Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Генпрокуратура: последствия двухдневных событий

21 июня, 2007 - 19:33
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Недавно все мы стали свидетелями того, как спецподразделение милиции «Беркут» вело себя возле здания Генеральной прокуратуры и внутри помещения. Двери выбивали ногами, ломали их, пока они не распахнулись. Подобное нам уже приходилось видеть, память подсказывает. Есть кинохроника военного времени, где немецкий солдат в железной каске и с винтовкой в руке подходит к двери обычной сельской избы под соломенной крышей и ногой выбивает их. Но то было в оккупированной врагом Украине. Теперь же похожий случай порождает много вопросов.

И еще один инцидент, касающийся деятельности этого же милицейского подразделения. На стадионе, уже в шлемах и с дубинками в руках, у них произошла стычка с хулиганами, которые начали зажигать на трибунах огни, оттесняли их и при этом досталось и тем зрителям, которые не оказывали никакого сопротивления.

Как это началось, как такое могло случиться? Сразу же нужно отметить, что события не являются ни случайными, ни провокационными, как кое-кто считает. Министр внутренних дел Василий Цушко сам возглавил поход беркутовцев в прокуратуру, а на стадионе не появился. Очевидно, вследствие болезни. Первым прокомментировал этот инцидент самый опытный политик Украины Евгений Марчук, который много лет работал на руководящих должностях. Он сказал, что министру не нужно было идти в прокуратуру, а направить туда подразделение милиции, предварительно четко поставив перед командиром задачу и акцентировав внимание на взаимодействии с теми сотрудниками охраны, которые там несли службу. А далее координировать действия, поддерживать связь по телефону. И еще он высказал такое мнение, что силовые структуры настолько своеобразны и особенны, что нуждаются, в первую очередь, в соответственно подготовленных людях для этой службы.

Так, были такие случаи, что на место приключения выезжает начальник райотдела внутренних дел, его заместитель или другие руководители. Это когда случилось тяжкое преступление, по горячим следам задержать преступника не удалось, раскрытие его требует значительных усилий. Необходимо собирать доказательства, выбирать направления поиска, выслушивать доклады, давать поручения, а для этого нужна как можно полная картина произошедшего, и как раз необходимы собственные наблюдения.

Как же воспринял Василий Цушко слова Евгения Марчука? На второй день министр сообщил, что уже ознакомился с некоторыми оценками своих действий, но не соглашается с ними. Потому что это была попытка захвата прокуратуры неизвестными людьми, я, мол, вынужден был в это событие вмешаться, потому что не привык прятаться, а стремлюсь сам действовать. И впредь, для воспрепятствования политическому рейдерству, так буду поступать. Все это было сказано с парламентской трибуны, куда министра пригласили с отчетом, за что он получил аплодисменты поддержки от коалиции, которая сама, без оппозиции, проводила заседание, а народный депутат Сергей Головатый даже воскликнул «Браво!».

Василий Цушко стал министром несколько месяцев назад, благодаря голосам этой же коалиции, до того не работал в органах внутренних дел. И это многое объясняет в его поведении. Почему из работников угрозыска или следствия назначают именно его начальником их отделения? Потому что проявил умение и способность организовывать роботу. Потом эти начальники, достигшие определенных успехов в работе и получившие вознаграждения и знаки отличия, возглавляют уже отделы или управления. Так растут специалисты своего дела, способные исполнять, в случае назначения, обязанности районных и областных отделов или управлений внутренних дел.

Мне приходилось слушать выступления министра внутренних дел советских времен генерала-полковника Ивана Головченко, который на протяжении 20 лет занимал эту высокую должность, разговаривать с ним. Человек с колоссальными знаниями, широкого кругозора, знаток человеческой души, он мог быстро понять суть любого вопроса, перечислить его составляющие, отделить самое главное и указать пути решения. Его обращения к сотрудникам милиции, практические советы им были содержательными, целеустремленными, доходчивыми, встречи и беседы с ним способствовали повышению профессионального мастерства. Слышал, как он предупреждал: «Ни в каком случае нельзя допускать рукоприкладства к задержанным». «Так у нас этого и нет», — отвечали ему. «И чтобы и впредь не было», — звучало как установка.

При всем уважении к стремлению Василия Цушко как можно лучше выполнить поставленную перед ним задачу, его энергии и решительности, мы должны отметить, что этого недостаточно. Парламент дал согласие на его назначение министром, к тому же он был народным депутатом. И это же парламент, в котором кипели политические страсти, а большинство демонстрировало свою агрессивность и неуважение к Президенту Виктору Ющенко, предпринявшему реальные шаги к упрочению в стране дисциплины и правопорядка, и подтолкнула своего бывшего коллегу к рискованным и радикальным действиям! Теперь председатель Верховной Рады Александр Мороз, делая хороший образ при плохой игре, сообщает, что все будет хорошо, все будет отлично, и ничего другого и не стоит ожидать. Однако хорошо лишь одно: то, что события, развернувшиеся вокруг прокуратуры и на стадионе, не привели к тяжким последствиям.

Все это касается тех двух дней, которые вызвали такой отголосок. А далее пошли обсуждения, оценки, различные высказывания. В том числе, и от самого Василия Цушко. По радио прозвучало, что он удовлетворен действиями милиции, высказывает благодарность ГАИ, воспрепятствовавшей движению подразделений внутренних войск для охраны общественного порядка в Киеве. Ну что тут скажешь? Разве что остается воспринять такое обращение министра как самый короткий или смешной анекдот. Вы можете представить себе, что было бы с ГАИ, которое бы препятствовало движению военной части в советские времена? Или сегодня в США, Франции, Румынии или любой другой стране? Но ведь там были народные депутаты из коалиции, скажет кто-то. Тогда нужно так сделать, чтобы там их больше никогда не было, такие бесконтрольные и безответственные действия наших депутатов позорят страну, вызывают изумление и требуют немедленного пересмотра их статуса и ликвидации неприкосновенности.

В известном телесериале о нашем разведчике в образе Штирлица, артист Леонид Броневой, исполнитель роли одного из руководителей службы безопасности из противоположного лагеря, бросил многозначную фразу: «Тяжело понять логику непрофессионала». Действительно, тяжело, и не только тогда, в годы войны, но и сейчас, потому что мы сами себе создаем проблемы, как говорится, на ровном месте, без единой на то причины, а потом бросаемся их устранять и бьем в набат едва ли не на весь мир. А что касается отравления Василия Цушко, которое вроде бы случилось тоже в эти же дни, когда развивались описанные события, так это тема не для взрослых людей — сплошное фантазирование.

Действия спецподразделения «Беркут» и его руководства требуют тщательного рассмотрения, изучения, анализа, по их результатам будут сделаны, наверное, и выводы. Но первый из них уже довольно четко просматривается. Милиция, выполняя свои обязанности, не является арбитром в различных стычках, выразителем чьей-то воли, она никому не дает преимущества, не потворствует поверхностности в противоборстве любой из сторон. Для нее самым важным является покой на улицах городов и сел, в служебных помещениях и на стадионах, соблюдение общественного порядка, обеспечение необходимых условий для труда и отдыха наших граждан.

Александр ГРОМОВ, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ