Вчера на улицах старинного Каменца молодые люди вручали прохожим открытки. «Не забудь зажечь свечу в окне!» — обращаются авторы к горожанам. Те, что не спешили куда-то по своим делам (или неравнодушные?..), останавливались, вступали в разговор с участниками акции. Слушали. Говорили...
Это студенты Каменец-Подольского государственного университета вышли с открытками в город. «Они, будущие журналисты, еще обращают внимание общественности на то, что в нашем городе до сих пор не увековечена в мемориальном произведении память о жертвах Голодомора», — говорит профессор университета Николай Васькив. Профессор считает, что на его подопечных оказывает влияние изучение жизни и творчества Джеймса Мейса. «Это же он, Мейс, в 2003 году стал инициатором масштабной акции «Свеча в окне». К сожалению, тогда далеко не все услышали его искренний призыв», — продолжил Н. Васькив.
После этого профессор вспомнил «предысторию вопроса»: «Весной 2006-го к нам прибыла главный редактор газеты «День» Лариса Ившина. Нашла время для презентации в далеком от Киева университете изданной в серии «Библиотека газеты «День» книги «День и вечность Джеймса Мейса». Общаясь со студентами и преподавателями, пани Ившина говорила об исторической памяти как ключе к пониманию того, что с нами происходит...». Мероприятия оказались весьма массовыми. Участники проявили живой интерес к фигуре исследователя Голодомора и газете «День», в которой он плодотворно работал. «Будущие журналисты, перед которыми всегда стоит выбор относительно проблем профессиональной этики, жизненных и профессиональных приоритетов, почерпнули для себя много от этой встречи с главным редактором «Дня». Именно тогда я с энтузиазмом принял предложение Ларисы Ившиной — ввести в изучение студентами-журналистами курс, который бы освещал жизненный, общественный, научный и творческий путь Джеймса Мейса. Так в курсе «Введение в специальность» появился цикл лекций и практические занятия, на которых проблемы журналистики рассматриваются сквозь призму жизни и деятельности американца — большего украинца, чем кое-кто из наших соотечественников», — сказал заведующий кафедрой теории и истории журналистики и украинской литературы Николай Васькив.
Накануне 74-й годовщины Голодомора он организовал беседу за круглым столом. Тема: «Роль и место Джеймса Мейса и газеты «День» в информационной политике относительно чествования жертв Голодомора».
ПОЧЕМУ ИМЕННО ОН?
Николай ВАСЬКИВ: «Я благодарю пани Ившину за совет — добавить в курс «Введение в специальность» изучение биографии Джеймса Мейса и его журналистского наследия. К сожалению, до сих пор ни одна программа или учебник изучения этих тем не предусматривает...»
Юля ГАЛЮК, студентка: «Прочитав статьи Мейса, в которых он открыл миру страшную правду, которая замалчивалась, я прониклась написанным и почувствовала огромное уважение к этому человеку. Гражданин благополучных США открыл глаза миру и, собственно, многим украинцам на ужасную правду 1932—1933 годов. Он стал настоящим гражданином Украины. По духу, по патриотической деятельности ради ее блага. В этом убеждает журналистская деятельность Мейса и у нас на Родине.»
Лиля МОШКИНА, студентка: «Джеймс Мейс — первый, известный мне иностранец, который посвятил свою короткую жизнь освещению самой страшной страницы украинской истории. Он открыл миру ужасную правду: Иосиф Сталин и его окружение совершили геноцид относительно украинцев. Исследование Мейса получило продолжение: в 2003-м Институт истории НАНУ подготовил комплексное коллективное исследование «Голод 1932—1933 годов в Украине: причины и последствия». Это — том большого формата, среди 58 подразделов которого два принадлежат перу именно Мейса. Поэтому мы должны знать о месте Джеймса Мейса в контексте украинской истории.»
Эльнара ЧАЙКОВСКАЯ, студентка: «Бесспорно, объем сделанного Джеймсом Мейсом немал. Изучая его наследие, мы получаем уроки патриотизма, гуманизма, журналистской принципиальности и самоотверженности. И это очень важно для нашего профессионального становления. Занятия по изучению биографии и творческого наследия ученого и журналиста — это практическое введение в такие дисциплины, как журналистская этика, теория журналистики, публицистические жанры...»
Настя СИМАШОВА, студентка: «Это было в далеком 2001-м. Тогда Джеймс Мейс выступил на торжественной церемонии награждения победителей I Всеукраинского детского конкурса знатоков украинского языка (теперь — Международный конкурс по украинскому языку имени Петра Яцыка). Я же была среди награжденных. Конечно, тогда своим детским умом я не совсем поняла, человек какой величины стоит передо мной. Но в памяти остались необычный акцент и глубокий взгляд преисполненных грусти глаз... А потом — траурный вечер 2004 года. Когда в теленовостях сообщили о том, что Джеймс Мейс ушел от нас. На экране — те же глаза... Какие-то странные, непонятные мы: траурными колоннами провожаем в последний путь политиков, которые пропагандировали антиукраинские идеи, но остаемся безразличными, когда уходят от нас люди уровня Мейса. Вот где самая страшная потеря...»
ОБЪЯСНЕНИЕ ОТ АМЕРИКАНЦА
Марина ДИЛЬМАНБЕТОВА, студентка: «Мейс объяснил, что с нами, к сожалению, произошло. Он дал определение нашему состоянию: постгеноцидное общество. А в «Введении в специальность» я, в частности, искала и нашла ответ на смысл поступка самого Джеймса — что побудило оставить его «сытые» США и приехать в Украину? Далеко не все американцы такие же, как он. Прикоснувшись к правде о Голодоморе, этот человек с заостренным чувством справедливости уже не смог спокойно жить. Думаю, каждый, кто регулярно 24 ноября зажигает свечу в окне, понимает, ЧТО именно сделал для Украины Джеймс Мейс.»
Николай ВАСЬКИВ: «Правильно кто-то из вас заметил, что важно не просто усвоить определенную сумму знаний об «американском украинце» и его печатных работах. Очень важно рассмотреть жизненные, научные и журналистские принципы этого необычного человека. И здесь есть два неразрывно связанных между собой аспекта. С одной стороны, Джеймс может служить прекрасным образцом общечеловеческого стремления к справедливости и поиску истины. Одновременно он, не декларируя это в заявлениях для широких масс, стал для украинцев идеалом самой искренней любви к Украине и украинской истории, культуре, в конечном счете, к нации. И этому стоит учиться (если этому можно научиться) всем соотечественникам без какого- либо исключения, не только журналистам — теперешним и будущим. С другой стороны, для нас Мейс очень интересен как журналист и автор статей о журналистской деятельности, ее основах и принципах. Напомню: основной для него является, в первую очередь, свобода слова и абсолютная объективность, направленная на защиту социально и национально угнетенных.»
Оля ГАРУК, студентка: «Журналистика — одна из самых интересных профессий в современном мире, которая имеет свои преимущества и скрытые опасности. Часто, выбирая дело жизни, абитуриенты мечтают о славе, в конечном счете, об определенном достатке, который якобы может дать работа в СМИ. Молодые и еще неопытные люди видят все в розовом свете и считают, что честность, объективность и гуманизм обязательно приведут их к триумфу на журналистской ниве. Не задумываются: а может, не все так просто в нашей жизни? Возможно, именно для настоящего понимания сути творческой деятельности в «Введении в специальность» изучаем деятельность выдающегося журналиста Джеймса Мейса. Изучение его статей дает возможн ость обдумать всю сложность и важнейшие принципы работы журналиста на конкретных примерах. Своими трудами он побуждает к поиску ответов на вопрос: ту ли профессию избрала? Мейс учит идти на самопожертвование, постигать цель, формулировать для себя принципы, которых потом нужно будет придерживаться. «Повесть о двух журналистах» — классический пример того, что рано или поздно справедливость восторжествует. Хотя вынуждены для себя отметить, что справедливость торжествует очень поздно, иногда — после того как журналиста уже нет среди ныне живых, как это произошло с Гаретом Джонсом. При жизни он не имел ни славы, ни денег, но имел чистую совесть. А Пулитцеровскую премию получил откровенной ложью его конкурент Уолтер Дюранти...»
Инна СВИНАРИК, студентка: «Разделяю мнение Оли. Но не стоит, по-видимому, забывать и статью «Свобода клеветы, или Клевета на свободу». Обращаясь к истории США, Мейс ведет речь о том, как тяжело, но неотвратимо утверждалась свобода слова в этой стране. А далее — об украинских реалиях. Мейс — скептик, но и оптимист. Рано или поздно, украинское общество, так же, как когда-то американское, придет к тем же стандартам демократии и свободе слова. Разумеется, лучше, чтобы это произошло как можно раньше. А для этого не нужно кивать на какие-то обстоятельства и не ждать, когда кто-то покажет пример. Необходимо каждому журналисту почувствовать свое «мессианство».
Татьяна ЛИХОДЕНЬ, студентка: «Думаю, что две упомянутые статьи являются ключевыми для нашего профессионального становления. Но какие-либо другие в «Дне и вечности Джеймса Мейса» — это пример того, как нужно писать, каких принципов придерживаться при освещении фактов и явлений. Уже прошел год с тех пор, как мы штудировали статьи Мейса. Много деталей уже не помню, но принципиальные вещи остались в сознании, сделали отпечаток на мировоззрении.»
НЕОТВРАТИМОСТЬ ТОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Марина ДИЛЬМАНБЕТОВА: «Для популяризации Джеймса Мейса, его научных и публицистических работ очень много сделала газета «День», которая фактически стала для него интеллектуальным приютом. Мейса и о Мейсе должен знать каждый рядовой гражданин Украины.»
Николай ВАСЬКИВ: «У меня еще один вопрос: встреча Мейса и редакции газеты «День» — это случайность или неотвратимая закономерность? Они, автор и эта газета, могли разминуться или нет?»
Алексей ЕЛЕНКОВ, студент: «Я так думаю, что вопрос ваш, Николай Степанович, риторический. Говорят, что не сам человек ходит, а судьба его водит. У Мейса был выбор, и он сделал его. Очевидно, что эта встреча Джеймса и «Дня» была неотвратимой. И здесь следует сказать об отечественной периодике и, в частности, об этой газете. Каждый журнал определяется со своей тематикой, своей читательской аудиторией. Чаще всего — принимая во внимание финансовые перспективы. Газета «День» ориентируется на интеллектуального читателя, имеет свою фишку. Это — воссоздание забытых или полузабытых страниц украинского прошлого, презентация достижений отечественной культуры от древности до современности. Думаю, что это делается не только для того, чтобы привлечь внимание читателя на то, что «удивительное рядом». К сожалению, в этих условиях тираж газеты таким образом не увеличишь. Вместо этого есть благородный замысел — возрождать национальное самосознание и достоинство. То, к чему стремился и Джеймс Мейс. Поэтому они, Мейс и «День», не могли разминуться.»
Николай ВАСЬКИВ: «Это что-то похоже на выбор «бедного» Гарета Джонса...»
Олег БАРЫШЕВСКИЙ, студент: «В «Дне» в этом году я проходил практику. В первую очередь, высказываю искреннюю благодарность коллективу редакции за помощь и ценные советы, за то, что с первого дня в газете я не ощущал себя чужим человеком, не ощущал пренебрежения со стороны журналистов с огромным опытом и достижениями к «провинциальному» студенту-второкурснику. А коллектив «Дня» действительно высокопрофессионален. Вот Алексей назвал фишкой газеты культурно-историческое направление. Это именно так. Но правда и в том, что от такого направления сегодня состояний не заработаешь. И только высокий профессиональный и научный уровень работников газеты и его внештатных авторов предоставляет возможность «Дню» оставаться одной из ведущих отечественных газет.»
Татьяна ОЛИХ, студентка: «Я хотела бы обратить внимание на еще один аспект, который делает необходимым наше постоянное общение с «Днем». Газета постоянно обсуждает на своих страницах проблемы, связанные с теорией и практикой журналистской деятельности, знакомит с новациями в деятельности отечественных и зарубежных СМИ. Вопрос свободы слова, журналистской незаангажированности, солидарности также получили постоянную прописку на колонках этой газеты. И это тоже убеждает, что Мейс не мог не попасть именно в этот редакционный коллектив...»
Николай ВАСЬКИВ: «Обратите внимание, что газета «День» первой начала и неутомимо продолжает разрабатывать эту скорбную тему Голодомора в Украине. Наконец и официальный Киев не остается в стороне. В интервью Президента Виктора Ющенко, которое мы с вами читали в «Дне», указывается, что «...нам нужно весь груз предыдущих лет, все надругательство, которое совершалось над нацией, воспринять как свою собственную драму. И в этом почувствовать потребность органичного клеточного объединения Украины». Президент требует: «Эту историю нужно донести. Если мы ее узнаем, то зафиксируем в книге, программе, памятнике, названии улицы...». Именно этому и учит нас солидное издание. Следующим шагом стала книга «Почему ОН НАС уничтожал?/ Сталин и украинский Голодомор» из серии «Библиотека газеты «День», изданная в сентябре 2007 года.»
ПРОЛОГ
А потом разговор за круглым столом несколько вышел за границы определенной темы. Участники говорили о том, что до сих пор в старинном городе нет даже памятного знака жертвам Голодомора, вместо этого остаются в названиях улиц и на пьедесталах те, кто устроил ужасные «жатвы скорби». Не избежали и того факта, что не многие знают число жертв Голодомора в Каменец- Подольском, районе, крае. Поэтому и решили: обратиться к Каменец-Подольскому с открыткой. В этом коллективном произведении, распространенном самими же авторами, все отвечает требованиям жанра. Напоминание: «Не забудь зажечь свечу в окне!». Требование: «Увековечить память о жертвах Голодомора!». И — объяснение, почему, для кого и для чего это следует сделать. «Это они, уроки, полученные в школе Джеймса Мейса», — говорит профессор Николай Васькив о плодах презентации книги «День и вечность Джеймса Мейса» в Каменец- Подольском госуниверситете.