Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вкус жизни

Скромное обаяние Украины на ХХIХ ММКФ
26 июня, 2007 - 19:46
НА КОНКУРСЕ УКРАИНУ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ФИЛЬМ-ДЕБЮТ ЕВЫ НЕЙМАН «У РЕКИ», СНЯТЫЙ НА ОДЕССКОЙ КИНОСТУДИИ. НИНА РУСЛАНОВА И МАРИНА ПОЛИЦЕЙМАКО / КОСТЮМИРОВАННАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ КОМЕДИЯ «МОЛЬЕР» ЛОРЕНА ТИРАРА ТЕПЛО ПРИНЯТА ЗРИТЕЛЯМИ

Международные кинофестивали, некогда нацеленные на открытие новых имен, все больше превращаются в шоу, в своеобразный, как сказал Эмир Кустурица, «показ мод — летняя коллекция, зимняя коллекция». В этом отношении Московскому международному кинофестивалю не повезло. Тягаться, например, с Каннами по числу звезд, приехавших на самый крупный на просторах СНГ кинофорум, и привезенных ими фильмов, российская столица, конечно же, не может. Это обстоятельство иным критикам дает повод говорить о «местечковом» характере нынешнего ММКФ. Что, конечно же, несправедливо — гламурный блеск Голливуда на Каннских фестивальных дорожках еще не гарантирует качества привезенного на фест кино. Если, конечно, не измерять это качество звездными именами, спецэффектами, вложенными на их создание деньгами и спросом на хорошо продаваемый товар миллионов потребителей маскульта.

Если же судить о кино (как и о произведениях других видов искусства) по критериям профессионализма и человечности, то на нынешнем Московском кинофестивале можно найти вполне «съедобную пищу» не только для ума, но и для души. Взять хотя бы «Завет» того же Кустурицы, которым открывался ММКФ. Невзирая на незамысловатость сюжета и утомительную избыточность видеоряда, щедро нашпигованного фантазиями режиссера со всей неуемностью его темпераментной балканской души, «Завет» все же пробуждает добрые чувства.

Снимая последнюю ленту, Каннским жюри проигнорированную, вблизи своей деревни, Кустурица столкнул в картине два мира — деревенский, естественный и полезный для человека и городской, из которого и происходит зло на земле. Любовно, с добрым юмором живописуя простую патриархальную жизнь в горах, город, куда выполняя завет дедушки, пришел с коровой деревенский подросток, режиссер представляет источником зла. Обличая городские пороки — криминал, проституцию, алчность, отсутствие каких-либо нравственных границ, — режиссер создает гротескный мир монстров и чудовищ в человеческих обличьях. Гротескные герои, как и сам сюжет, в который они вовлечены, напоминают сказку. Добрый герой отправляется в «тридевятое царство» чтобы обрести царевну, а вместе с ней и счастье, но на своем пути встречает горынычей, кащеев, ведьм и прочую нечисть. Разумеется, добро побеждает зло, все заканчивается свадьбой (даже двумя, дедушка также решил поджениться), позарившееся на идиллию деревенской жизни зло истреблено, так что режиссер в финале даже выводит на экран титры: «happy end».

Прощая Кустурице избыточную балканскую барочность, которая проистекает из выпестованного средиземноморской культурой гедонизма, трудно простить ему другое. Все те же балканский гедонизм и темперамент, заставляя режиссера педалировать эротическую составляющую любви, помешали ему сохранить целомудрие юных героев. Комично лишив своих Ромео и Джульетту невинности в багажнике легкового автомобиля, он сам того не ведая, ослабил терапевтическое, очищающее воздействие картины, о котором говорил на пресс-конференции. Чистота, как бы это старомодно не звучало, все же начинается с целомудрия.

Кроме Эмира Кустурици в роли «бриллианта» Московского феста выступил Франсуа Озон, прибывший в Белокаменную по случаю показа его картины «Ангел», которая в июле появится и в украинском прокате. Французский режиссер остается верным себе в исследовании женщин. На этот раз его героиней стала английская писательница начала прошлого века, снискавшая громкую славу среди домохозяек за свои мелодраматические романы о романтической любви. Наблюдая за ее ошеломляющим успехом, можно подумать, что стать счастливым можно только с головой погрузившись в грезы. Озон, сочувствуя своей героине, все же не скрывает своей иронии по поводу приверженности людей миру грез, в который они с мазохистским сладострастием погружаются с головой (желание уйти от реальности особенно проявилось в эпоху телевидения, что добавляет костюмному фильму Озона злободневности). Ничем хорошим это, естественно, закончиться не может, предчувствие беды, невзирая на свалившиеся на молодую писательницу славу и богатство, не покидает чуткого зрителя с первых кадров картины.

Нынешний кинофорум ожидает еще одну мировую величину — 30 июня со своей картиной «Железнодорожный роман», которая закроет 29-й ММКФ, в Москве должен появиться легендарный Клод Лелуш. Но сколько бы замечательных фильмов не было показано в различных фестивальных программах, успех всякого фестиваля все же определяет основной конкурс (на ММКФ есть еще конкурс «Перспективы», в жюри которого в этом году попал и генеральный директор киевской «Молодости» Андрей Халпахчи). Среди двух десятков конкурсных картин можно найти и украинскую ленту. Ева Нейман привезла в Москву свой полнометражный дебют — фильм «У реки», снятый на Одесской киностудии. Нина Русланова и Марина Полицеймако играют в картине двух пожилых женщин, дочь и мать, которые выходят на прогулку по улицам и окрестностям провинциального городка. Картина эта в самом деле украинская, она передает дух украинской провинциальной жизни, хоть персонажи московских актрис и разговаривают на русском языке (впрочем, украинский здесь даже ради национального колорита не слетает с языка и украинских актеров и статистов). Как и героини, многолетня привязанность которых друг к другу проявляется в милых семейных ссорах, Украина в картине выглядит уставшей и больной. Праздная скука провинциального городка заставляет вспомнить о том социально-экономическом параличе, в котором сегодня находится Украина (еще более неприглядной наша страна предстала в австрийской неконкурсной картине Ульриха Зайдля «Импорт-экспорт»).

Немытой, не всегда трезвой и, естественно, несчастной на фестивальном экране выглядит и Россия. В последнем фильме Валерия Огородникова «Путина» нешуточные любовные страсти разыгрываются в одной северной российской деревне, со всех сторон окруженной морем. Если героиня Анны Ильющенко, сыгравшей в «Путине» главную роль, страдает от избытка мужской любви, то женщина, сыгранная Ксенией Кутеповой в ленте Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными», всю жизнь прожила с нелюбимым мужем. Теперь, когда он внезапно умер, она пытается наверстать упущенное, чтобы почувствовать вкус жизни.

Никто, впрочем, не умеет с таким смаком передать вкус жизни, вкус греха, если хотите, как это делают французы. На протяжении первых четырех фестивальных дней ни одна конкурсная картина не смогла затмить впечатление, полученное от «Мольера» Лорена Тирара. В изящно сыгранной костюмной комедии о французском гениальном драматурге и актере Жане Батисте Мольере, смешное встречается с драматичным, остроумие — с глупостью, жертвенная любовь — с изменой и легкомысленным флиртом.

«Мольер», как и «Ангел», также обещает появиться в украинском прокате, так что эти картины требуют отдельного разговора. Как и другие фильмы Московского кинофестиваля, который в конце этой недели назовет и наградит еще одних баловней судьбы.

Вадим ДЫШКАНТ, специально для «Дня», из Москвы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ