Европейцам пришлось постараться, прежде чем за одним столом переговоров снова оказались американцы, русские и представители Косово и Сербии. Но, поскольку по косовскому вопросу уже все было сказано и обсуждено, европейские дипломаты в конце концов только выиграли время. На большее единая европейская внешняя и оборонная политика на сегодняшний день не способна.
Именно европейцы должны были стать созидательной силой на Балканах, а вместо этого они беспомощно взирали, как Россия и США, бахвалясь мощью, выкручивали друг другу руки. Восемь лет назад европейские страны извлекли урок из войны на Балканах, который заключался в том, что только единая внешняя политика может сделать их по-настоящему сильными для противодействия подобным вызовам. Но от этого Европа далека. Ее внешняя политика находится в плачевном состоянии: великие старые державы не воспринимают ее всерьез.
Россия пытается поссорить страны ЕС — то используя энергетические резервы, то позволяя себе неприкрытое хамство в отношении бывших сателлитов. США, со своей стороны, не учитывая мнения партеров по НАТО или стран ЕС, пытаются максимально привязать к себе в военном и политическом плане государства Восточной и Южной Европы.
Кричать об этом на каждом углу бесполезно, поскольку европейцы сами предоставили Москве и Вашингтону возможность вести эти опасные игры. Ведущим европейским политикам не удалось добиться стратегического партнерства с Россией — и одновременно с этим равноправных отношений с американцами. Москва некогда выражала желание заключить с европейцами соглашение о партнерстве — ныне от этого желания не осталось и следа, вместо этого ощущается снижение интереса. Тем временем администрация в Вашингтоне, борющаяся с нападками по поводу войны в Ираке, после короткой фазы сближения с ЕС перешла к переговорам с отдельными представителями Евросоюза, зачастую стремясь настроить их друг против друга.
Это нельзя вменять в вину ни России, ни Америке, поскольку ЕС с его гигантской экономикой в политическом плане напоминает скорее карлика, который слишком часто спотыкается на ровном месте. Кто хочет иметь влиятельного партнера, который редко принимает правильные решения и на фоне актуальных конфликтов упускает из виду важные исторические линии?
Европейская внешняя политика страдает от необходимости принимать единогласные решения, которые развязывают руки всякого рода «блокировщикам». Кроме того, она страдает от отсутствия единого разума. Слишком многие страны ЕС злоупотребляют европейской внешней политикой, превращая ее в средство для достижения своих национальных интересов. Евросоюз, в котором Польша использует не такой уж принципиальный «мясной» конфликт с Россией для того, чтобы заблокировать соглашение с ней, не прибавляет потенциальным партнерам ни доверия, ни уважения.
ЕС следовало бы плечом к плечу с такими великими державами, как Россия и США, снова направить мировую лодку в спокойные воды. Но из этого ничего не получится, пока все привыкли действовать в одиночку. Так, французский министр иностранных дел Бернар Кушнер уменьшает влияние Европы на Ближнем Востоке, пропагандируя без поддержки другими странами ЕС изменение европейской политики в отношении Палестинской автономии. Польша и Чехия, со своей стороны, выставляют на посмешище единую внешнюю и оборонную политику ЕС, совместно с американцами проводя за спинами европейских партнеров особую ракетную политику. Кроме того, большинство стран ЕС выступают по косовскому вопросу на стороне США, в связи с чем собственный голос европейцев за столом переговоров больше не имеет никакого веса.
Несогласованное наступление Франции на Средиземноморский союз привело как внутри ЕС, так и за его пределами лишь к одному — к путанице. Однако самый серьезный удар по европейской внешней политике был нанесен поведением Великобритании. На июньском саммите ЕС, где обсуждалась европейская конституция, Лондону хоть и не удалось полностью убрать такое понятие, как единая внешняя политика, из текста базового договора ЕС, но удалось показать упрямство по этому вопросу, что было однозначно понято во всем мире: они будут противодействовать выстраиванию стремящейся ко всеобщему уважению европейской внешней политики.
Недавно супруги Саркози своей дерзкой выходкой в Ливии продемонстрировали, что им нет никакого дела до европейской внешней политики. Можно считать, что немцы, итальянцы или люксембуржцы остались одни. Поскольку стало очевидным, что некоторые новые восточноевропейские члены ЕС тоже невысокого мнения о внешнеполитическом союзе — они предпочитают полагаться на проверенную силу, то есть на США.
Эта расколотая, далекая от единой Европа ничего не сможет решить в Косово и будет вынуждена заплатить за это большую цену. Европейская внешняя политика и в дальнейшем продолжит стремительно терять свой вес. И европейцы в конце концов снова вернутся к осколкам того, что другие оставят на Балканах.