Каждый третий киевлянин сегодня пользуется маршрутными такси. Таковы результаты недавнего опроса, проведенного общественной организацией «Стритрейсинг». Но, как оказалось, популярность маршруток весьма условна — респонденты признались, что просто вынуждены пользоваться ими, поскольку нет альтернативы.
Одна из причин нелюбви киевлян к маршруткам — опасность... Относительно опасным или опасным видом транспорта их признали 82% опрошенных. Чем они это объясняют? Во-первых, водители «бусиков» достаточно часто нарушают правила дорожного движения, создают аварийные ситуации. Во-вторых, в большинстве маршруток нет кондукторов, что приводит к отвлечению водителя во время движения. А кое-кто из опрошенных даже высказал подозрение насчет возможного употребления отдельными водителями алкогольных напитков или даже наркотических веществ. И кто после этого зайдет в маршрутку?
Но ехать все-таки нужно... Тем более что ситуация с коммунальным транспортом в столице не намного лучше. Как свидетельствуют результаты опроса, троллейбусы, автобусы и трамваи ездят редко, не по графику. К тому же они уже давно и морально, и технически устарели. Именно это позволило маршруткам вырваться вперед. Сегодня в Киеве есть много мест, куда можно добраться исключительно на маршрутке. А в тех направлениях, где троллейбус, трамвай или автобус дублируется маршрутками, люди тоже вынуждены отдавать им предпочтение, потому как коммунального транспорта можно ждать значительно дольше...
Но при опросе все же выяснилось, что киевляне предпочитают трамвай. Дело в том, что именно его они считают наиболее безопасным транспортом. За него проголосовали 80% опрошенных. Вторая по величине группа высказалась в пользу троллейбусов. На последнем месте по доверию у жителей столицы — автобус.
Характерно, что киевляне не хотят мириться с нынешним состоянием транспортного обслуживания. Респонденты требуют от городских властей обновления подвижного состава общественного транспорта, введения для него четких графиков движения. А вот за активное развитие маршрутных такси высказались лишь 13% опрошенных. Возможно, к такому выводу респондентов побуждали также постоянные требования владельцев маршруток о повышении оплаты проезда... «За развитие маршруток только те, кто живет в отдаленных районах Киева или вообще в пригороде», — прокомментировал эти результаты опроса депутат Киевсовета и почетный президент общественной организации «Стритрейсинг» Александр Пабат. Он благодарен частным перевозчикам, в середине 90-х спасшим Киев от «транспортной» проблемы, но заметил, что сейчас люди стали более привередливыми... «Наиболее эффективным способом улучшения транспортного сообщения в больших городах является расширение сети электротранспорта. Это путь, по которому идет большинство развитых стран», — подытожил депутат.