Досрочные выборы сегодня рекламируются как путь к справедливости и гражданскому миру. Окончательное же умиротворение должно произойти после принятия новой Конституции. Вопрос только в том, будет ли кто-нибудь ее выполнять. И не прозвучит ли призыв к новым на следующий день после перевыборов.
А все потому, что за последние три года в обществе окончательно подорвано уважение к законам. Украина де-факто уже не является правовым государством. Ее правовую систему разрушила сама же властная верхушка. Все основные игроки вели междоусобные «боевые действия» за пределами конституционного поля. Личные договоренности между ними были поставлены выше Основного Закона. Конституция стала разменной монетой в борьбе олигархов и обслуживающих их политиков за власть. Но никто в Украине от этого не выиграл. Отсутствие целостного правового поля неминуемо ведет к увеличению хаоса, произволу и «войне всех против всех».
Конституция 1996 года не была идеальной. Она не пред- усматривала ответственности президента за результаты своего правления. Не было даже механизма его импичмента. Однако она позволяла поддерживать хоть какой-то правопорядок. Разрушительный удар по Конституции был нанесен антиконституционным Законом Украины № 2222-IV «О внесении изменений в Конституцию» от 8.12.2004. Он изменил конституционный строй, превратив Украину из президентско-парламентской в парламентско- президентскую республику.
Однако такое решение можно было принимать только на всенародном референдуме. Согласно статье 5 Конституции: «Право определять и менять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами». Поэтому вся эта их «политреформа» — это антиконституционный заговор олигархов и преступный подрыв правовой системы Украины. Соответственно, нынешняя «реформированная Конституция» — это уже не правовой документ, а вещественное доказательство в суде.
Необходимо как можно быстрее признать ошибочность «политреформы» и ввести конституционный процесс в правовое поле. Но механический возврат к конституционному строю 1996 года уже невозможен. Он держался на президенте с большими полномочиями. Тот стоял над кланами и поддерживал между ними равновесие по принципу «бери сам и дай брать другим». Т.е. был «регулировщиком» возле государственного «пирога». Однако сегодня уже никто не поверит, что Президент может быть справедливым арбитром. Его воспринимают только как ставленника одного из враждующих кланов. Поэтому предоставление ему «кучмовских» полномочий без эффективной системы контроля и сдерживания многих просто пугает. Потому что может привести к окончательной разбалансировке национального организма и его распаду.
Для создания такой контролирующей системы следует внести в Конституцию 1996 года только три дополнения.
Во-первых, четко прописать цель государства: рост количества коренного населения и качества его жизни. Т.е. украинцы должны быть богатыми, здоровыми и культурными, и их должно быть много. Если конкретнее, то речь идет о реальных доходах на душу населения, продолжительности жизни и достигнутом уровне образования. Эти показатели точно рассчитываются по методике Программы человеческого развития ООН. Вместе они составляют Индекс человеческого развития. Это обобщающий критерий эффективности полномочного президента и управляемого им государственного механизма.
Во-вторых, за результаты своего правления президент должен отвечать своим имуществом и своей свободой. Хорошо поруководил — получи достойное вознаграждение, плохо — компенсируй убытки. Это сделает невозможной нынешнюю практику, когда страна беднеет, а президент и приближенные к нему олигархи обогащаются.
В-третьих, в государстве должен быть независимый контрольный орган. Сегодня все контролирующие органы назначаются теми, кого они должны контролировать. Поэтому такие органы недееспособны. Они создают только иллюзию контроля. Наглядным примером является бессильный и безавторитетный Конституционный Суд. Украине нужна Конституционно-ревизионная палата, которая будет сочетать функции Конституционного Суда, Счетной палаты и Центральной избирательной комиссии. Председатель КРП должен выбираться всенародно и нести персональную ответственность за ее работу. Т.е. отвечать своими имуществом и свободой. Он будет обеспечивать открытый мониторинг состояния дел в государстве и ежеквартально обнародовать его результаты. Мы же будем точно знать, как управляемое президентом государство уважает Основной Закон и приближается к конституционной цели. Таким образом народ наконец будет иметь свой орган контроля над властью. Народовластие станет реальностью.
В идеале упомянутые дополнения к Конституции должна принять новоизбранная Верховная Рада. После этого должны состояться перевыборы президента, ведь существенно меняется его функция. Из «регулировщика» окологосударственного пирога он превращается в руководителя, который персонально отвечает за состояние дел. Тогда должность президента перестанет привлекать искателей легкого личного обогащения. Потому что теперь обогащаться он сможет только вместе со всем украинским народом.
Предложенная РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА не решит всех проблем. Но она восстановит правовое поле и вернет уважение к законам. Президенту придется работать не на себя и избранные кланы, а на всю страну. Воровать станет невыгодно, потому что тогда он утратит и имущество, и свободу. Принцип персональной ответственности и вознаграждения по результатам будет распространен на все уровни государственного управления и самоуправления. Национальный бизнес займется своим делом, а не будет тратить энергию в междоусобной войне за влияние на государство. Государство же будет продвигать украинские компании на глобальные рынки, потому что хорошо будет знать свою цель. От достижения конституционной цели будут зависеть должности чиновников и их заработки.
После этого в условиях относительной стабильности и правопорядка можно будет разработать новую модель государства и узаконить ее в новой Конституции. Но это уже будет сделано не впопыхах, «на колене», а системно, на твердом фундаменте науки государственного управления. С учетом национальных интересов и вызовов времени. С любовью к Творцу и Украине.