Среди корифеев украинского театра личность Анны Ивановны — самобытная и яркая. Большие таланты, ее учителя и коллеги, выйдя на сцену, создали украинский театр, положили начало и воплотили в жизнь определенные сценические традиции. Не просто было завоевывать место там, где безоговорочную власть имели Заньковецкая, Садовский, Кропивницкий. Замечательная плеяда этих мастеров давала хорошую школу своим последователям, но в то же время, может, своей недосягаемостью не выпускала молодых актеров из стадии ученичества, не давала стать самостоятельными мастерами. Даже талантливые актеры невольно шли за своими учителями, копируя хорошие образцы, но все же копируя. Все драматические актеры играли «под Садовского», комики — «под Саксаганского», для драматических актрис образцом была Мария Заньковецкая. В ролях старушек и молодых женщин непревзойденной была Анна Затыркевич- Карпинская. Как много нужно было таланта и сил, чтобы противостоять такому мощному влиянию, и как мало было таких, кто свой талант и силу развил и вышел на собственный путь, стал самобытной личностью. Бесспорно, Анна Борисоглебская среди них.
Родилась Анна Ивановна Борисоглебская (настоящая фамилия Сидоренко-Свидерская) в 1868 году. Она рано встала на самостоятельный трудовой путь. В 1886 году Анна Ивановна сдала экзамен на звание народной учительницы при Харьковском университете и поехала учительствовать в село Новоселовцы на Харьковщине. Там Борисоглебская, кроме своей основной работы, принимала участие в театральном кружке местной интеллигенции. Кружок этот показывал любительские спектакли на селе. И вопреки обычной судьбе таких любительских попыток, эти спектакли становятся постоянными. Об этом кружке и об участии в нем Борисоглебской стало известно Марку Лукичу Кропивницкому, и в 1889 году он принимает актрису в свою труппу. В то время в жизни «отца нового украинского театра» начался новый этап. За год до этого Кропивницкий отошел от своих товарищей и начал организовывать в Елисаветграде новую труппу из молодежи. Нелегкими были первые времена существования этого коллектива, в него вошли преимущественно люди, которые не имели серьезного театрального опыта, в основном это были любители. Кропивницкому приходилось много работать с актерами. Но последствия усилий были ощутимы. Уже через совсем короткое время зрители стали отличать новых актеров Кропивницкого — Линицкую, Борисоглебскую, Левицкого, Зарницкую.
Анна Борисоглебская не соблазнилась лаврами героини, к которым всегда стремились молодые актрисы. Впервые она выступила в труппе Кропивницкого в роли Одарки в спектакле «Сватання на Гончарівці». И этому характерному амплуа — немолодой женщины, а далее комической или драматической старушки — Анна Ивановна осталась верной всю свою сценическую жизнь. Это амплуа обыкновенной сельской бабы более других в старой украинской драме оправдывало определение «бытового», самого характерного для тех пьес. Анна Ивановна хорошо могла присмотреться к жизни сельской женщины в то время, когда работала учительницей в селе. Знание тяжелой будничной работы не позволяло ей рисовать в образах своих женщин жизнь в розовых красках. Поэтому сценические образы Борисоглебской всегда отличались редким правдоподобием, жизненностью, простотой и непосредственностью. Природа щедро одарила актрису — талантом, искренностью, юмором. Анна Ивановна не играла, а жила на сцене, и каждый образ становился своеобразным проявлением выдающейся художественной индивидуальности. Резкие, сочные детали, хорошо подогнанные друг к другу, жизненные наблюдения, объединенные единым творческим замыслом, и в результате — художественная целостность всего образа. Она была из тех актрис, вспоминали очевидцы, которые «сами дают образцы и создают законы сценической игры».
Среди множества ярких образов пожилых женщин, комичных старушек, торговок, рьяных хозяек и мещанок, лучшими ролями Анны Борисоглебской в дореволюционном репертуаре стали: Рындичка, Шкандыбиха «Лимерівна», Секлета «За двома зайцями», Анна «Безталанна», Настя «Дві сім’ї», мать Лукаша «Лісова пісня», Татьяна «Суєта». Много интересных ролей сыграла Борисоглебская в русском классическом и западно-европейськом репертуаре. Среди них — Пошлепкина в «Ревизоре», Сваха в «Женитьбе», Кнортье в «Гибели «Надежды». Интересными были образы, созданные позже, в советском репертуаре — мать в «Платоні Кречеті», Рыжова в «Правді», Варвара в «Богдані Хмельницькому» и др.
Сохранились воспоминания, датированные 1927 годом: «Давно это было, более трех десятков лет прошло со времени того, как однажды черниговцы узнали, что в Чернигов должен приехать со своей труппой Кропивницкий и на довольно долгое время. С нетерпением ждали черниговцы, а более всего молодежь, этого праздника великого. И вот наконец дождались. Кропивницкий приехал, и черниговцы валом валили в убогий черниговский театр. И тогда впервые они увидели молодую еще артистку Анну Борисоглебскую, увидели и околдовала она всех своей высокохудожественной игрой. Мы, семья Гринченко, были знакомы с Кропивницким еще со времен пребывания в Харькове и поэтому, приехав в Чернигов, он зашел в нашу усадьбу, сначала сам, а потом начали приходить втроем: он, Борисоглебская и ее муж, тоже артист. Приходили довольно часто, большей частью перед спектаклем, а от нас все вместе шли мы в театр. Говорили преимущественно о делах театральных: о тяжелом состоянии украинского театра, о репертуаре, об исполнении той или иной роли. Разговоры были иногда жаркие, артисты яростно спорили, иногда Кропивницкий здесь же начинал показывать Анне Ивановне как играть то или иное место в пьесе. Он говорил, что у нее большой талант и из-за этого он так сурово и даже придирчиво относится к ее исполнению. Кропивницкий говорил ей: «Кому много дано, с того и требуют много, из-за этого я и придираюсь так к тебе, из-за этого и времени своего так много отдал тогда и никогда не отказывался помочь тебе». И он рассказывал, как взял Борисоглебскую к себе в труппу, как играли в Харькове. Все артисты жили в одной гостинице и даже в одном коридоре. После спектакля попьют бывало чаю с неизбежной надоевшей колбасой и расходятся по своим углам. И вот бывало иногда, Марко Лукич уже ляжет, а здесь кто-то стучит в двери и слышен несмелый голос: «Вы еще не спите, Марко Лукич?» Он иногда таки и сердится, потому что уже знает, что это Анна Ивановна роль учит и что-то у нее не получается и она пришла посоветоваться. Но встает и начинает терпеливо читать с ней роль. «Я не мог ей отказать, потому что видел, что она действительно любит сцену и работает искренне и серьезно».
Со временем Анна Борисоглебская перешла работать в труппу Панаса Саксаганского, а вскоре — в театр Николая Садовского. Последний, воспользовавшись событиями общественной жизни 1905—1907 годов, решил основать в Киеве первый стационарный Украинский театр, он стремился развивать далее прогрессивные, демократические традиции реалистического искусства. Осознавая всю сложность обстановки, в которой ему приходилось организовывать театр, Садовский с большой ответственностью относился к набору артистов.
«Набрать труппу — небольшое мероприятие, но актеры, которых было по всей Украине достаточно, не отвечали, по моему мнению, моим намерениям, потому что были «кривляками» и с ними работа была бы трудной и непродуктивной, — писал Садовский. — Поэтому я решил набрать труппу из молодого и наиболее интеллигентного «материала».
Из актеров старшего поколения были приглашены только несколько человек, известных своей преданностью делу украинского театра. Это были Заньковецкая, Борисоглебская, Полянская, Загорский, Марьяненко. Труппа украинских артистов под руководством Николая Садовского (так называл себя этот театр) начала творческую жизнь в Полтаве 15 сентября 1906 года спектаклем «Мартин Боруля». Потом были показаны спектакли «Суєта», «Безталанна», «Хазяїн», «Наймичка», «Наталка-Полтавка». Сначала Садовский гастролировал с труппой по различным городам и только весной 1907 года выступил в Киеве. Гастроли прошли успешно, театр выдержал экзамен. Садовский подписал контракт и арендовал помещение Троицкого народного дома для постоянной работы в Киеве.
«В артистке Борисоглебской украинский народный театр имеет последнего могикана на ее амплуа. Второй такой артистки на украинской сцене сейчас нет и не предвидется и в будущем. Это артистка целинной почвы народной с глубоким пониманием психологии и быта украинского народа», — писал Садовский.
Из его труппы Анна Борисоглебская впоследствии переходит в Государственный национальный театр, который тогда взял выразительный курс на «европейский репертуар». Потом судьба сложилась так, что актриса оказалась на Галичине, там играла под руководством Орла- Степняка в театре Общества «Руська Бесіда». В 1925 году Анна Ивановна получает приглашение в Театр им. И. Франко, с радостью соглашается переехать в Киев и работать на прославленной сцене...
Есть в музее франковцев уникальная вещь — буклет, изданный в честь сорокалетней работы Анны Борисоглебской. В нем — несколько статей о жизненном и творческом пути артистки. Рецензии, упоминания о лучших ролях. В одной из них написано: «Принадлежала она к той замечательной генерации украинских актеров, которые умели своей интуицией быстро и безукоризненно схватывать сценический образ и находить для него самые выразительные черты». В том же буклете — программа юбилейного спектакля «Суєта» Карпенко-Карого. Одна из любимых ролей Анны Ивановны — Татьяна, жена Макара Барильченко. В том спектакле с ней на сцене были Николай Садовский, Гнат Юра, Терентий Юра...
Идут годы, поколения приходят на смену друг другу, проходит жизнь, и все в ней есть — и важное, и суета. Самое главное, чтобы в этой житейской суете не потерять честь, помнить свои корни, события истории, судьбы людей, которые своей жизнью создавали эту историю.