Эксперты в области экономики никогда не сомневались, что неадекватные обещания в период избирательной компании, хотя и добавляют голосов политическим силам во время выборов, затем становятся причиной конфликтов между правительством и бизнесом. Политики, минуя этап экономического анализа и пренебрегая диалогом, пытаются выдавить средства на реализацию задекларированных, но трудноосуществимых намерений. С приходом к власти Юлии Тимошенко все именно так и случилось.
Вчера руководители ряда нефтедобывающих компаний сообщили журналистам о намерении Министерства финансов почти на 25% увеличить рентную плату за добытую в Украине нефть (от 1095 до 2000 гривен за тонну с учетом корректирующего коэффициента). Как сказал заместитель председателя правления ОАО «Укрнафта» Владимир Пустоваров, «беспокоит не столько даже сам уровень предложенной ставки, сколько тот подход, с которым Минфин пытается в очередной раз инициировать повышение этого налога». Он подчеркнул, что «административное регулирование этого платежа уже привело к негативным последствиям в нефтедобывающей отрасли Украины». Причем, по его словам, самой главной потерей стало время, которое Украина потеряла в ходе конкурентной борьбы с компаниями из других стран, которые, в отличие от украинских, имели возможность наращивать инвестиции, разрабатывать и внедрять новые технологии.
Пустоваров сообщил, что и в нынешнем году, в результате экономически не обоснованного повышения рентных платежей, убытки от эксплуатации нерентабельных месторождений за девять месяцев этого года составили по Бориславскому нефтегазодобывающему управлению 63,6 миллиона гривен, по Долинскому — 91,4 миллиона, по Надворнянскому — 144,3 миллиона, а всего по «Укрнафте» — около 300 миллионов гривен. Избежать этих убытков можно только путем консервации месторождений с одновременным сокращением персонала — до 12 тысяч человек, причем в большинстве на предприятиях, расположенных на западе страны, где и без того высокий уровень безработицы. Ну а главное то, что в результате падение добычи нефти составит до 700 тысяч тонн в год, а газа — до 300 миллионов кубометров.
По словам Пустоварова, при этом государство само себя накажет, поскольку недополучит 1,155 миллиарда гривен тех же рентных платежей за добытую нефть и 15 миллионов рентной платы за газ.
В шоке от намерений правительства резко поднять рентные платежи также и другие частные нефтедобывающие компании страны. Об этом говорили журналистам генеральный директор совместного украинско-канадского предприятия «КаштанПетролеум» Александр Билека и генеральный директор компании «УкрКарпатОйл» Владимир Кирницкий. Отвечая на вопросы журналистов, они сообщили, что иностранные инвесторы этих предприятий очень обеспокоены, а некоторые из них уже вообще ушли с украинского рынка.
«День» напомнил представителю «Укрнафты» Владимиру Пустоварову о том, что когда предыдущее правительство поднимало рентную ставку, компания заявляла о намерении прекратить добычу в западных регионах страны, где месторождения нефти уже практически себя исчерпали. Не будет ли теперь аналогичной реакции?
Пустоваров ответил, что прекращать добычу можно двумя путями — консервировать существующие скважины и не строить новые. Второй выход из этой ситуации, по словам топ-менеджера, компания уже и теперь вынуждена использовать. В финансовый план на 2007 год не заложены инвестиции на скважины в этих районах (за исключением тех, из которых можно получать газовый конденсат), поскольку даже при уровне рентных платежей за нынешний год они не будут рентабельными и не укладываются в необходимые для этого сроки окупаемости. Что касается консервации, то ее можно проводить далеко не всегда, но «там, где это удается, мы это делаем», — ответил Пустоваров и добавил: «Если рентная политика государства в ближайшие три года не изменится, наша компания утратит до трети добычи».
Р.S. Когда верстался номер, стало известно, что Минфин, вследствие протестов нефтяников, отказался от повышения размера ставок рентной платы и оставил без изменений действующий механизм их взыскания в 2007 году. Однако добытчики нефти отмечают, что и это решение их удовлетворяет не полностью, поскольку нынешний уровень рентных платежей не позволяет компаниям развиваться и повышать добычу нефти и газа. По их мнению, необходимо возвратить льготный режим налогообложения, отмененный в марте 2005 года для месторождений с труднодобываемыми и использованными запасами.