Телевидение любит играть с человеком, его инстинктами, стремлениями и мечтами. Как хищник — с едой. Хочешь получить миллион или славу Мадонны — выплясывай, покажи, на что ты способен, сделай шоу! Участники программ, в которых фигурируют так называемые ценные призы (чаще всего деньги или автомобили), — это аттракцион, цирковое представление для телезрителей, где на фоне остроумного презентабельного ведущего, который ставит каверзные вопросы, часто провинциальный участник выглядит клоуном, который, не понимая ничего, бегает за привязанным на веревочку кошельком. Ну а что может быть лучше для нас, чем смотреть, как делают дураков из других?
Абсолютное большинство программ, где стремление человека заработать деньги, приправив это стремление слезами, смехом и хорошим студийным освещением, превращают в шоу, имеет американское происхождение. Вообще для современного телевидения форматы, изобретенные в США, стали эпохальными и определяющими. Народное капитал-шоу «Поле чудес» — не исключение. Уникальное по своей рейтинговости и популярности телевизионное действо впервые вышло в эфир в 1990-м году с Владом Листьевым в качестве ведущего. Концепция программы была основана на американском «Колесе фортуны», которое NBC транслировало еще с 1975 года. Интересно, что лицензию на адаптацию формата россияне и не пытались приобрести. Но одновременно они до неузнаваемости изменили формат, оставив от «Колеса фортуны» только главного героя игры — барабан. В другом же программа обрела собственно народные очертания, представляя все страны постсоветского пространства и намекая, что кое-кто «великий и необъятный» из нашего прошлого все-таки остался нерушимым.
Так или иначе, а эта программа, которую многие помнят с детства-молодости, до сегодняшнего дня в России выходит в прайм-тайм — пятничный вечер, имеет долю зрительской аудитории до 46 процентов, дарит ценные призы и собирает экспонаты для известного музея «Поле чудес».
Но вообще формат хорошего народного шоу перестал так повально интересовать аудиторию, особенно молодую. Для молодых и перспективных времена, когда на «Поле чудес» возили самовары, пряники и домашний самогон, уже позади. Зрителям захотелось чего-то более зрелищного, а участники программ уже готовы ради денег на более экстремальные подвиги, чем перечисление алфавита и угадывание слов. Это как наркотик. Чем далее — тем более ужасные условия, более жалкий человек и более ценные призы. Теперь ваши страхи, что бы там ни было — высота или черви, превращаются в реальность. Самая ужасная среди всех существующих программ «Фактор страха» имеет (какое бы вы думали?) такое же американское происхождение. Там «Fear Factor» появился в 2001 году на телеканале NBC. Суть заключается в том, что участников программы заставляют переживать их самые ужасные страхи. Кто пройдет все испытания — получит 50 тысяч долларов. В России, например, этот формат на телевидении начали вводить еще в 2003-м. Тысячи людей, которые претендовали на участие в программе, проходили специальный кастинг и заполняли анкеты, в которых, кроме всего прочего, им предлагали ответить, чего они боятся больше всего: акул, грызунов, высоты, есть животных живьем, замкнутого пространства, океана, темноты, пауков, тараканов и т.д.
Украинские зрители имеют представление о «Факторе страха». Один из каналов транслировал американский вариант шоу. Судя из того, что ни один канал пока что не взялся за съемки подобной программы, ажиотаж среди зрителей она вызвала небольшой. Тем временем в США это один из самых популярных и самых рейтинговых форматов.
Зато «Новый канал» попробовал адаптировать другой иностранный формат, запустив в эфир развлекательное шоу «За деньги» с Геннадием Попенко. Оно несколько более снисходительно к своим участникам. Ведущий вылавливает на улицах города настроенных на немудреный заработок прохожих и предлагает за деньги выполнять всяческие «трюки» — от поедания бычьих яиц — до передачи ведущему в собственность собственных документов. Однако долго на экране «За деньги» не продержались.
Одной из самых рейтинговых программ последних лет, связанных с зарабатыванием денег, стала опять же адаптация американского формата — программа, которая известна украинскому телезрителю под названием «Первый миллион». Суть этой, ощутимо более гуманной, по сравнению с вышеописанными форматами, программы известна всем: вопрос — звонок другу — ответ. Дойдешь до финиша — получишь миллион, нет — забирай 100 гривен и иди себе. Интересно, что среди украинских участников были персонажи, которые таки смогли выиграть заветный миллион. Интересно, сделал ли он их более счастливыми? Сейчас на телеканале ICTV стартует пятый заключительный сезон шоу «Акулы бизнеса». Это также программа о деньгах, и так же адаптация, но на этот раз формата, изобретенного в Японии — «Dragons’ Den» («Логово драконов»). Программа уже давно прошагала по голубым экранам Великобритании (где просуществовала в течение двух сезонов) и Австралии (выходила в эфир всего-навсего в течение одного сезона, продолжения местный канал Seven Network так и не запустил из-за низких рейтингов в прошлом сезоне).
Если у вас есть хорошая идея и разработанный план ее реализации, вы можете попасть на суд бизнесменов, которые или дадут вам деньги на воплощение вашего замысла, или нет. Но следует предостеречь тех, кто готов идти напролом, «раскручивая» «акул» на деньги. Телевидение — вот решающий фактор. Если вы теряете сознание перед объективом камер, ваш, пусть и самый гениальный, бизнес-план останется планом. Ставка делается на шоу, нужна яркая, привлекательная картинка, которая удерживает телезрителя перед экраном.
Перед началом съемок пятого сезона «Акул бизнеса» руководство телеканала ICTV дало возможность прессе пообщаться с теми, кто будет решать судьбу всех проектов, представленных в заключительном сезоне. На этот раз бизнесменов шестеро, среди них — банкиры, нефтяники, «акулы» недвижимости. Они утверждают, что самое первое, на что они обращают внимание — это не бизнес-план, а человек, который его представляет. «Мы сразу распознаем мошенников. Он еще не зашел в двери, а мы уже знаем, что он нечестный», — уверяет Гарик Когородский, «акула» столичной недвижимости. А Оксана Елманова (компания «FIM консалтинг»), по ее же словам, получает свою выгоду от участия в программе. Она уже «выловила» здесь не одного гениального менеджера. Все они теперь работают в ее престижной компании — с высокой зарплатой и хорошим социальным пакетом. Так что мечты (если, конечно, эти люди мечтали действительно об этом) сбываются.
Сегодня каждое шоу без исключения обещает участникам вознаграждение. За «просто так» делать из себя посмешище уже никто не хочет. Хотя вознаграждением могут быть не только и не столько собственно деньги. Народ начинает понимать, что такое пиар и что значит «засветиться». Мы, уважаемые, живем с вами во времена, когда лицо может принести больше денег, чем самый любознательный ум. По большому счету, все телевидение можно назвать большим и разветвленным капитал-шоу. Развлечения продуцируются, лица штампуются, страхи разыгрываются, а капиталы растут. Чем не капитал-шоу?