Главу Святошинской районной государственной администрации в городе Киеве Владимира Мазепу много лет волнуют проблемы жителей своего района. В начале 1990-х годов он работал на руководящих должностях в исполнительной власти Ленинградского района (именно так тогда назывался Святошинский район). А в апреле 2002 года его, коренного киевлянина, избрали на должность главы Святошинского районного совета. Во время выборов 2006 года святошинцы снова доверили своему главе главный пост в районе. Не перешло ли противостояние в верхних эшелонах власти на уровень «город-район»? Хватает ли району полномочий для выполнения главной задачи — заботы о людях? Что должны делать городские и районные власти, чтобы в Киеве сохранились парки, скверы, зеленые насаждения и город не превратился в сплошной бетон и асфальт? Что делается районными властями, чтобы улучшить состояние социальной и спортивной сферы? Сможет ли решить проблемы тепловодообеспечения, наведения порядка и чистоты в городе создание кондоминиумов и ОСМД (организаций совладельцев многоэтажных домов)? Как можно добиться того, чтобы Киев стал одним из самых чистых городов Европы? Об этом — «Дню» в интервью районного главы Владимира МАЗЕПЫ.
— Последний год вся страна наблюдала за борьбой между Президентом и премьер- министром, которая, как известно, в основном велась за полномочия. Не перешла ли подобная борьба на уровень «город-район»?
— В основе демократии заложены политические противоречия между оппозицией и властью. Развитие демократических принципов механически переносится на экономику и самоуправление. Ведь в человеке соединяются взгляды политика и хозяйственника. Таким образом, противоречия, возникающие на верхних ступенях власти, синхронно отражаются на региональном уровне и в отношениях «город—район». Но если на уровне государства ситуация держится стабильно, то о Киеве я такого сказать не могу.
— Владимир Александрович, у вас большой опыт работы на должности главы райгосадминистрации. Хватает ли району полномочий для выполнения главной задачи — заботы о людях? Ведь известно, что в прошлом году вы передали городским властям предложение о распределении полномочий и ответственности между районом и городом. В чем заключаются ваши предложения и как откликнулись на них городские власти?
— В основе моих предложений по распределению полномочий между городом и районом лежит европейский путь развития самоуправления. Концентрация власти в Киевсовете не способствует развитию местного самоуправления на уровне районов. Ограничение районной власти властными функциями в решении земельных, финансовых и жилищно-коммунальных вопросов не способствует развитию социального обеспечения жителей района. А в районе проживает более 320 тыс. граждан. И как следствие такой политики мы имеем разбалансированный жилищно-коммунальный сектор. Бюджет развития района не превышает 10 процентов от ежегодных потребностей и в основном направляется на капитальное строительство и реконструкцию коммунального хозяйства. На мой взгляд, это отражает несовершенство развития самоуправления. Поэтому и имеем «околицы» в виде районов без финансов и социальной инфраструктуры. А цель разграничения полномочий одна — чтобы жители знали, кто за что отвечает и к кому обращаться.
— Что, на ваш взгляд, должны делать городские и районные власти, чтобы Киев не стал сплошной застройкой и не превратился в асфальтно- каменный город или даже свалку для мусора, а оставался с парками, скверами и зелеными насаждениями?
— Нужно провести инвентаризацию всех скверов, парков, рекреационных зон, островов и защитить нормативно-правовыми актами от желающих застроить зеленые зоны. Необходимо немедленно утвердить обновленный Генеральный план развития г. Киева.
— Кстати, хотелось узнать у вас о том, каким образом району удается избегать скандалов, возникающих между застройщиками и гражданами в других районах города и регулярно освещающихся на страницах газет или экранах телевизоров?
— Путь к взаимопониманию районных властей и жителей лежит в плоскости уважения друг к другу. В районе постоянно работает Call-центр, общественная приемная. В случае необходимости решить вопрос капитального строительства предварительно проводятся общественные слушания. При позитивном решении жителей по поводу объекта строительства потом принимаются властные решения. В случае несогласия граждан с застройкой нового объекта районные власти принимают решение в пользу граждан.
— Владимир Александрович, как вы считаете, сможет ли решить проблемы тепловодообеспечения, наведения порядка и чистоты в городе создание кондоминиумов и ОСМД (организаций совладельцев многоэтажных домов)?
— Создание кондоминиумов и организаций совладельцев многоэтажных домов будет иметь позитивное влияние на решение проблем тепловодообеспечения при условии надежного обслуживания и эксплуатации междомовых коммуникаций. Как известно, их техническое состояние оставляет желать лучшего. Необходимо ремонт, эксплуатацию междомовых коммуникаций передать на баланс производителям тепловодоснабжения. Тогда будет и соответствующее качество предоставления услуг, и ответственность. А полномочия эти принадлежат городу, и от деятельности или бездеятельности городских властей зависит благополучие населения.
— Мне пришлось побывать во многих европейских столицах, и у меня создалось впечатление, что Киев — чуть ли не самая грязная столица. Как, на ваш взгляд, можно добиться того, чтобы Киев стал одним из самых чистых городов Европы? Что для этого должны делать власти и граждане? В частности, как сделать так, чтобы граждане не сорили на улицах, дорогах? Ведь известная истина — чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.
— Мы являемся свидетелями влияния развития рыночных отношений в сфере производства, торговли, сервиса. Но почему до сих пор нет добросовестной рыночной конкуренции в сфере коммунальных услуг? Почему здесь существует монополия ЖЭКов? Ответ единственный и понятный. Только привлечение к производству коммунальных услуг субъектов ведения хозяйства различных форм собственности на конкурсных основах предоставит возможность достичь значительных успехов и улучшить наши улицы. Другого пути нет. Конкуренция и только конкуренция принесет качество услуг. Об этом свидетельствует опыт г. Москвы. Но эти услуги должны быть рентабельны для исполнителей. Что касается гражданина, его культуры, отношения к человеку и городу — это, к сожалению, проблема не одного дня — это проблема воспитания.
— Вскоре состоятся внеочередные парламентские выборы. А до этого страна пережила три тура президентских и парламентские выборы. Хотелось бы услышать вашу точку зрения, как выборы влияют на социально-экономическую ситуацию в районе? Как на это могут повлиять сентябрьские выборы?
— Безусловно, политические процессы, происходящие в государстве, влияют на ситуацию в районе. Предыдущие бурные политические события не привнесли негатива в социально-экономическую жизнь района. Постоянно проводились совещания, встречи представителей районных властей с жителями района, разъяснительная работа. В районе функционируют более 100 партийных ячеек, и всем были предоставлены равные возможности донести свою идеологию и взгляды через средства массовой информации или путем выдачи разрешений на митинги и акции. Такой демократический подход к различным политическим ячейкам обеспечил экономическую стабильность и социальное спокойствие.
— В последнее время люди все больше внимания уделяют своему здоровью. Все больше людей начинает заниматься спортом или активно отдыхать. Что делается районными властями, чтобы удовлетворить этот спрос? И вообще, как удается району улучшать состояние социальной и спортивно-оздоровительной сферы?
— Хоть мы и имеем множество преград на пути реализации проектов по реконструкции и строительству социальных объектов, тем не менее, мы находим возможности для этого. На данный момент в районе проектируется спеццентр, в состав которого будут входить Управления социального обеспечения, Пенсионный фонд и Центр занятости. Это, прежде всего, очень удобно для наших пенсионеров.
В районе осуществлятся активная работа по реконструкции стадиона «Темп». Для отдыха святошинцев проводится благоустройство сквера по ул. Котельникова, завершается реконструкция парка «Интернациональный». На средства инвесторов будет построен спортивно-оздоровительный центр по ул. Я. Коласа для футбольного клуба «Зірка». Построено футбольное поле с искусственным покрытием по ул. Героев Космоса. Существует неотложная проблема в решении финансовых вопросов реконструкции других спортивных сооружений. В районе 45 крытых и открытых теннисных кортов, 2 искусственные крытые ледовые площадки.
Большое внимание районные власти уделяют физическому воспитанию детей в школах. По заказу Святошинской администрации завершается реконструкция средних учебных заведений №76 и №162; продолжаются строительные работы в школах №50 и №140, где будут функционировать современные спортивные залы и бассейны. Значительные средства районного бюджета направляются на медицинское обслуживание жителей района. Только на реконструкцию и строительство пристройки к поликлинике №4 по ул. Булаховского в этом году районные власти направили 8,9 млн. грн.