Новый, часто неожиданный взгляд на традиционные музыкальные инструменты — это чуть ли не самая стойкая тенденция музыкального продвижения во всем мире, начиная еще с 60-х годов XX века. Аутентичные струнные, ударные, духовые инструменты миксуют с чем-нибудь — начиная с рока и заканчивая электронной музыкой. Практика показывает: чтобы войти в виртуальную энциклопедию музыкальных гуру, музыкант должен сломать по крайней мере один стереотип... Традиционная украинская бандура также была причастна к таким экспериментам, но до последнего времени извлечь из этого инструмента нехарактерные для него звуки не осмеливался никто. Поэтому трио бандуристок «Импреза» в этом смысле первопроходцы. Профессионально владея инструментами и «маневрируя» поставленными в консерватории голосами, девушки сосредоточиваются не столько на традиционном украинском репертуаре для бандуры, сколько на достаточно неожиданной классике и популярных песнях. Представьте себе музыку Баха или бессмертное «Бесаме мучо» в музыкальном сопровождении бандуры... Звучит необычно, но, кажется, именно это называют разрушением стереотипов.
Состав «Импрезы» сформировался не случайно. Участницы нескольких международных конкурсов, девушки созвучны по уровню профессионализма и музыкальному мировоззрению.
— Я очень хорошо знаю девушек, знаю, что они имеют очень высокие профессиональные возможности, — говорит художественный руководитель трио Людмила Гармаш. — Еще обучаясь в консерватории, невзирая на то, что там присутствовал определенный уровень консервативности (в позитивном смысле этого слова), девушки поняли: для того, чтобы завоевать молодую аудиторию, необходимо развивать свои возможности и возможности бандуры. Не останавливаться только на народных композициях, а обращаться к различным жанрам. Мы сознательно идем на популяризацию того большого багажа, который имеем, применяя новые жанры, — чтобы бандуру услышали такой, какой она еще никогда не была.
— Хочется пропагандировать свой, народный инструмент, — прибавляет продюсер трио Ольга Александренко. — Я считаю, что бандура несправедливо забыта. И чтобы ее возвратить, чтобы ее опять слушали и при этом современно воспринимали, нужно адаптировать ее к современной музыке.
Бандура — очень неоднозначный, многогранный инструмент, она может звучать, как клавесин, а может — как гитара, может даже придавать звуку оркестровую окраску. По количеству струн и возможностям бандура приравнивается к шести гитарам. Этот потенциал инструмента «Импреза» решила направить в «альтернативное» русло. Наиболее сложный момент — адаптация произведений к бандуре, этим должны заниматься профессиональные композиторы, которых найти непросто. Поэтому сейчас адаптацией занимаются сами девушки вместе с художественным руководителем, параллельно находясь в поиске новых авторов, способных производить высококачественные обработки.
— Каждый выбирает репертуар по своему вкусу. Конечно, есть различные мастера, композиторы, исполнители, есть различные замыслы. Лично я не являюсь исполнителем слишком современной музыки, но современные гармонии и произведения известных композиторов современности я, конечно, исполняю с удовлетворением, — отвечает участница коллектива Леся Король на вопрос «Дня» о том, не диссонирует ли современная популярная музыка с самим инструментом.
А начиналось все с классики — Баха и Вивальди... За новое звучание очень традиционного инструмента, по словам художественного руководителя трио, «Импрезе» пришлось побороться. Но Дебюсси, который взлетает со струн бандуры, консерватория уже воспринимает, хотя раньше считалось, что за пределы композиторского багажа Платона Майбороды и Александра Билаша инструмент выйти не может. А вот как воспримут эту инновацию традиционалисты от музыки, пока что неизвестно. Зато за границей популярные мелодии в звучании бандуры, по словам Людмилы Гармаш, воспринимаются на «ура».
— Потому что это очень высокопрофессиональное сочетание — когда музыкант и играет, и поет. Такого в мире практически нет, — комментирует она.
— Играть в Украине и за границей — это абсолютно различные ощущения, — уверяет Леся Король. — Когда ты исполняешь украинские песни для украинской аудитории, то получаешь чрезвычайное наслаждение и отдачу, потому что люди понимают, о чем ты поешь, сочувствуют и сопереживают. За рубежом другая аудитория, другие овации, другая реакция, но это также очень позитивные эмоции.
Чтобы окончательно шокировать публику, «Импреза» пригласила к пробному сотрудничеству юную балерину. Получилось очень нетрадиционное сочетание бандуры, композиции «Аве Мария» и классической хореографии. Альвина Кальченко, директор Академии балета, которая работала над постановкой танца, рассказывает, что идея такого сочетания возникла спонтанно, как будто специально к Женскому дню. По мнению и музыкантов, и хореографов, эксперимент оказался очень удачным. И теперь они будут совместно работать над созданием полноценной программы при участии звезд украинского балета.