Автором творческой идеи международного фестиваля «Мельпомена Таврии» выступает генеральный директор, художественный руководитель Херсонского академического музыкально-драматического театра им. М. Кулиша Александр Книга. Именно он является творческим «генератором» всех начинаний, замыслов и их воплощений на фестивале. В этом году на нем было представлено 20 театров из Украины, России, Польши, Молдовы и три самодеятельных коллектива Херсона и Каховки. Хотя «Мельпомена Таврии» имеет соревновательный характер, это — фестиваль конкурсный, серьезный двигатель творческих усилий, оцениваемых авторитетным жюри (его председатель — член-корреспондент академии искусств Украины Ростислав Коломиец), но состязание здесь не главное. Смысл всего — сделать праздник искусства для города. Праздник этот, кстати, «бушует» не только на сценах двух городских театров — имени М. Кулиша и кукольного, но и весело «выплеснулся» за стены театральных зданий. Он «прошелся» под оркестр шумным актерским карнавалом по главным улицам Херсона; изобретательно «обжил» открытую сцену на театральной площади, где в течении восьми дней выступали различные художественные коллективы; разнообразил программу спектаклей выставками, экскурсиями, неофициальным общением, приехавших актеров и режиссеров.
Лидером творческого соревнования IХ «Мельпомены Таврии» стал спектакль хозяев — Херсонского театра им. М. Кулиша — «Волки и овцы» (театральные фантазии на ОСТРОвские темы). Это масштабное театральное полотно (режиссер — Олег Мишуков, художник — Виктор Балаш) вобрало в себя сразу несколько сюжетов наиболее ярких пьес Островского. «Запустив» со старта одновременно несколько линий интриг, объединив их единой темой — деньги, режиссер ловко свел повествование в финале к единому знаменателю. На этом делается акцент и в сценографии. Несколько занавесов разделяющих пространство сцены, выполнено в виде огромных купюр образца 1898 г. Цинизм времен Островского совершенно не утратил своей актуальности в наши дни. Об этом, собственно и спектакль, все без изменений в сообществе людей. Одна часть человечества — волки, «едят» своих соплеменников, другая — «овцы», позволяют себя кушать. А сколько наших современников без колебаний могут повторить фразу персонажа Островского: «Вы у меня после Бога!», указывая на деньги! Херсонский спектакль — «букет» актерских удач. Все исполнители работают в сочной, насыщенной эмоциями, темпераментной манере. Психологизм и водевильная легкость органично переплетаются, делая образы объемными и многозначительными. Неотразима и мощна Елена Галл-Савальская в роли купчихи Мурзавецкой. Обогатил свою актерскую палитру Василий Черношкур, привнеся в образ вечного холостяка Лыняева мотив чеховских героев, доверчивых и ранимых. Вызывает жалость такая же доверчивая героиня Валентины Дроновой — Купавина, с готовностью «укладывающая» себя на блюдо лицемерному «волку» — Беркутову (Олег Натяжной). В вихре перевоплощений кружится Глафира Алексеевна (Светлана Добровольская), ловко умеющая добиваться поставленных целей. Мотивы гротеска становятся главными в образах Анфусы Тихоновны и Апполона Мурзавецкого. Каждый выход Генриетты Пташник и Александра Мельника — отдельный миниспектакль, настолько ярко и изобретательно работают актеры в пространстве придуманных образов.
Сразу три номинации получил спектакль «Чаривница» по пьесе «Безталанна» И. Карпенко-Карого Николаевского украинского театра драмы и музыкальной комедии: за режиссуру — Андрей Белоус (Киев), сценографию — Борис Орлов (Киев), музыкальное решение — Александр Курий (Киев). Постановщик воплотил сюжет о вечном любовном треугольнике в притче о страстях почти античного размаха. Сцена лишена бытовых подробностей, ее пространство ограждено лишь сколоченным из бревен остовом квадрата со стилизованым колодцем-источником посредине, в нем — чистая вода, реальная и образная. Этот контур квадрата вначале лежит на полу, словно фундамент строящегося дома, некоей начинающейся жизни. Поднятый выше потом, он уже станет потолком этого дома. А уже во втором действии вообще поднимется высоко — стает небольшим, как будто «небо — с овчинку». И засоряется колодец, в нем на конец и дна-то не видно. Эти визуальные образы поддерживают психологическую атмосферу, возникающую в результате любви-ненависти Гната (Андрей Мостренко), Варки (Елена Коновалова), его погубившей и Софии (Марина Дяченко), которую и он погубил из-за своей страсти. Сельский люд действует в спектакле, напоминая античный хор, он комментирует события, дает им оценку. Делается это пластически (хореография — Александра Леоненко), бушуют языческие, первозданные страсти, мечется людская масса. Спектакль «Чарiвниця», поставленный молодым режиссером, сумел передать ощущение современности сценического языка. Намеренный уход от традиционализма, привычных стереотипов трактовки украинской классической драматургии и предложение вместо этого свежего мотива в показе непростых человеческих отношений, сделало спектакль интересным особенно для молодого зрителя.
В номинации «Лучшая женская роль» первенство было отдано известной киевской актрисе Ларисе Кадыровой за спектакль «Сара Бернар. Наперекор всему». В часовом спектакле, играемом как монолог, актриса силой эмоций, убедительностью интонаций, борясь с необходимостью сдерживать пластику, (так как, подобно своей героине, она сидит без движения в кресле) сумела раскрыть великую Сару Бернар. Вспоминая свою насыщенную событиями жизнь, в голосе Бернар — Кадыровой — все же чувствуется удовлетворение, несмотря ни на что, столько сделано, столько сыграно! И замкнутое пространство ее теперешнего обитания расширяется до пределов вселенной. Судьба Бернар становится убедительной констатацией мысли, что «актер — это сжатая летопись времени».
А лучшим актером стал наш земляк, ныне работающий в Тюменском драмтеатре, Владимир Орел за роль Дэвиса в трагикомедии «Сторож» Г. Пинтера. В замысловатой драматургии Пинтера актер сумел разгадать суть абсурда авторского вымысла. Поэтому так убедительны обобщения, характеризующие конструкции человеческих отношений, талантливо сыгранные тремя актерами в спектакле.
Ныне очень популярную пьесу Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая Дама» на фестиваль привез Театр им. С. Выспянского из Катовице (Польша). Пронзительная история отношений 10-летнего мальчика, умирающего от рака и сестры милосердия, помогающей ему прожить его несколько последних дней, не оставила равнодушными никого из зрителей. Кажущаяся камерность темы, донесенная актерами предельно искренне, вырастала до масштабов философских обобщений, гармонизировала вечную дилемму жизни и смерти. Этот спектакль получил диплом в номинации «Актерский дуэт», а независимое журналистское жюри определило его как «Лучший спектакль Фестиваля».
Яркий национальный колорит присутствовал в мистерии Коломыйского украинского драмтеатра «Гуцульский год» Гната Хоткевича. Спектакль построен как притча о смене времен года, спроецированных на этапы жизни человека. Делается акцент на том, что человек — часть природы, он должен соотносить себя с ней, стремиться к гармонии. В игровой форме воспроизводятся языческие, прадавние, религиозные обряды, присутствует настоящий дух аутентики, поддерживаемый национальными символами, элементами истинной народной культуры. Обычные человеческие события — венчание, смерть, результаты проявлений чувств любви, ненависти, зависти — существуют в пространстве декораций с настоящей этнографией, рассматриваются как выразительные ритуалы, определенные коды существования нации.
Уже стало доброй традицией встречать на «Мельпомене Таврии» театр музыкально-пластических искусств «Академия движения» из Кривого Рога. Они всегда привозят свой премьерный спектакль. И в этот раз коллектив показал свой «фирменный стиль» — эмоциональное образно-пластическое полотно «Каменный крест» по мотивам новел В. Стефаныка.
Возможно, несколько выбилось из театрального ряда выступление театра песни и танца «Легенда» Луганской филармонии. Их музыкальный спектакль «Мы твои, Украина, казаки» состоял из известных народных песен, слаженно выстроенных в рассказ об украинской истории и поддержанных хореографическим сопровождением. Но по силе воздействия вокального исполнения и зажигательной хореографии эта программа нисколько не уступала хорошему драматическому спектаклю. Подобные красивые и талантливые музыкальные композиции способны вызывать чувство гордости и за народ, имеющий такое искусство и культуру, и за исполнителей, способных донести до зрителя его суть и продемонстрировать высочайший уровень мастерства.