Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новая старая сказка

27 октября Национальная опера Украины приглашает юных зрителей на премьеру балета «Буратино и волшебная скрипка»
24 октября, 2007 - 19:01
НА РЕПЕТИЦИИ (СПРАВА — ХОРЕОГРАФ ВИКТОР ЛИТВИНОВ) / ФОТО АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА

Музыку к «Буратино» написал известный киевский композитор Юрий Шевченко, фантастические декорации придумала художник Мария Левитская; поставил балет хореограф Виктор Литвинов (он же является автором либретто, написанного по мотивам сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»), дирижер — Герман Макаренко, а костюмы создала Наталия Кучеря.

Творческая дружба композитора и балетмейстера родилась 15 лет назад. Как признался Ю. Шевченко: «Для меня работа с Литвиновым стала великолепной школой, позволившая фантазии разрастись до масштабов большой постановки. Идею создания «Буратино» подсказал Виктор Литвинов. В общей сложности (с перерывами) я писал «Буратино» четыре года. Партитуру балета я посвятил памяти своего маленького сына, которого забрал тяжелый неизлечимый недуг... Это мой первый большой балет. На репетициях царила неформальная и очень творческая атмосфера.

Виктор Литвинов, ныне главный балетмейстер Муниципальной оперы для детей и юношества, опытнейший постановщик, неисчерпаемой фантазией которого среди прочего создано и множество детских спектаклей, самым важным считает, чтобы балет «Буратино» стал светлым и добрым.

— Значительно видоизменив всем известный сюжет сказки А. Толстого, в финале нашего балета все персонажи становятся добрыми (это касается Карабаса Барабаса, Лисы Алисы и Кота Базилио). В нашей истории добро одержало полную победу над злом не путем возмездия, а благодаря волшебным превращением и силой любви, — сказал В. Литвинов. — Идея балета родилась давно. Ее мне подсказал Эдуард Никифорович Яворский (экс- заместителем директора театра, затем возглавлявший журнал «Музыка», а ныне пенсионер). В процессе работы мы с композитором Юрием Шевченко несколько видоизменили идею, поскольку версия, близкая к оригиналам сказки о деревянном мальчике, содержала моменты, которые достаточно было бы сложно воплотить языком балета. По нашему сюжету все действие этой истории сосредоточено в театре: где директором является Карабас Барабас, а Папа Карло работает мастером по изготовлению и ремонту кукол... Волшебная скрипка у нас играет роль феи — обязательный персонаж старинных балетов, созданных на сказочный сюжет.

В нашей постановке классика сочетается с современными элементами балета и пластикой. Зрители сразу же видят где отрицательный, а где положительный герой. Яркий, подчас гротескный танец (отрицательных персонажей) противопоставляется возвышенностью танца положительных героев. Я не утверждаю, что это мое ноу-хау. Так поступал, например, известный хореограф Майоров, но благодаря этому (языком пластики и танца) герои становятся интересными для зрителей. Все танцовщики активно подключились к рождению нашего балете и были не просто исполнителями задач, поставленных им мной, как хореографом, но и сами пытались найти «ключик» к своей роли. Я надеюсь, что наш «Буратино» будет интересен для семейного просмотра и удовольствие от сказки получат не только дети, но и взрослые.

Ныне заканчиваются репетиции балета. Так, роль Буратино по очереди исполнят танцовщики: Вадим Буртан и Константин Пожарницкий, над образом Мальвины работают Татьяна Лезова и Екатерина Алаева, в роли Папы Карло выступят Дмитрий Клявин и Владимир Чуприн, а Карабаса Барабаса сыграют Сергей Соловьев и Юрий Коробчевский и другие артисты театра.

Лариса ТАРАСЕНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ