Момент истины
Вот случай... Внук Льва Толстого — Сергей Михайлович Толстой, врач по образованию, вырос и всю жизнь прожил во Франции — в Париже. Через несколько лет после последней мировой войны он встретил на одном из званых приемов в замке Йоханнисберг командира немецкого полка, который оккупировал когда-то Ясную Поляну. И услышал от него следующее: «Около двадцати моих бравых soldaten погибли в боях под Тулой, — рассказывал это «храбрый» вояка с грустью. — Я приказал их похоронить в вашем имении. Знаете, это ваше имение очень красиво и поэтично»... Ответ на это был незамедлителен и единственно правильно жесток: «Известно ли вам, что крестьяне после вашего отступления немедленно перезахоронили ваших бравых солдат в общей могиле, так как они оскверняли это место? А другие ваши солдаты, те, которых не убили в сражении, они перед отступлением подожгли наш дом по вашему приказу. Благодаря крестьянам, которых вы не успели повесить за время оккупации, пожар был потушен. Прощайте, я надеюсь, мы с вами больше никогда не увидимся». В жизни каждого человека (и даже не внука известнейшего писателя) обязательно наступает (приходит, случается) так называемый «момент истины», в котором проявляется, проецируется и концентрируется вся его человеческая сущность. Он поворотный, этот момент. И к нему нужно оказаться готовым. Или ты, напрягая все свои силы, душевные и телесные, осмысляешь то, для чего предназначена эта вся твоя жизнь. Или же, опустив покорно свою якобы разумную голову, начинаешь просто плыть по течению, разрушая не только эту свою жизнь, но и жизнь твоих предков и далеких потомков заодно тоже...
Правильная позиция?
Зачем нам дается в жизни любое время? Разве не для того, чтобы какие-то выводы из своих глупостей делать? Поэтому очень правильно рассуждает Лариса Ившина (см. «День» №169 от 5.10.2007): то, что мы проспали вчера — еще полбеды, а вот то, что мы и сегодня просыпаем — это уже беда настоящая. И будущая, конечно же. Ясно, что Россия, шантажируя нас опять газом, ведет политику неправильную, необоснованную и недальновидную (даже со своей точки зрения). Но вот почему мы тоже никакой своей политики ей не предлагаем взамен? Ведь то, чем мы сейчас ей отвечаем, тянет только на весьма примитивное и детское «Сам дурак!»... А начинать все-таки придется с уважения к партнеру, с создания обстановки доверия. И все это создается годами и десятилетиями. И вовсе не предусматривает никакой капитуляции. Нужны не обвинения, угрозы, обиды, мелкие уступки и подачки отдельных региональных цветных кланов и лиц, а выработка и воспитание самоуважения к своим странам, своим людям. И, конечно же, к самим себе — весьма и весьма тоже грешным (во всех смыслах). Переломим эту свою глупую напыщенность, самолюбование, зряшную самоуверенность, самовлюбленность — обязательно толк будет!
Все самое лучшее
Ольга Герасимьюк — родная душа (см. «День» № 184 от 26.10.2007 г.). Она умеет слышать — а это качество сейчас редкое. Ее колонка в газете «День» уже как будто существовала всегда (ее просто ранее почему-то не было...).
Я вот тоже ныне часто думаю об инопланетянах. Вернее, их предполагаемых впечатлениях о нашей реальности. И не только политической, и не только украинской. И вот в каком смысле. Разные там внеземные обитатели, думаю, нас, в конце концов, поняли бы. Ведь с чего бы мы им стали рассказывать о наших материальных трудностях или идеологических спорах, или даже о наших властных амбициях? Мы бы обрадовались им, в первую очередь, несказанно. А затем предъявили бы им только свое самое-самое лучшее и дорогое: и Владимира Великого, и Ярослава Мудрого, и Владимира Мономаха, и Данилу Галицкого, и Нестора Летописца, и князей Острожских, Вишневецких, и Петра Могилу, и Ивана Мазепу, и кошевого Ивана Сирка, и Богдана Хмельницкого, и Тараса Шевченко, и Михаила Костомарова, и Ивана Котляревского, и Степана Бандеру, и Симона Петлюру, и Павла Скоропадского, и Михаила Грушевского, и Ивана Франко, и Дмитрия Яворницкого, и Дмитрия Донцова, и Николая Гоголя, и Евгения Коновальца, и Василия Кука, и Уласа Самчука, и Василия Стуса, и Анну Горенко (Ахматову), и Лину Костенко, и Ивана Дзюбу, и митрополитов Андрея Шептицкого, Иосифа Слепого, и кинорежиссера Александра Довженко, и Леся Курбаса, и Владимира Вернадского, и Романа Шухевича, и... многих-многих других! Все это, ясно, люди настоящие, а не чудища, которыми нас всех продолжают пугать (с экрана, страниц книг, газет, журналов, в эфире) СМИ с утра до вечера!