Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Олимп Мирослава Скорика

12 февраля, 2008 - 19:02
ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД МИРОСЛАВА СКОРИКА / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА

Авторский концерт в Колонном зале им. Лысенко при участии Симфонического оркестра филармонии и талантливых солистов — это торжественное и значительное событие даже для художника, за плечами которого большой творческий путь, множество побед, признание далеко за пределами Украины.

А то, что имя композитора Мирослава Скорика хорошо известно как автора выдающихся музыкальных произведений различных жанров, не подлежит сомнению. Я помню, каким ярким и фееричным был его стремительный взлет на вершины музыкального Олимпа. Сначала потрясла яркой самобытностью и органичностью воссоздания аутентичных ритмов карпатского фольклора музыка к знаменитому фильму Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Потом ее отзвуки дали толчок авторской фантазии и трансформировались в серьезные самостоятельные произведения — Карпатский концерт для оркестра, Гуцульская симфониетта. А когда в Большом зале Московской консерватории прозвучал Скрипичный концерт тогда совсем молодого украинского композитора, произведение поразило смелой новизной музыкального языка, динамикой, ощущением интенсивного жизненного пульса. Все тогда поняли, что этот художник мыслит неординарно и по-новому, а вместе с тем не отрывается от глубинных истоков собственной национальной культуры.

Нынешний концерт состоялся в юбилейный для композитора год и открыл собой целый ряд будущих торжеств в Киеве, Львове и других городах нашей страны. Автор решил представить в его программе ретроспекцию собственного творчества, начиная от партитуры времен ранней молодости — симфонической поэмы «Вальс» — и завершая премьерным исполнением нового опуса. Целостность программы обеспечили три фортепьянные концерта, которые дали возможность проследить за главными этапами его творческой биографии и за изменениями настроений, образного направления, подхода к избранному жанру.

Одночастный фортепьянный концерт № 1, созданный в 1972 году, имеет подзаголовок «Юношеский» не только потому, что его написал молодой композитор. Названию вполне отвечает раскрепощение мысли, жизнеутверждающий тонус музыки, ее упругие ритмы и светлый колорит. Нас увлекает атмосфера прекрасного утра жизни, когда легко преодолеваются все преграды, непринужденно меняются контрастные картины, сверкают веселыми искорками мелкие фортепьянные пассажи, словно колоритные театральные персонажи перекликаются различными голосами инструменты оркестра.

Концерт № 2 был создан спустя девять лет. Здесь все иное — задача, степень сложности, проявление творческой свободы автора. Если в «Юношеском концерте» фортепьяно и оркестр составляют единый ансамбль, демонстрируя богатство тембровой палитры, то в этом случае солист с самого начала берет инициативу в свои руки. Импровизационные фортепьянные соло как будто бросают энергичный вызов, который подхватывает оркестр. Мы с заинтересованностью следим за их диалогом-состязанием. Если фортепьяно демонстрирует раскрепощение и свободу музыцирования, ассоциируется со свободными природными стихиями, то в оркестре концентрируется утверждающая энергия, в экспрессивных унисонах провозглашаются важные тезисы, накапливается напряжение. Достигая кульминации, капризные ритмы, стремительный обмен репликами, мощное звучание внезапно и неожиданно обрываются сосредоточенной тишиной. Очень сильное впечатление оставляет необычное созерцательное завершение произведения. Как будто с шумной улицы, из бурного водоворота жизни мы попадаем в тайники человеческой души, из которой рождается музыка.

Проходит еще пятнадцать лет, и композитор в третий раз обращается к любимому жанру фортепьянного концерта. В отличие от одночастных двух первых произведений, у концерта № 3 — три части, которые носят символические названия: Молитва, Мечта, Жизнь. В этом произведении очевидным является расширение масштабов и существенное углубление замысла. Сосредоточенность молитвенного состояния усложняется навалом угрожающих образов, драматической патетикой. Рядом с яркой картинностью, красочностью представлен мир субъективных переживаний, а лирика становится более открытой, отличается широтой мелодичного дыхания. Во второй части возникают ассоциации с весенним пробуждением природы. К такой теме М. Скорик в свое время обращался в своей ранней кантате «Весна». Как и в двух предыдущих произведениях, в фортепьянной и оркестровой фактуре достигается мастерская имитация звона, журчания ручейков, бурления мощных горных потоков, дрожание воздуха в солнечных лучах. В энергичном токкатно- маршевом финале воспроизведена пестрота калейдоскопических картин, шумная суматоха жизни. Однако, как и во второй части, внутренняя глубинная идея напоминает о себе возвращением начальной темы-молитвы. Финальный эпизод — это опять побег в тишину и сосредоточение на самом себе. Звуковая агрессия токкатных ритмов трансформируется в неясное, чуть слышное гудение далекого фона, как будто все отступило в даль, осталась за горизонтом, а мы в потаенной тишине оказались у источников великого искусства музыки.

Премьера инструментируемых Скориком трех фортепьянных пьес из цикла Мориса Равеля «Отражения» продолжила целую жанровую линию творчества мастера. Ведь Скорик является непревзойденным редактором-интерпретатором различных произведений других авторов, среди которых расшифровка пьес старинной Львовской табулятуры, оркестровые редакции опер «Купало» А. Вахнянина, «Роксолана» Д. Сичинского, редакция и оркестровка незаконченной оперы Н. Леонтовича «На русалчин Великдень» (эта работа требует владения искусством музыкального перевоплощения, особой чувствительности к специфике чужого стиля и манере мышления). После блестяще сделанных оркестровых редакций 24 скрипичных каприсов Н. Паганини обращение к Равелю требовало дальнейшего экспериментирования с изготовлением для тонко прописанных фортепьянных пьес соответствующей их звуковой природе оркестровой одежды. И с этой задачей композитор справился так же в совершенстве, как в свое время сам Равель с оркестровкой фортепьянного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки». Использованные М. Скориком звукописные колористические эффекты не только точно отвечали характеру равелевской музыки, но и подчеркнули родство обоих художников, изысканного элегантного француза и открытого миру и разнообразию жизненных впечатлений украинца.

Достойно представили произведения Мирослава Скорика участники концерта: оркестр Национальной филармонии Украины под управлением его главного дирижера Николая Дядюры, солисты Мария Калугина, Антоний Барышевский, Владимир Винницкий. Все номера программы увенчивались единодушным искренним энтузиазмом восторженных слушателей.

Марина ЧЕРКАШИНА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ