Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Когда вместо «орла» — «решка»

В Театре на Подоле по-новому прочитали гоголевскую классику
17 октября, 2007 - 19:18
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ИГРОКИ» / ФОТО АВТОРА

«Что наша жизнь? Игра!» — и тут с классиком не поспоришь. Но сколько же среди нас народу, для которых игра — это не просто смысл жизни, а воздух и... работа. Без азарта здесь тоже не обходится. Гоголевских «Игроков» в Театре на Подоле поставил Олег Липцын (сценография — Ф. Александровича, музыкальное решение — В. Борисенко). В этом спектакле кажется, что даже предметы тоже пропитаны аферой, а компания игроков — некая модель общества. Здесь все друг друга обманывают, «кидают» на огромные суммы, соперничают, а побеждает хитрейший. Гоголь был против пьес, построенных на одной внешней занимательности. Он считал, что сюжет должен выражать законы общества и самое омерзительное и страшное в нем.

Главная удача спектакля — интригующая атмосфера, созданная световыми, шумовыми эффектами, загадочными паузами и мистикой... Некий Ихарев (Игорь Волков) поселился в маленькой гостинице и какая-то невиданная ниточка начинает виться, умышленно запутывая зрителей то фортепианными дивертисментами, то комическими ситуациями, то мистическими выпадами. Бдительность публики притупляется и вдруг… режиссер переворачивает монету, а там не «орел», а «решка». Кто не читал пьесу, до последней минуты, вместе с Ихоревым, искренне верят, что это он ловит рыбу, а не то, что сети расставлены на героя, в которые он попадется.

Гоголь признавался: «Сколько у нас есть добрых людей, но сколько есть и плевел, которые мешают жить добрым. И за которыми не в силах проследить никакой закон. На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть посмеется им!». И вот, «милая» компания на сцене. Один другого краше: авантюрист и профессиональный шулер Ихарев, прожженный мошенник Утешительный (Сергей Бойко), циничный прохвост и жулик Швохнев (Федор Ольховский), обаятельный хищник Глов-старший (Александр Данильченко), смешливый ворюга Кругель (Сергей Сипливый). Все герои разные по колориту, но они составляют такой монолит, что даже муравей щель не отыщет. Блестяще и неожиданно решен образ Глова-младшего (Роман Халаимов). Амплитуда его характера зрителей впечатляет: от застенчивого придурковатого подростка до озверевшего льва. Лаконичны выстроены режиссером мизансцены; когда Ихарев вроде в сторонке, в роли наблюдателя, а компания балагурит, изображает радушие, но Ихарев все же не с ними. Тут бы зрителю и насторожиться — ведь режиссер дает подсказку. Но — нет, вдруг Ихарев резко поднимает бокал вместе со всеми — дружба на веки! И хитрый Гоголь опять закручивает интригу...

Отличный актерский ансамбль обеспечил спектаклю половину успеха. У режиссера Олега Липцына все и все играет — от актеров до каждой вещи — шкаф, карты, бокалы, фортепиано, соломенная шляпа Глова-старшего... Даже слайдовое решение в сценографии не раздражало публику — когда на заднике появлялось видео стола с яствами. Ведь это же — игра (фальшивая) и еда была тоже не настоящая. Как говорится, в любой игре есть условности и обозначения. Динамичная пружина этой игры разжимается стремительно — не дает опомниться: ни Ихареву, ни зрителям. События развиваются «внахлест». Режиссер точно понимает автора (Николая Гоголя), для которого было важно стремительное развитие интриги, неожиданные повороты и острые сюжетные ситуации. Лихорадочная и циничная погоня за деньгами, наглый авантюризм, грязные и бесчестные средства наживы и обмана — вот что объединяет всех персонажей.

Гоголевские герои разоблачают сами себя и положительных здесь нет. Николай Васильевич — величайший мастер драматической развязки. Финалы его произведений всегда неожиданны. И режиссер заставил зрителей осмыслить по-новому содержание гоголевских «Игроков». Хотя в спектакле чуть-чуть не хватало контраста. Публике хотелось увидеть более «сочную» сценографию, т.к. чрезмерный лаконизм на сцене кажется пресным, словно еда без соли и перца...

Оксана ДЕНЯКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ