Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шоколадная «мама»

Тростянецкая фабрика «Украина» наполняет городской бюджет на 95%
5 октября, 2007 - 19:14

Сегодня в столичном Украинском доме открывается второй «Шоколадный фестиваль «Корона»-2007». В программе — открытие шоколадной Аллеи звезд, где мастера искусств Украины оставят свои автографы (отпечатки рук), и выставки шоколадных скульптур известных людей Украины. Торговая марка «Корона» рассчитывает в присутствии гостей фестиваля установить новое достижение, которое будет зарегистрировано в Книге рекордов Украины.

Накануне шоколадного фестиваля и в самый разгар шоколадного сезона корреспондент газеты «День» посетил шоколадную фабрику «Украина». Это предприятие дало новую жизнь городу Тростянец, обеспечив высокие бюджетные поступления, постоянные рабочие места (более чем для 800 работников) и ряд социальных программ.

Годовая проектная мощность фабрики, которая начала выпуск шоколада в 1974 году, составляла 17 тысяч тонн. Сегодня же на фабрике ежегодно производится более 27 тысяч тонн шоколада. С 1995 года здесь изготовлено свыше миллиарда шоколадных плиток «Корона», общая длина которых уже равна четырем экваторам Земли. И это свидетельствует о достойном названию качестве продукции, которая полюбилась украинцам и гражданам других стран. А достичь этого удалось благодаря инвестициям в модернизацию производственных мощностей — закупку немецкого и итальянского оборудования. С 1995 по 2006 год они превысили 175 миллионов гривен.

Особенность Тростянецкой фабрики в том, что она специализируется исключительно на шоколаде и является едва ли не единственной фабрикой, имеющей полный цикл производства. Большинство фабрик в Украине и в мире используют уже готовую какао- массу. Так проще и дешевле. Однако, по словам менеджера по качеству Ларисы Гусевой, «они не могут в таком случае контролировать качество шоколада». «Где гарантия, что порошок из какао-бобов действительно африканского происхождения, самый качественный и самый дорогой, а не с добавлением индонезийских какао-бобов, которые имеют кисловатый привкус?» — спрашивает она, аргументируя таким образом необходимость такой технологии для предприятия.

По словам директора фабрики Николая Швеца, для изготовления своего шоколада фабрика импортирует первичное сырье из Кот-д’Ивуара и Ганы. Какао-бобы не имеют запаха и вкуса шоколада. Для этого им следует пройти определенный путь уже на фабрике, но перед этим они исследуются в лабораториях Германии, Австрии, Эстонии, Швейцарии и Швеции.

При входе на территорию фабрики все без исключения обязательно моют руки и стерилизуют их, одевают специальные белые халаты и чепчики, снимают все украшения. Чтобы попасть в цех, где обрабатываются какао-бобы, необходимо переодеться в красные халаты и специальные бахилы. Здесь так называемое грязное производство, но именно отсюда начинается процесс рождения шоколада. Какао-бобы проходят процесс тщательной обработки и сортировки. Как рассказывает менеджер Ярослав Гузей, были случаи, когда среди бобов находили автоматные гильзы (на тот момент в Африке происходили военные действия). Потом какао-бобы обжаривают. Именно от этого этапа в большой мере зависит аромат и вкус будущего шоколада. На выходе из цеха получают тягучую однородную массу — тертое какао. Оно и становится основой будущего шоколада. Но ему еще нужно пройти обязательный процесс дебактеризации, запатентованный компанией «Крафт Фудз», при котором также контролируется содержимое трансжирных кислот. Ведь шоколадные изделия, которые поступают на украинский рынок, тестируются специальной дегустационной комиссией, в которую входят, кроме представителей Минэкономики и МинАПК, работники Комитета по защите прав потребителей.

Молочный шоколад производят, добавляя не жидкое, как мы привыкли видеть в рекламных роликах, а сухое молоко. При этом для шоколадки Milka сухое альпийское молоко действительно везут из Швейцарии, тогда как для других видов пользуются украинским сырьем. Орехи и изюм преимущественно завозят из Америки.

Самый интересный технологический момент — оформление шоколадной массы в плитку. Только при правильном нагревании поверхность шоколадки при застывании в формах становится абсолютно гладкой и блестящей.

На фабрике почти все операции автоматизированы, люди здесь лишь контролируют процесс. Возле конвейера, по которому движутся конфеты, два ведра — белое и красное. Интересуемся, для чего они. «Шоколад, который попал в белое (он без необходимого орешка) — пускаем снова на конфеты, а тот, который в красном — сжигаем», — рассказывает работница.

Нынче на фабрике начинается «шоколадный сезон». Поэтому набирают дополнительную рабочую силу для несложных работ, таких как, например, упаковка. «Около 100 новых рабочих приходят на сезонные работы», — отмечает Швец. По его словам, на обучение новых рабочих может уйти от нескольких дней до нескольких недель, в зависимости от того, на какую работу они претендуют. Средняя зарплата на фабрике, по словам директора, в четыре раза выше прожиточного минимума, то есть, согласно несложным подсчетам, более полторы тысячи гривен, что для небольшого городка — немало.

Предприятие много делает для города. Недавно компьютеризировало очередную школу, также финансирует покупку оборудования для больницы. 95% местного бюджета составляют поступления от фабрики. Ее здесь даже называют «шоколадной мамой».

КСТАТИ

Объем украинского рынка шоколадных изделий — более 60 тысяч тонн. Здесь действуют пять основных игроков. С 1998 года средний уровень годового потребления шоколадной продукции в Украине вырос c одного килограмма до 2,5 килограмма. А, скажем, в Румынии, он составил всего лишь 1,5 килограмма, тогда как в России — 4,6 килограмма. Следовательно, у производителей хорошие перспективы и на отечественном рынке, и на других рынках. В частности, опрос украинских потребителей с 2003 по 2006 год показал, что их среднемесячный доход возрастал в среднем на 31% за год. При этом украинцы стали более придирчивыми в своем выборе пищевых продуктов и готовы платить за качественные изделия дороже.

Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День» Фото предоставлено ЗАО «Крафт Фудз Украина»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ