Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель — на следующее поколение.
Нынешняя Украина, украинская нация лишена качеств субъекта истории. Этому способствуют политические силы как внутри страны, так и извне. Одни из них свою задачу видят в превращении Украины в безотказный инструмент политики энергетической зависимости Запада от России, другие — в форпост американского миссионерства для осуществления дальнейшей так называемой демократической экспансии на Восток. В конечном выводе речь идет о лишении политической и культурной независимости.
Лейтмотивом политической жизни в Украине давно стала борьба одних политических сил против других за морально-психологическое верховенство, независимо от идеологичности. Задача обретения и сохранения власти ни у одной из них не совпадают с задачами укрепления соборной Украины, сохранения нации и государства. Политическая элита Украины проявила себя как совокупность стратегических противников, которых только иногда связывают определенные тактические задачи, и которые не способны заботиться об интересах нации. Президент ярко продемонстрировал, что он не способен быть арбитром нации. Им не свойственны ни государственнические позиции, ни чувство ответственности, что обусловлено их генезисом.
Наблюдаемая политическая структуризация свидетельствует о том, что за шестнадцать лет новейшей истории Украины выкристаллизировались две прослойки: прослойка небольшой кучки крупных владельцев, с одной стороны, и прослойка в различной степени затронутых маргинализацией граждан, вплоть до люмпенизированной прослойки, с другой. Партии лоббируют интересы первых и заигрывают со вторыми, манипулируют ими.
Искусственно спровоцированный кризис сегодня охватил все сферы общественной жизни, коснулся каждого человека. Однако, несмотря на весь негатив, есть моменты позитива в происходящем. Кризис как способ разрушения всей совокупности устоявшихся человеческих взглядов на окружающую действительность: общество, власть, партии, лидеров осветил главную проблему — отсутствие как полноценной политической элиты, так и ее соединяющего стержня — лидера национального масштаба.
Можно ли надеяться, что кризис повлечет за собой общественную мобилизацию? Задача сохранения нации и государства... Говоря проще, окончательно ли мы смирились с тем, чтобы быть объектом политики и жить в мире как второстепенная страна с ограниченным суверенитетом, опустили руки перед угрозой окончательной потери национальной самоидентификации?
Не стоит строить иллюзий относительно того, что мировое сообщество сможет гарантировать независимость слабым государствам. Наверное, Украине давно следовало бы избавиться от иллюзий относительно политических — внешних и внутренних — реалий. Удел слабых — исполнять волю сильных. Мы в свое время отказались от ядерного потенциала ради безопасности Европы. Кто это оценил?
Мир стал другим и в то же время остался неизменным. Вспомните хотя бы главные события прошлого столетия. Геополитическое противостояние, непрерывные войны (из них две мировые), октябрьская революция в России и речь о мировой революции, экспорт революций в Латинской Америке, создание военно-политических блоков НАТО и «Варшавского Договора», «падение Берлинской стены», распад Советского Союза. Сверхдержава США, чтобы обеспечить свое существование, берет на вооружение идеологию «непрерывных войн», расширение НАТО и продвижение демократии на Восток. Россия после нескольких лет упадка обращается к вере как основе государственности и провозглашает идею «ядерного православия», восстанавливает свою военную мощь и надежду нации. Запад бьет тревогу по поводу своей энергетической безопасности, все — по поводу опасности терроризма. Вы скажете, что мы, в отличие от США, России или стран ЕС, не имеем достаточных материальных и экономических ресурсов, чтобы говорить с ними на равных. Поэтому сегодня мы жмемся к Европе, нам насаждают принципы и методы организации общества и экономики протестантских стран в католических анклавах, не задумываясь, что в православных и мусульманских странах такое привнесение обречено на поражение. Да, мы многонациональная и поликонфессиональная страна, но мы были, есть и будем Духовным центром православия. Следовательно, мы имеем не меньший, а может даже и больший, более величественный ресурс — время. Эпоха православной цивилизации насчитывает более тысячи лет. Нам не нужно выбирать, по чьим принципам жить. Следует помнить свою историю, сберечь, восстановить прадедовщину, обеспечить наследственность.
Большинство нынешних политиков, пришедших в политику из бизнеса, так и остались бизнесменами, мыслят как в бизнесе, поступают как в бизнесе. Однако политика —другая категория, если хотите, значительно более тонкая. Как правило, бизнесмены полагаются на свою предпринимательскую интуицию и считают, что ее достаточно для политической работы. На практике оказывается, что бизнес-чутье отличается от политического. Украина — не исключение на постсоветском пространстве — пошла по пути олигархического характера развития. Сегодняшняя так называемая политическая элита ставит себя выше Бога и Воли Бога.
Политическая элита, и, в первую очередь, правящая, отвечает за определение стратегического развития государства, обеспечение национальных интересов на международном уровне. Компетентность и профессионализм для правящей элиты — такие же неотъемлемые составляющие, как преданность интересам государства и патриотизм. Они являются определяющими в том, как вопросы национальной безопасности воспринимаются правящей элитой и как трансформируются в геополитические и геоэкономические цели и стратегии. Если национальные интересы трактуются адекватно, то и задачи определяются соответственно. И тогда ресурсные возможности нации и государства находят свой отпечаток и в тактической, и в стратегической перспективах.
Определение общенациональной стратегии невозможно без консолидированной позиции политической элиты и нации в целом. Политическое противостояние приводит к подрыву административной дисциплины и разрушению всей властной вертикали. Подобная позиция должна быть формализована в принципиальных документах, где говорится о целях и средствах развития общества и государства (речь не о пустопорожних декларативных универсалах и кулуарных договоренностях).
Нужен тот, кто способен почувствовать себя частью истории, национальный лидер, государственник, который способен задать направления развития общества. Его задача — восстановить историческую наследственность, объяснить взлеты и падения, все перипетии на пути становления нации. Самому понять и показать нации суть православия для Украины-Руси и миссию самой нации и Украины. Это прямое обращение к Богу, который, я уверен, услышит его.