Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Азбука недоразумения

20 февраля, 2008 - 19:16
«ТАИНСТВЕННЫЙ» КОНТЕЙНЕР ВЫВЕЗ ЭКСПОНАТЫ ВЫСТАВКИ «ОБЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО» / ФОТО АВТОРА

Февральские акции молодежного искусства возле метро «Арсенальная» вызвали неоднозначную реакцию разных слоев населения — от возмущения до одобрения. Должно ли искусство так активно вмешиваться в жизнь? Или ему достаточно теплых и покрытых пылью мест в музейных залах?

Начиналась акция демонстрации авангардного современного искусства довольно прилично. Выступали известные и признанные деятели культуры международного уровня. С микрофоном произнесла небольшую речь член представительства Европейской комиссии в Украине. Организатор акции от Международного арт-фонда «Эйдос» Катрин Зингер. Куратор группы «Р.Э.П.» Никита Кадан обратился к многочисленным зрителям с приглашением принять интерактивное участие в предложенных художниками акциях. Но, наверное, содержавшаяся в самих произведениях энергия превзошла средне-теплую атмосферу. Поэтому и прозвучал неожиданный взрыв страстей, и вскоре городская власть Киева запретила дальнейшую демонстрацию, отключила электричество, забрала контейнер передвижной экспозиции. Что же в нем было? Там на нескольких мониторах демонстрировались видеодокументация различных молодежных групп, деятельность которых связана с публичной городской средой. На выставке «Общее пространство» были представлены художники, ставящие своей задачей эстетическое вторжение в общественное пространство, в частности, в виде публичных акций и граффити. Работы «интервенционного» направления представлены как фото- и видеодокументация, имеющая характер своеобразного «живого» архива, в котором представлен срез сегодняшнего дня на пересечении социальных и художественных процессов.

Этот раздел составляла документация акций групп «SOSка» (Харьков), Александры Галкиной (Москва), «Профсоюза Уличного Искусства» (Москва), Виктории Ломаско (Москва), «Р.Э.П.» (Киев), граффити группы «Psia Krew» (Киев).

Во вторую часть «Общего пространства» входили «утопические» проекты для публичной среды, которые не могут быть воплощены в имеющихся социальных обстоятельствах. Это также проекты «бумажной архитектуры» — идеи новой монументальной пропаганды, реализация которых стала бы симптомом коренных общественных изменений — плакаты херсонского художника- аутсайдера Владимира Глущенко, обращенные к Богу, и модель микрорайона для перенаселенного города от группы архитекторов «Alt Room». Работа архитектора Павла Величко — проект нового супермаркета, в котором постоянно демонстрирует себя обратная сторона потребления. Автор предлагает следить на плакате за определенными фантастическими инструкциями, выполняя которые зритель (он же и потребитель товаров) безвозвратно попадает в новую ловушку потребления, получая награду, как мышь в мышеловке.

Проект группы «Р.Э.П.», называющийся «Патриотизм», разместили на взятых в аренду рекламных площадях Киевского метрополитена на верхних эскалаторах станции метро «Арсенальная», приобретая качество легитимного вторжения на территорию коммерческой репрезентации. Художники группы, среди которых Н. Кадан, В. Кузнецов, К. Гнилицкая Л. Наконечная, Ж. Кадырова и Л. Хоменко долгое время разрабатывали свой собственный словарь иероглифов современного общества. «Патриотизм» базируется на «эсперантских» идеях универсальной коммуникации, опыте советской монументальной пропаганды и символике логотипов как неотъемлемой части капиталистического общества. «Патриотизм» воспроизводит риторику власти с ее претензией на тотальность описания мира, в то же время делая эту риторику абсолютно прозрачной. Составной частью проекта является словарь, содержащий графические знаки, — аналоги разных слов и понятий. Эти знаки используются для создания визуальных текстов-сказаний, отдельных утверждений или лозунгов. Свои тексты группа уже успела продемонстрировать в различных галереях мира: в Италии, Англии, Эстонии, Польши, Венгрии. Испытание в отечественном общественном пространстве состоялось недавно.

Нужно сказать, что существует существенная разница между демонстрацией в галерейном и городском пространстве. Уставшие после работы зрители, наверное, и не обращали внимания, проезжая мимо рекламных щитов, заполненных скучными черно-белыми логотипами на местах обычно разноцветных «настоящих» бодрых реклам. Далеко не у всех есть желание философского осмысления и рефлексии происходящего. Но именно им художники говорят о своем понимании гражданского, коллективного, общего. Жест вмешательства воспроизводится ими снова и снова, приобретая каждый раз более неожиданной формы. Наиболее актуальным ресурсом искусства становится самоотречение во время встречи художника наедине с действительностью и смелость бреда в «утопических» проектах.

Недоразумение получилось весьма значительное, ведь выставка «Общее пространство» была запрещена. Официальная версия мэрии — «из-за недостаточного количества собранных разрешений», после многочисленных жалоб граждан на «работы, оскорбляющие религиозные чувства, и работы порнографического характера». Все эти работы якобы и содержались в пресловутом контейнере, вывезенном подальше. Наверное, если бы граждане больше интересовались современным искусством и его правилами игры, этого бы не случилось. Арт-подготовка в данном случае была бы очень необходима. Ведь ни у кого не вызывает возмущения обнаженное тело на картинах Рубенса или Модильяни, потому что мир признал их выдающимися произведениями искусства. Но нужно вспомнить, что в свое время они тоже боролись за свое право на такой показ перед тогдашними условностями общества. Относительно «порнографии» в контейнере, то неподготовленный зритель за такую мог ошибочно принять акробатическую инсценировку полового акта в видео московской группы, где двое обнаженных барахтались наверху автомобиля, двинувшегося на автозаправку. Столкновение будничного и необычайного в этой акции оказалось непонятным для рядового зрителя, и в конце концов инцидент из конфликтного превратился в смешной, словно розыгрыш с накладным резиновым телом.

А художники не сдались и решили продолжить интерактивный диалог, выбрав у того же видео другой, более понятный всем сюжет, связанный не с сексом, а с едой. Через день после закрытия городской властью экспозиции «Общего пространства» в киевском метро была вживую воспроизведена одна из акций, видеодокументация которых была показана на запрещенной выставке. Художники из московской группы «Война» решили, что должны любой ценой представить свое искусство в Киеве. Повторили акцию «Пир», впервые состоявшуюся в прошлом году в Москве. Акция представляла собой прилюдные поминки «классика концептуализма» Дмитрия Александровича Пригова. Тогда художники и активисты за накрытым столом ездили по кольцевой линии Московского метрополитена.

В Киеве акция осуществлялась на всех трех ветках метро. Три группы художников-акционистов накрыли скатертями обычные столы в тесных вагонах метро и угощали всех входящих. К художникам часто присоединялись пассажиры со своими короткими историями, насколько позволял промежуток маршрута. Как видим, художникам сложно бывает найти общий язык с обществом, но иногда это удается, и потому наполняет нашу жизнь хоть каким-то оптимизмом.

Елена ГОЛУБ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ