Вот уже в течение многих лет стоит себе тихонечко в Полтаве памятник царю Петру I. И пусть бы он себе там стоял, он же никого не трогает. «Он же памятник…» — как говорилось в одной из популярных советских кинокомедий. Но вот не за горами 300 летие Полтавской битвы, итогда увидим, что и неподвижные памятники умеют громко «говорить», то есть влиять на политику и общественные настроения. О таких свойствах архитектурных сооружений свидетельствует и величественный четырехметровый бронзовый монумент Екатерины II, который недавно был установлен в славном своими традициями городе Одесса…
Прощай, моя очаровательная и вольнолюбивая Одесса! «Пращай, любимый горад Адесса-мама!» — повторим на знаменитом местном диалекте-жаргоне-суржике. До свидания, мой милый причерноморский город, куда провинциальному юноше из Киевщины впервые довелось попасть три десятилетия назад и понять, что, кроме столичного Киева, есть еще на этой Земле и другой прекрасный город, где есть чрезвычайно красивые улицы и площади, дома и церкви, театры и скверы. Где существовала какая-то своя ощутимая атмосфера уважения к человеку, несмотря на то, на каком языке он разговаривает, откуда прибыл, какой национальности и в каком купальном костюме заходит в море.
Пусть не обижаются современные одесситы, но теперь этого всего в Одессе уже нет и, очевидно, уже никогда не будет. С установлением постыдного памятника Империи причерноморская жемчужина мирового значения потеряла свой признанный «шарм» и цивилизационную уникальность и превратилась в город-«диктатор», город-«чудовище», который не только хочет доминировать над своими жителями и гостями, но и стремится презирать их предков с самобытными национальными обычаями, традициями и исторической памятью. Пусть бы так оно и было — ну хотят одесситы быть такими вот современными духовными крепостными и рабами, которыми умело манипулируют олигархические вожди ради политики и наживы, то пусть будут ими. Но ведь Одесса принадлежит не только одесситам, она принадлежит мне, она является частицей не только украинского культурного и государственного пространства, но и достоянием мировой цивилизации. Одесса принадлежит всем нам!
Одесса, которая в течение многих веков в условиях разноцветных политических режимов ревностно берегла свою цивилизационную мультикультурность и полиэтничность, теперь, к сожалению, по различным причинам все это потеряла. Сегодня уже тяжело назвать Одессу «мамой», ведь на одной из ее центральных площадей вот-вот появится злая и недобрая для многих народов «мачеха» — русская императрица. Известно же, что и до сего времени большинство историков называет Российскую империю во времена правления Екатерины II не иначе как «тюрьмой народов».
А КАК ЖЕ «ДРУГ СТЕПЕЙ, КАЛМЫК»?
Мне, как, очевидно, и многим, кому небезразлично собственное прошлое, непонятно, почему на 16-м году независимости Украины (тогда, когда открылись все архивы, когда есть доступ к библиотекам и интернету, когда каждый желающий может ознакомиться с «незашоренной» историей) возникло желание установить памятник человеку, которого можно сравнить разве что с Гитлером-Шикльгрубером и Сталиным-Джугашвили в одном лице, но, правда, в юбке.
Почему возникло такое сравнение? Да потому, что Екатерина II, она же — немка-пруссачка из Штеттина (современный Щецин в Польше) из мелкого княжеского рода София-Фридерика-Августа Ангальт-Цербст, во время своего 34 летнего царствования в 1762—1796 годах всячески уничтожала не только все украинское (наиболее известные акции — отмена Гетьманщины, Запорожской Сечи, Слобожанской Украины и введение крепостничества), но и государственность, и культуру татар, поляков, евреев, греков, финнов, литовцев, латышей, эстонцев, калмыков, башкир, чувашей, карел, мордвы и представителей других народов, которые на то время населяли многонациональную Российскую империю. Именно Екатерина II репрессивными методами пыталась загнать всех ее жителей в единое «общежитие» под названием «единый великорусский народ». Вспомните, как посредством войн и концлагерей тот самый всемирный преступник Адольф Гитлер образовывал «великую немецкую нацию», а его последователь-противник Иосиф Сталин переселял в ГУЛАГ целые народы, чтобы создать «великий советско/русский народ».
Никоим образом не хочу оскорбить россиян или же немцев, гордящихся, что они являются представителями своих действительно великих наций, которые также пострадали от своих бывших вождей-империалистов, но, скажите пожалуйста, как будет чувствовать себя перед величественным монументом Екатерины II в курортной Одессе, например, современный турок. Известно, что бронзовая царица стоит одной ногой на турецком знамени с исламской символикой. Какие чувства будут возникать у татарина? А Екатерина II не только уничтожила Крымское ханство, но и силой оружия пытались задолго до сталинского изгнания 1944 года выселить всех татар с Крымского полуострова. Очень неудобно будет и еврею, для пращуров которого Екатерина II впервые установила в России дискриминационную «границу оседлости» и не допускала их ни к какой власти. По-видимому, не до шуток будет и поляку, потому что именно Екатерина II разделила, а потом и стерла с карты мира Речь Посполитую, а также задолго до гитлеровцев (которые истребили жителей Варшавы в том же 1944 году), в 1794 году, позволила Суворову вырезать тысячи варшавян, среди которых большую часть составляли старики, женщины и дети. Очевидно, что каждый поляк, который с детства воспитывается в уважении к своей истории, напомнит одесситам и о подавлении войсками Екатерины II национально-освободительного восстания во главе со знаменитым Тадеушем Костюшко. Грек-одессит при созерцании бронзового монумента, возможно, вспомнит семейные преданья о том, как в конце 1770—1780-х годов по приказу Екатерины II всех греков, которые тысячелетиями проживали на Черноморском побережье, силой выселили из Крыма. Калмыки и башкиры вспомнят Екатерине II, как она не пускала их пращуров убежать в Китай и истребляла их при помощи регулярной армии. Ну, а финны, литовцы, латыши и эстонцы и до сего времени сравнивают Екатерину II со Сталиным, помня, как царское правительство коварно и насильственно отбирало у них государственность, культуру и язык. Возможно, что и отдельные современные россияне, которые приедут на экскурсию или отдых в Одессу, возобновят в памяти, как их бывшая царица, проводя политику «образованного абсолютизма», торговала их же предками-крепостными «яко скотиной» и подавляла многочисленные народные восстания. Достаточно вспомнить Емельяна Пугачева.
Еще задолго до зловещих Гитлера и Сталина царица Екатерина II физически уничтожала своих политических противников и родных (яркий пример: в 1762 году она в результате заговора захватила престол и убила своего мужа Петра III), проводила имперские захватнические войны и уничтожала другие государства, подавляла национально-освободительные движения и репрессировала целые нации, уничтожала духовность и культуру многих народов, как на территории Российской империи, так и за ее границей.
Учитывая это, считаю, что депутаты городского совета Одессы, которые в июле 2007 года приняли пресловутое решение о восстановлении установленного в ХIХ веке памятника «Основателям Одессы», основным элементом которого является величественная статуя Екатерины II, совершили преступление, которое (не удивляйтесь!) подпадает под отдельные статьи Уголовного кодекса Украины, в том числе и за унижение человеческого достоинства и разжигание межнациональной вражды. Надеюсь, что эти одесские «слуги» народа со временем будут отвечать за свой антигуманный поступок перед законом и людьми. И перед собственной совестью, если она у них осталась. Но куда смотрит наш сегодняшний Президент В. Ющенко, который, как известно, хорошо знает украинскую историю, ведь еще в далеком 1995 году его предшественник Л. Кучма запретил строительство аналогичного монумента?!
Терять Одессу больно не только мне, украинцу, который профессионально исследует историю своей Отчизны, а и, надеюсь, больно многим моим согражданам, которые осознают свое место в этом мире в связи со своим прошлым — россиянам, евреям, татарам, туркам, полякам, грекам, болгарам, белорусам, а также представителям других народов, которые сейчас образовывают украинскую политическую нацию, а во времена правления Екатерины II населяли Российскую империю и пострадали от ее правления не меньше, чем жители Советского Союза от Сталина или европейские народы от Гитлера. Однако, если преступления коммунистического и фашистского режимов «на своей спине» почувствовали наши деды и родители, то человеконенавистнические поступки Екатерины II уже с течением времени как-то забылись. Тем более, что идеологическая машина соседней Российской Федерации, к сожалению, продолжает штамповать посредством теле- и кинопродукции, а также книгоиздания и средств массовой информации, мифически-сладкие «конфеты» о царице и ее окружении. Как видим, их с удовольствием потребляют не только на всей территории России, но и в Одессе, да и по всей Украине.
ЕКАТЕРИНА «ВЕЛИКАЯ» И УКРАИНА
Сомнительность мотивации одесских горе-чиновников при установлении памятника понятна, но ведь они объясняют свой поступок тем, что Екатерина II была чуть ли не самой лучшей правительницей «всех времен и народов». О том же чуть ли не ежедневно пишет городская (властная и «бульварная») пресса, именно такие сюжеты показывают различные телеканалы Одессы. Это положение объясняется тем, что вот уже в течение десятилетий на наше информационное пространство накатывается «девятый вал» массового «попсового» теле- и кинопродукта, а также беллетристические газетные и журнальные публикации авторов из соседнего государства о Екатерине II, как о «защитнице всех угнетенных». Русских авторов-популяризаторов и их апологетов- бузин в Украине «вдохновляет» то, что в исторической науке России, начиная уже со второй половины ХVIII века и заканчивая сегодняшним днем, вклад Екатерины II в процесс создания Российской империи оценивается более чем положительно. Еще придворные историки царицы за деньги из царской казны создали этакий лакированный образ «образованной», «демократической», «умной» правительницы и назвали ее даже «Великой». Традиция мифотворчества успешно продолжалась и в последующие годы. Один из наиболее известных русских историков-государственников Сергей Соловьев особо отмечал усилия царицы в направлении «славного присоединения» к Петербургу и Москве Крыма, Северного Причерноморья, а также «Западной России» (в понимании историка — Польши и Белоруссии) и «Южной России» (так тогда называли Украину).
Хотя в советские времена были и исключения, когда, учитывая так называемый классовый подход, ученые уже не с таким пиететом освещали историческую роль русской царицы. Так в книге Ю. Клокмана «Фельдмаршал Румянцев в период русско-турецкой войны 1768—1774 гг.» (Москва, 1951) находим вывод о том, что одним из последствий политики Екатерины II стало «закрепощение украинского крестьянства; ликвидация последних остатков самостоятельности и особенностей политического уклада Украины». Позже об уничтожении императрицей украинской государственности советская наука уже не упоминала, хотя о закрепощении населения Украины так же, как и других «национальных окраин» Российской империи, писалось почти в каждом советском школьном учебнике.
Следовательно, если для русской «буржуазной» историографии, которая всегда была институциональной (то есть объясняющей целесообразность существования имперских государственных институтов), восхваление царицы было нормой, то во времена СССР ее деятельность в социальной политике оценивали как негативную — на то время Москва и Ленинград все больше восхваляли Петра I, ведь он больше нравился Сталину и по инерции другим коммунистическим бонзам.
Являются ли историографические оценки русско-советских ученых нормой для польских, турецких, финских, израильских, литовских и других ученых мира? Поверьте, что зарубежные историки определились со своим отношением к Екатерине II и ее соратникам, а их оценки слишком агрессивной внешней и внутренней политики Российской империи во второй половине ХVII века являются хотя и неоднозначными, но отнюдь не побуждающими общественность и власть любой страны расходовать народные или частные средства на строительство и установление величественных и никому не нужных монументов.
А что мы, современные историки независимой Украины, сделали для того, чтобы донести до общественности (в том числе и одесситов) правду о событиях более чем двухсотлетней давности? Давайте обратимся к оценочным высказываниям ведущих специалистов нашего государства относительно царствования Екатерины II и ее отношения к тогдашней Украине, которую в официальных документах Российской империи называли «Малороссией». Академик НАН Украины, доктор исторических наук Валерий Смолий вместе со своим соавтором профессором В. Степанковым в книге «Українська державна ідея в XVII—XVIII ст.» (Київ, 1997) отмечал, что в 1764 году «петербургский двор вынашивал замысел добиться окончательной ликвидации политической автономии Украины и введения полного «обрусения» края». Для подтверждения своих заключений известный ученый цитировал найденную в архивах тайную инструкцию Екатерины II князю Вяземскому: «Малая Россия, Лифляндия и Финляндия суть провинции, которые правятся дареными им привилегиями, нарушать эти привилегии сразу было бы неприлично, но и нельзя считать эти провинции чужими и обращаться с ними, как с чужими землями, это был бы вздор. Эти провинции так же, как и Смоленщину, нужно удобными способами привести к тому, чтобы они обрусели и перестали смотреть, как волки в лес… Когда же в Малороссии не будет Гетмана, то нужно пытаться, чтобы эпоха и название гетманов исчезли…» (выделено. — Авт. ).
О чрезвычайно негативной роли, которую сыграла в истории Украины Екатерина II, пишут в своих основательных научных исследованиях и другие доктора исторических наук, профессора из ведущих университетов Киева, Запорожья, Днепропетровска, Донецка, Винницы, Каменца-Подольського и все той же Одессы — Л. Мельник, А. Путро, Г. Швыдько, В. Степанков, А. Бойко, В. Горобец, О. Гуржий, С. Цвилюк и О. Бачинская. Но, к сожалению, их книги печатаются небольшими тиражами, их нельзя приобрести в книжных магазинах и на книжных «базарах» и «раскладках» не только Одессы, а и многих других украинских городов.
Возможно заключения отечественных историков кое-кому будут казаться субъективными, тогда можно обратиться к работам заграничных ученых. Например, американского доктора истории Марка Раева, который свидетельствовал, что целью политики Екатерины II относительно Украины, Польши, Финляндии, Прибалтики и других «национальных окраин» была институциональная русификация, то есть интеграция, которая должна была привести к административно-экономической, социальной и культурной однообразности (Raeff M. Diversity and the Imperial Administration // Osteueropa in Geschichte und Gegenwart. — Koln, 1977). Достаточно интересный вывод о важности изменений социальной структуры украинского общества в эпоху Екатерины II сделал в своей изданной в Украине в 1996 году книге «Російський централізм і українська автономія. Ліквідація Гетьманщини 1760—1830» канадский историк украинского происхождения Зенон Когут. В частности, воспитанник Гарварда, профессор Пенсильванского и Альбертского университетов отмечал, что Екатерине II и ее преемниками удалось успешно интегрировать Гетьманщину в состав Российской империи, при этом украинский город «стал русифицированным, тогда как село, где проживали казаки, сельчане и шляхтичи, оставалось по большей части украинским». Именно с того времени, по мнению ученого слово, «украинец» стало фактическим синонимом слова «сельчанин».
Но народная память более правдива чем историческая наука, которая в каждой стране мира не обходится без того, чтобы обслуживать господствующий политический режим. В течение ХIХ века этнографами и историками П. Афансьевим-Чужбинским, Я. Новицким, Д. Яворницким, И. Манжурой, О. Стороженко, Г. Надхиным было зафиксировано множество свидетельств (рассказов, песен, пословиц и др.) от крестьян и бывших казаков с Южной Украины об их трагическом недавнем прошлом. Вот только короткие выдержки из этих рассказов, которые записаны от очевидцев и их ближайших потомков: «Понравилась царице Екатерине запорожская земля. Вот она и задумала выжить с нее запорожцев…»; «…Так оно и вышло по заклятию вражьей ведьмы: царица Екатерина разорила запорожское гнездо — Сечь»; «Было у них сорок куреней и сорок тысяч войска. Но Екатерина согнала и отдала землю немцам…» и тому подобное.
Обратитесь к песенным сборникам, которые в ХIХ веке издали М. Максимович, З. Доленга- Ходаковский, О. Бодянский, П. Кулиш, П. Лукашевич, М. Вовчок, О. Маркович, М. Драгоманов и вы увидите сколько тоскливой грусти, отчаяния, откровенного обиды кроется в словах подавляющего большинства народных песен и дум, составленных в последней четверти XVIII века: «Нещасливий народився, нещасливий згину, мене мати породила в лихую годину…».
А теперь немножечко красноречивых оригинальных документальных свидетельств о поступках Екатерины II и ее чиновников. «Всемилостивейшая государыня! Вашему императорскому величеству известны все дерзновенные уступки бывшего Сечи Запорожской кошевого Петра Кальнышевского и его сообщников судьи Павла Головатого и писаря Ивана Глобы, коих вероломное буйство столь велико..., которую по всем гражданским и политическим законам заслужили по всей справедливости смертную казнь. …Отправить на вечное содержание в монастыри, из коих кошевого — в Соловецкий, а прочих в состоящие в Сибири монастыри…» — такое представление направил 14 мая 1776 года русской императрице ее многолетний фаворит Потемкин (его фигура также присутствует в упоминавшейся скульптурной композиции в Одессе). Ответ Екатерины II был кратким: «Быть по сему». Вы думаете, что П. Калнишевский и его старшина, отсидевшие по четверть века в прогнивших соловецких, тобольских и туруханских казематах, действительно совершали какие-то преступления против режима Екатерины II? Да нет же — они не только существенно помогли царскому правительству в победоносной русско-турецкой войне 1768—1774г.г., но и отговорили казаков выступить с оружием в руках во время имперской «зачистки» Запорожской Сечи в 1775 году. Правда, есть над чем задуматься современным сторонникам восстановления всяческих «союзов» и «еэпов».
КОЧУБЕЕВ — ХАДЖИБЕЙ — ОДЕССА
Мне, как историку, понятно, что в течение многих веков наша историческая национальная память всячески уничтожалась мощными тоталитарными государственными факторами, которые всегда имели имперскую (то есть захватническую, тоталитарную, человеконенавистническую) природу. Мне, как гражданину Украины, известно, что против моей страны и сейчас продолжают проводить спланированное, мощное и щедро профинансированное информационно-идеологическое вражеское наступление, которое, с одной стороны, имеет целью втянуть украинцев в глобализированный мир, а с другой — возвратить в прошлое, закамуфлированное в демократические одежды, но все-таки имперское московское стойло. Элементом этой кампании является убеждение украинцев (в том числе и жителей Одессы) в том, что все города на Востоке и Юге Украины, а также в Крыму основала если не Екатерина II, то другие русские правители. И ни слова о том, что на месте Днепропетровска, Херсона и Никополя задолго до их «основания» петербургским правительством существовали украинские казацкие поселения. А современные Севастополь или Белгород-Днестровский имеют не 200 летнюю, а несколькотысячелетнюю (!) античную историю. Цель такой исторической дезинформации нашей общественности понятна — доказать, что эти земли являются «исконно» русскими.
Вместе с тем, источники свидетельствуют, что еще с 1415 года на месте современной Одессы существовал город-крепость, который был основан князем Великого княжества Литовского Витовтом и назывался Качибеем. Украинцы, земли которых на то время находились под властью литовских князей, называли его не иначе как Кочубеев и вели с жителями города (где в то время уже существовала портовая гавань) разностороннюю торговлю. Когда же в конце XV века Северное Причерноморье было завоевано Османской империей, Качибей-Кочубеев переименовали на турецко-татарский Хаджибей, который в течение последующих лет неоднократно атаковали подразделения украинского казачества. Задолго до «основательских» указов Екатерины II в этом османском городе был небольшой порт, проживало около 3 тысяч человек (среди них — турки, татары, ногайцы, греки) и насчитывалось свыше 600 домов, многие из которых были каменными. Здесь следует обратить внимание на то, что именно шесть полков казацкого атамана Захария Чепиги, которые после разгрома Сечи остались верными царице, в сентябре 1789 года помогли российской армии отвоевать Хаджибей у Высокой Порты.
Довольно поучительно современным апологетам Екатерины II, как мифической «основательницы Одессы», ознакомиться с книгой известного одесского ученого, профессора В. Яковлева, который в 1889 году издал фундаментальную монографию под названием «К истории заселения города Хаджибея 1789—1775 гг.». В ней долголетний председатель Одесского общества истории и древностей убедительно доказывает, что царское правительство сначала только заселило город Хаджибей новыми поселенцами славянского происхождения. Кстати, среди около 1000 новых городских жителей почти 650 человек были украинцами — бывшими запорожскими казаками.
В своих книгах одесские ученые на основании архивных документов обосновано доказывают, что историю Одессы нужно начинать не с обнародования известного указа Екатерины II в 1794 году (по которому действительно на месте завоеванного турецкого города-крепости начали строить более современный город, а также новый большой порт), а учитывать и предыдущие четыре века существования Кочубеева-Хаджибея-Одессы во время литовской и турецко-татарской эпохи его существования.
…А теперь попробуйте провести небольшой любительский социологический опрос. Спросите среднеарифметического польского школьника, а почему это в польском городе Щецине (который кстати, когда-то был прусским и немецким Штеттином) нет памятника Екатерине II, ведь она известна на весь мир, а, следовательно, якобы должна прославлять Польшу? Поверьте, что вы получите исчерпывающий и однозначный ответ — русская императрица в свое время разделила Речь Посполитую, подавила национально-освободительное восстание во главе с Тадеушем Костюшко и вырезала жителей Варшавы. А потом поставьте вопросы украинскому школьнику из Одессы, почему это в современном украинском городе установили памятник личности, которая уничтожила Запорожскую Сеч и гетманскую государственность, ввела крепостничество и всячески запрещала украинский язык и культуру? Исчерпывающие ответы на эти вопросы есть в каждом школьном учебнике по истории Украины, или же во многочисленных отечественных энциклопедиях или справочниках. После этого можете спросить современных татарских детей Крыма об их отношении к деятельности Екатерины II, а также к попытке манкуртизированных жителей полуострова установить там не только монумент убийце миллионов людей Сталину, но и еще один(!) памятник его предшественнице. Очевидно, что ответ юных поляков и татар будет мало чем отличаться. А вот что скажет украинский школьник?
НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЛИ В УКРАИНЕ КАЗАКИ?
Прощай, Одесса! Твой банальный юмор уже давно всем надоел, на твоих улицах много автомобилей, в воздухе — смрада, в море — грязи, на пляжах — мусора, в мозгах чиновников — информационного чужеземного хлама, а душах одесситов — «забронзовело-рабской» пустоты. Эта пустота и стала основным материалом для строительства памятника «бессмертной» Империи — Шовинизму, Коррупции, Невежеству, Безвкусице и Профанации. Лучше буду отдыхать в соседней турецкой-мусульманской Анталии…
Однако, как только вернусь из «похода на Стамбул», то сразу же посещу Одессу. Ведь там живут мои друзья-историки, которые вот уже в течение длительного времени пишут фундаментальные научные монографии и статьи, и «стучась во все властные двери» говорят о том, что их городу отнюдь не двести, а намного больше лет. Да, по указам Екатерины II расширили бывший Хаджибей и переименовали его в Одессу, но это не значит, что царица является основательницей этого прекрасного причерноморского города.
В очередной раз, на очередной научной конференции (чем еще заниматься представителям научной интеллигенции!?) предложим городской власти прислушаться к заключениям о вреде имперского монументализма не только для архитектурной среды города, но и сложного процесса самоосознания граждан современной Украины единой современной политической нацией. Попробуем доказать, что городскому совету не нужна эта расходная в материальном и духовном отношении «империализация» Одессы, а следует, например, восстановить добрую память о неутомимом ученом Апполоне Скальковском, который проживая в Одессе с 1828 по 1898 годы верой и правдой служил на пользу России и Украины и был первым, кто написал объективную историю Запорожской Сечи. Одесситы, давайте искать для почитания и увековечения в бронзе или граните тех исторических лиц, которые бы объединяли, а не разъединяли целые народы и государства! Я вновь и вновь приеду в Одессу еще и потому, что она наконец просыпается от летаргического «совкового» сна, ведь неравнодушные к своей истории одесситы — настоящие современные казаки начали неравную, но справедливую борьбу с якобы демократической властью. О том как неравнодушные украинцы Одессы, начиная с 1992 года, высказывают свое гражданское несогласие с процессами присвоения одной из центральных улиц названия «Екатерининская», а также установления скульптуры царице в 1995 и 2007 годах можно было бы отснять остросюжетный документальный фильм. Здесь и стычки патриотов-казаков с милицией, когда десяткам юношей отбили почки и еще посадили за «знание истории» на 15 суток в КПЗ. Тут вам и спецоперации одесского СБУ: когда на месте установления памятника в центре города жестоко били противников этого действа, а в это время «люди в гражданском» нашептывали очевидцам — да это, мол, «снимается фильм». Одним словом весь «репрессивный набор» брежневско-сусловской эпохи задействовали только для того, чтобы увековечить сомнительную героиню соседнего государства. А недавно для противодействия «нахальным хохлам» создали даже щедро финансированную общественную организацию с интересным названием «Единое Отечество». Интересный факт — ее лидер, некий Кауров, почти не скрывает, что постоянно получает «моральную поддержку» из Москвы.
Представители же казацких и других украинских организаций Одессы и сегодня активно протестуют против нахального шельмования памяти своих пращуров, всех тех, кто в свое время был убит, замучен, сослан и унижен русской императрицей. Если Одесса открывает затянутые имперско-коммунистической дымкой глаза — верю, что она опять станет для своих жителей и посетителей доброй «мамой». Здравствуй, мой прекрасный украинский Город!
P. S. Несмотря на то, что памятник Екатерине II уже установлен, горсовет Одессы никак не может решить, когда же его официально открыть. Сначала «торжества» назначили на 2 сентября сего года — День города, однако, учитывая решительные протесты местной украинской общины и в связи с избирательной гонкой (мэр Э. Гурвиц входит в пропрезидентский список «НУ — НС») решили это действо перенести на срок после 30 сентября. Учитывая это, предлагаем приурочить дату его открытия к 14 октября — празднику Покровы Пресвятой Богородицы. Вот уже несколько лет подряд он отмечается и как государственный праздник — День Украинского казачества. Что ж, украинцы, мы же «браття козацького роду», тоже попразднуем «во славу единого Отечества»!?