Последние события в Тибете и прилегающих к нему провинциях вызывают глубокую озабоченность. Действительно, разгон организованного тибетскими монахами мирного марша протеста, который привел к волне беспорядков, жестоко подавленных китайской армией и полицией, вызвал возмущение во всех демократических странах мира.
Реакция китайских властей на протесты в Тибете вызывает воспоминания о тоталитарной практике времен, предшествовавших падению коммунизма в Центральной и Восточной Европе в 1989 году: суровая цензура средств массовой информации, запрет на вещание из Китая для иностранных СМИ, отказ в выдаче виз иностранным журналистам и возложение вины за беспорядки на «конспираторскую клику Далай-ламы» и другие неопределенные темные силы, которыми якобы манипулируют из-за рубежа. Действительно, язык, используемый некоторыми представителями китайского правительства и официальными средствами массовой информации, напоминает наихудшие времена сталинской и маоистской эпох. Но самым опасным симптомом этой печальной ситуации является нынешняя попытка изолировать Тибет от остального мира.
В эту самую минуту, очевидно, правители Китая пытаются убедить мир в том, что в Тибете снова царит спокойствие и «гармония». Нам известно, что означает такое спокойствие, по недавним событиям в Бирме, на Кубе, в Беларуси и некоторых других странах — оно называется кладбищенским спокойствием.
Просто обращения к китайскому правительству с призывом проявлять «максимальную сдержанность» в отношении тибетского народа, как это делают сегодня правительства многих стран мира, являются слишком слабым ответом. Международное сообщество, начиная с Организации Объединенных Наций, Европейского Союза, Ассоциации государств юго-восточной Азии, других международных организаций и заканчивая отдельными странами, должно использовать все возможные средства для оказания давления на китайское правительство с целью:
— обеспечить доступ иностранным средствам массовой информации и международным миссиям в Тибет и прилегающие к нему провинции для проведения беспристрастного расследования имевших место событий;
— добиться освобождения всех, кто мирно использовал свои гарантированные в международном масштабе права человека и получить гарантии, что никто не будет подвергнут пыткам и несправедливым судебным разбирательствам;
— заставить китайское правительство вступить в конструктивный диалог с представителями тибетского народа.
Если эти условия не будут выполнены, Международный олимпийский комитет должен серьезно задуматься над тем, является ли проведение Олимпийских игр летом этого года в стране, содержащей «мирное кладбище», такой уж хорошей идеей.
Вацлав ГАВЕЛ — бывший президент Чешской Республики; Андре ГЛУКСМАНН — французский философ; Ехэй САСАКАВА — японский филантроп; Эль-Хасан бен ТАЛАЛ — президент Арабского форума мысли и почетный президент Всемирной конференции религий за мир; Фредерик Виллем де КЛЕРК — бывший президент Южной Африки; Карел ШВАРЦЕНБЕРГ — министр иностранных дел Чешской Республики.