Все, кто побывал на Старом Арбате в Москве, не мог не заметить на доме № 9, где находится Культурный центр Украины, Государственное знамя Украины. Улица пешеходная, и мимо дома ежедневно проходят туристы, москвичи и просто прохожие. Кое-кто останавливается, читает название Центра и объявления или афиши о мероприятиях, которые там происходят. Интересно наблюдать за теми, кто, даже на мгновение остановившись, улыбнется украинскому знамени. А еще интереснее — зайти внутрь, посмотреть какую- то творческую или тематическую книжную выставку, то есть почувствовать в центре российской столицы наличие культурной ячейки Украины. Вам окончательно посчастливилось бы, если бы экскурсию по Центру провел генеральный директор Владимир Мельниченко.
Зная Владимира Ефимовича как известного ученого-историка, писателя, искусствоведа, автора более тридцати книг и многочисленных статей, известных в Украине, России, Японии, Болгарии, Молдове, я всегда удивлялся его умению сочетать научную работу с административной, которая приносит все же множество хлопот. Почти ежегодно В. Мельниченко дарит читателям достаточно объемные издания, которые воспринимаются с большим интересом всеми, кто увлекается историко-литературными исследованиями, и специалистами, например, по шевченковедению или грушевсковедению. Самым большим подарком для них стали три последних книги В. Мельниченко: «Михаил Грушевский: «Я оснувався в Москві, Арбат 55» (М.:ОЛМА- ПРЕСС, 2005. — 448 с.); «Тарас Шевченко и Михаил Грушевский на Старом Арбате» (Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. — 655 с.) и «Тарас Шевченко: Мое нахождение в Москве» (Москва: ОЛМА- Медиа Групп, 2007. — 510 с.).
Мельниченко — один из известных специалистов-историков, которым, кажется, доступно даже недоступное, хранящееся в архивах и библиотеках Москвы. Умение искать и находить самое интересное и малоизвестное в совсем неизвестном, очевидно, выработалось у него еще в те годы, когда ученый возглавлял знаковые архивные или музейные учреждения Киева и Москвы.
Еще в первой названной книге В. Мельниченко поднял интересную тему: «Шевченко и Грушевский», сказав, что она может лечь в основу даже отдельной монографии. Зная характер ученого как скрупулезного исследователя архивно-музейных сокровищ, уже тогда можно было надеяться на то, что такая монография будет им написана. И это все же произошло, о чем свидетельствуют названные нами вторая и третья книги автора.
«Если Тарас Шевченко пробудил украинцев и своим «Кобзарем» проложил им путь в будущее, — пишет В. Мельниченко, — то Михаил Грушевский, которого не случайно называют «Шевченком ХХ века», превращал этнографические массы в сознательных граждан, поднял достоинство украинской нации, обосновав право украинцев на самостоятельное государственное существование» (Михаил Грушевский: «Я оснувався в Москві, Арбат 55», с.434).
Мельниченко с 2002 года возглавляет Культурный центр Украины в Москве, но его присутствие в Украине чувствуется постоянно — и в изданных им исследованиях, и в выступлениях в периодике, особенно в газете «Слово Просвіти», где он умеет увлекательно писать о самых интересных своих находках. Своими публикациями он постоянно напоминает нам, что двухсотлетний юбилей Т.Шевченко будет отмечаться не только украинской, но и мировой общественностью в 2014 году. Эта дата не за горами, и этот праздник должен стать, по словам Грушевского, сказанными им еще в начале ХХ века, накануне столетнего юбилея Шевченко, «юбилеем украинского возрождения». Анализируя вклад выдающегося ученого в подготовку 100-летия со дня рождения Т. Шевченко, В. Мельниченко отмечает, что этот юбилей, по мнению Грушевского, требовал от украинцев «чего-то большего, чего-то нового, выше наших обычных Шевченковских праздников», которое вынуждало сознательных украинцев «взяться за сооружение ему (Т. Шевченко. — С.Г. ) памятника, достойного его и нас, не только во славу поэта, но и во славу нашей национальной идеи («Я оснувався в Москві, Арбат 55», с. 399).
Научная ценность исследований по шевченковедению Мельниченко чрезвычайно большая. Ученый сумел использовать все важнейшее, что было до сих пор известно в документальной шевченкиане, добавив множество и своих находок из московских архивов и библиотек. Нередко в его трудах указывается, что документ печатается впервые, а для шевченковедения это достаточно редкое явление. В качестве примера можно вспомнить дело канцелярии московского военного генерал-губернатора из секретной части «О рядовом Оренбургского батальона Шевченко» из Центрального исторического архива Москвы. Именно там было обнаружено несколько документов о нахождении Шевченко в Москве в марте 1858 года. А еще — сообщение и рапорт высокопоставленных чиновников об отъезде поэта из Нижнего Новгорода в Москву и остановке в ней по болезни, а потом—отъезде в Петербург.
О нахождении Т. Шевченко в Москве написано не так уже и много. Эта тема интересовала преимущественно исследователейукраинцев, среди которых были и такие, кто пытался в чем-то сместить акценты в сторону преувеличения влияния московского окружения на поэта.
Читая работы В. Мельниченко, убеждаешься в другом: почти вся тогдашняя московская элита стремилась встретиться с Шевченко. Писатели, актеры, художники, ученые, врачи видели в нем не только жертву самодура-царя, а высокоталантливого художника, гражданина, мужественность которого на то время не имела равных в Российской империи.
Детальнее всего описано в монографии о Т.Шевченко его нахождение в Москве с 10 по 26 марта 1858 года, когда он встретился с влюбленной когда-то в него княжной Варварой Репниной, с самым дорогим в Москве человеком, у которого он остановился, актером Михаилом Щепкиным и его сыновьями Петром и Николаем, с милыми супругами Михаилом и Марией Максимовичами, с Осипом Бодянским и Аполлоном Мокрицким... Описания встреч с этими и многими другими людьми иллюстрируются галереей фотопортретов многих современников, с которыми Шевченко пришлось встречаться, например, в марте 1858 года: И. Бабст, Б.Чичерин, М. Кетчер, Д. Мин, О. Кронеберг-сын, А.Афанасьев, О. Станкевич, Е. Корш, М. Крузе, С.Шумский, П. Бартенев, И. Самарин, Г. Галаган, М.Погодин, С. Шевирев, О. Хомяков, старый декабрист князь С. Волконский и многие другие, с ними Шевченко разговаривал, полемизировал, бывал в гостях и т.д.
Во всех указанных изданиях В. Мельниченко его авторский рассказ о Т. Шевченко или М. Грушевском удачно дополняется многочисленными документальными свидетельствами, письмами, воспоминаниями, дневниками. Для биографов или исследователей наследия Шевченко и Грушевского имеем в трудах В. Мельниченко исключительно ценный научный материал, полученный им преимущественно из московских архивов.
К Шевченковским мартовским дням должно выйти в печать еще одно интересное исследование В.Мельниченко, посвященное выдающемуся украинцу, судьба которого связана с Москвой, Осипу Бодянскому. Он был действительно выдающимся ученым-филологом, историком, писателем и переводчиком, одним из учредителей славистической науки в Российской империи.
Тщательно изучив, в первую очередь, московские архивы, а также уникальный личный фонд, который хранится в отделе рукописей Института литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины, В. Мельниченко создал (об этом уже можно судить из газетных публикаций) научную биографию О. Бодянского, 200-летний юбилей которого необходима должным образом отметить Украина в ноябре этого года.
О других творческих планах В. Мельниченко говорить пока рано, хотя, судя из его монографий и публикаций в периодике, можно несколько спрогнозировать. Но пусть это останется пока творческой тайной автора, ежегодно одаривающего нас (без преувеличения!) уникальными изданиями, которые следовало бы как можно шире распространять в Украине.
Одним из характерных признаков научных трудов В. Мельниченко является наличие в них новой информации, полученной им из глубин архивно-библиотечных хранилищ, а также из новых современных изданий. Ученый обладает многочисленными средствами поиска этой информации, в результате чего и появляются такие глубокие аналитические исследования. В его интерпретации даже казалось бы известные исторические факты подаются в новом свете, в результате чего меняется на противоположную их традиционная и часто заполитизированная трактовка.
Как высокопрофессиональный историк, В.Мельниченко умеет на основе собранных материалов подать объективные характеристики событий, явлений, личностей, что можно считать весомыми достижением современной историко-литературной науки. Яркий пример этому — две его книги («Михаил Грушевский: «Я оснувався в Москві, Арбат 55» и «Тарас Шевченко: Мое нахождение в Москве»), представленные Центральным правлением Всеукраинского общества «Просвіта» имени Тараса Шевченко на соискание Национальной премии имени Тараса Шевченко.