических и минеральных удобрений, что приводит к истощению земель, снижению плодородия почв, их деградации. В последнее время усилились процессы деградации почвенного покрова, обусловленные техногенным загрязнением. Наибольшую опасность для окружающей природной среды представляют загрязнение почвы радионуклидами, тяжелыми металлами, возбудителями болезней. На охрану земель государство выделяет мизерные средства (например, в бюджете-2008 на эти цели выделено на всю Украину аж 9,5 миллиона гривен), а землепользователи, которые сегодня, благодаря мораторию на продажу земель сельхозназначения, представлены преимущественно арендаторами, не заинтересованы осуществлять недешевые землеохранные меры на земле, которая им не принадлежит.
Для того, чтобы достичь уровня ведения хозяйства в аграрной сфере, который сложился в развитых странах, Украине необходимы, в первую очередь, значительные инвестиции в сельскохозяйственную инфраструктуру. При идеально благоприятных условиях (поощрение инвестиций в сельское хозяйство, в том числе иностранных, либерализация земельных отношений, дерегуляция аграрных рынков и тому подобное), можно вести речь о приближении отечественного сельского хозяйства к европейским стандартам через 8-10 лет. На практике, учитывая то, что в нашей стране всегда хотят «как лучше», а получается «как всегда», «погоня за результатами» может занять и вдвое больше времени.
Главная причина неэффективности нашего сельского хозяйства — мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Принципиальной чертой эффективной рыночной экономической системы является наличие действенных механизмов отчуждения земельных участков, которые будут обеспечивать постоянный переход земли, как экономической субстанции, к наиболее эффективному хозяину. Нынешняя же ситуация приводит к тому, что земля, как экономический ресурс, «заморожена». Структура земельной собственности, по существу, жестко зафиксирована, в результате чего неэффективные владельцы продолжают использовать землю нерационально, а эффективный хозяин не может наращивать и интенсифицировать производство вследствие ограниченности собственного земельного ресурса. Измельчение сельскохозяйственного землепользования стало очень негативным последствием земельной реформы, препятствующим формированию устоявшихся крупнотоварных сельскохозяйственных предприятий. Мораторий, вследствие которого зафиксирована существующая структура земельной собственности, не позволяет провести укрупнения сельскохозяйственных землепользований, оптимизировать структуру угодий, сдерживает разрешение проблемы консервации деградированных и малопроизводительных земель.
Следовательно, в первую очередь, должен быть упразднен мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, ведь только после этого сельское хозяйство сможет стать инвестиционно привлекательным видом бизнеса. Второе, чему необходимо уделить неотложное внимание — это введение систем управления качеством продукции сельского хозяйства. Интегрировавшись в ВТО, Украина должна гарантировать качество сельскохозяйственной продукции, которая идет на экспорт. Мы можем производить значительные объемы сельскохозяйственной продукции, но следует помнить, что продавать ее за границу и, в первую очередь, в европейские страны можно только обеспечив ее соответствие достаточно жестким процедурам сертификации. Поэтому государство должно всячески стимулировать создание лабораторий по контролю качества сельскохозяйственной продукции.
Иван ТОМИЧ, президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев:
— Говорить относительно моратория на продажу сельскохозяйственной земли да или нет — это равнозначно тому, что ничего не сказать. И один, и другой подход не дают ответа на вопрос относительно особенностей использования этого огромного ресурса — национального богатства Украины. Трагедия заключается в том, что после 15 декабря 1990 года, когда вышло первое постановление Верховной Рады о земельной реформе, и до сегодня, этот процесс не приобрел понятного, прозрачного, логического завершения с точки зрения законодательства. И здесь даже речь не идет о практических механизмах его реализации. Поэтому одним из наихудших последствий являются потери экономические, моральные, социальные и даже деградация украинского села. Я даже сказал бы: его истребление.
В этой ситуации, когда, с одной стороны, доминировала позиция категорического запрещения, которая вылилась в продолжение моратория, а с другой — отсутствие законодательного урегулирования и создания логических, понятных механизмов не только крестьянству, но и всем тем, кто будет работать на этом рынке, — они все поставлены в тупик этой проблемой. И именно это является основным следствием безответственной, бессистемной земельной политики Украины. В IV созыве Верховной Рады (к сожалению, до конца не удалось доказать), я представил основные законопроекты, которые, в соответствии с Земельным кодексом, необходимо принять, а также схему реализации всей земельной политики через государственный инструмент — Госкомзем (тогда встала проблема Госкомзема как центрального органа исполнительной власти). Повторяю, к сожалению, до конца все это не удалось доказать, хотя 11 законов, которые являются главными, с точки зрения земельной реформы, были приняты в IV созыве, и это — наибольший законодательный вклад в решение земельной проблемы после принятия Земельного кодекса. Но в V—VI созывах мы от парламента так ничего и не получили. И на сегодняшний день не имеем ни единого подхода относительно закона о рынке земель, ни единого подхода относительно кадастра и регистрации.
У меня давно и без сомнений сложился такой вывод: это кому-то выгодно. Это выгодно тем, кто в этой ситуации пытается «по закону» обмануть миллионы владельцев земельных паев, обмануть все общество — осуществляется чрезвычайно циничная форма изъятия земли или даже ограбление украинских граждан. Особенно это касается ценных земель — земель, являющихся природоохранительными, земель городских общин, территориальных, местных общин. Это приводит к тому, что процветает криминал, коррупция, ограничиваются возможности развития экономики в целом и развития сельского хозяйства, в частности.
Украина давно уже готова к отмене моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. В 1994 году у нас была возможность перехода к рынку земель сельскохозяйственного назначения — тогда намного лучшим было восприятие — около 70% украинцев поддерживали внедрение рынка земли. К сожалению, этого не хотели те, кто видел возможность для своего быстрого обогащения и кто на сегодня уже имеет большие капиталы и хотят их, безусловно, приумножить. Если бы у руководства страны была политическая воля, мы давно могли бы иметь цивилизованный рынок земли и дать наконец этому ресурсу возможность заработать в пользу наших соотечественников. Это могло быть и в 1999—2000 годах, это может быть и сегодня, при условии проявления политической воли и желания в отношении реализации законов. К сожалению, этого нет.
Украина использует свои земельные ресурсы очень безответственно. Речь идет о том, что сегодня потери природного плодородия за год составляют около $10—15 миллиардов. Речь идет о том, насколько теряется естественный гумус, плодородные возможности наших почв, в результате безответственного отношения различных уровней власти, в частности, в вопросе соблюдения законов (об охране земель, о землеустройстве, о разграничении земель государственной и коммунальной собственности). Мы теряем значительную часть украинских почв — около 5 миллионов гектаров деградированы и малопроизводительны. Мы сегодня находимся в угрожающей ситуации относительно особенно ценных, мелиорированных земель — Карпатский регион, Причерноморье, Крым. Вокруг лесного, водного, земельного фонда происходят чрезвычайно угрожающие и серьезные тенденции, которые будут продолжаться десятилетие. Мы будем сталкиваться с экологической опасностью, техногенными катастрофами, природными катаклизмами. А фундамент для этого мы закладываем сегодня, не отменяя моратория на землю.
Чтобы улучшить ситуацию, в первую очередь, нужно научиться жить в соответствии с законами. Но законодательная база, касающаяся земельных отношений, исполняется процентов на десять. Мы уже как-то даже смирились с беззаконием и безнаказанностью, начиная с гражданина и заканчивая центральными органами власти...
Ярослав ЖАЛИЛО, кандидат экономических наук, президент Центра антикризисных исследований:
— Земля — одно из самых главных богатств Украины, даже несмотря на то, что у нас есть и другие основные богатства, в частности, так называемый человеческий капитал. Однако используем мы эти богатства неэффективно. Сельскохозяйственный сектор в нашей стране недореформирован, уровень внедрения рыночных отношений там недостаточный. И поэтому он, фактически, стал «донором», из которого выкачивают ресурсы... Производительность отечественного сельскохозяйственного сектора низка, отставание от развитых стран очень серьезное, буквально на порядок. Поэтому там необходимо продолжить процесс рыночных преобразований, завершить внедрение современных рыночных методов управления сельхозпредприятиями, включая введение земельной реформы. Однако я осторожно отношусь к торговле землей сельскохозяйственного назначения. Нам необходимы механизмы, которые бы позволили эффективно и рационально использовать возможности отечественного сельского хозяйства. В Европе, например, оно находится «под бдительным наблюдением государства»... Там государства предоставляют колоссальную поддержку своему сельскому хозяйству!
Поэтому и Украине необходимо сформировать современную систему государственной поддержки сельхозпроизводства. Как через прямые дотации, так и через формирование условий для него... А сегодня у нас такая поддержка, по большей части, ограничена компенсацией кредитного процента, хотя этого недостаточно, чтобы быть конкурентоспособным на международном рынке. При таком положении сельского хозяйства продление моратория пока что будет уместным. Ведь отечественное сельское хозяйство еще не готово к внедрению полноценного рынка земли. Поэтому снятие моратория могло бы привести к достаточно резкому и нежелательному перераспределению собственности, избыточной концентрации земель и тому подобное, что, в конечном счете, ухудшило бы ситуацию...