Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Является ли Быковня символом декоммунизации украинского общества?

21 мая, 2007 - 20:02
ПОМНИМ... С КАЖДЫМ ГОДОМ В БЫКОВНЕ ВСЕ БОЛЬШЕ МОЛОДЫХ ЛИЦ / 20 МАЯ 2007 ГОДА. БЫКОВНЯ СВЕЧИ СКОРБИ СЕГОДНЯ СЮДА ПРИВОДЯТ ПРАПРАВНУКОВ «РАССТРЕЛЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ» БЫКОВНЯ — ЭТО УНИКАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ, СОЗДАННЫЙ НЕ РЕШЕНИЕМ «СВЕРХУ», А ПОТРЕБНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ

В этом году есть две похожие «круглые даты», отделенные друг от друга двумя десятилетиями. Сходство их заключается в том, что они положили начало целому потоку важных событий.

В частности, Февральская революция открыла путь событиям, судьбоносным для украинского народа, и мы теперь торжественно отмечаем их 90-летие. К сожалению, в конце 1917 года состоялись события, которые нужно помнить, а не праздновать: в ноябре — к власти в Петрограде пришли большевики, а в декабре они создали мощный орган государственной безопасности для уничтожения или изоляции всех несогласных — Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК).

Через два десятилетия состоялся февральско-мартовский (1937 года) пленум ЦК ВКП(б). Его решения послужили сигналом к преступной «зачистке» страны, в которой победил сталинский социализм. Месяц за месяцем чекисты-энкаведисты методично освобождали свои миллионные картотеки от «врагов народа» самым простым способом: массовыми расстрелами.

В больших городах, где люди уничтожались десятками тысяч, возникла серьезная проблема: что делать с вещественными доказательствами преступлений — телами расстрелянных? Руководство органов государственной безопасности решило схоронить их на пригородных территориях с особым режимом охраны. Так под Минском появились Куропаты, в Москве — Бутовский полигон, возле Киева — Быковня. Со временем охрана была снята, о захоронениях забыли. Когда вермахт оккупировал часть территории СССР, нацисты постарались показать мировой общественности масштаб сталинских преступлений (в частности, в Виннице и Катыни). Советские средства массовой информации тотчас обвинили в этих расстрелах самих нацистов.

Специфическая ситуация сложилась вокруг Быковни. Можно догадаться, что местные жители сразу поняли, что именно возили грузовики органов государственной безопасности на огражденную территорию в Быковнянском лесу. Но разговоры на эту тему начались лишь осенью 1941 года. В 1944 году быковнянские могилы были объявлены советской комиссией по делам военных преступлений захоронениями узников Дарницкого лагеря военнопленных. Это выглядело убедительно, потому что сам лагерь находился неподалеку, и в нем погибло до 75 тысяч бойцов и командиров Красной армии. Однако разговоры о довоенных расстрелах не стихали, и в 1971 году Быковней занялась новая правительственная комиссия, подтвердившая вывод предыдущей. Такой версии придерживалась и третья комиссия, работавшая в 1987 году. Для большей убедительности в Быковне была установлена памятная плита с надписью: «Здесь захоронены советские солдаты, партизаны и мирные граждане, уничтоженные фашистскими захватчиками в 1941—1943 гг.»

В стране, однако, уже складывалась другая политическая ситуация, и Совет Министров УССР в 1988 году дал распоряжение изучить быковнянские захоронения. Оказалось, что в коллективных могилах покоятся жертвы довоенных репрессий.

Великий террор уже отошел от нас на большое расстояние во времени — 70 лет. В посткоммунистических странах почти не осталось ни репрессированных, выживших в те темные времена, ни свидетелей террора. Однако память о 1937-м году остается с нами. 19 мая патриарх Алексий и глава Русской православной церкви за границей митрополит Лавр освятили храм Новомучеников Русских на Бутовском полигоне. 20 мая В. Ющенко принимал участие в скорбных мероприятиях в национальном историко- мемориальном заповеднике «Быковнянские могилы».

70-я годовщина Великого террора поневоле наталкивает на размышления: состоится ли декоммунизация общества ранее, чем сойдет со сцены последнее поколение воспитанников советской школы? Ответить на такой вопрос непросто.

Теперь становится понятным, что декоммунизация началась в Советском Союзе очень давно. В прошлом году историки посвятили много внимания полувековому юбилею ХХ съезда КПСС. Этот съезд можно считать ее началом.

Начало оказалось аж слишком осмотрительным: тогда речь шла лишь о «борьбе с культом личности». Второй этап кампании, которую историки назвали на этот раз десталинизацией, пришелся на годы горбачевской «перестройки». Последний генсек КПСС потерпеть поражение в стремлении адаптировать коммунистическую доктрину, партию и общественно-политический строй к вызовам современности. Однако в странах, образовавшихся на обломках созданной Лениным и Сталиным империи, осталось немало «родимых пятен» коммунизма.

Украина, по-видимому, принадлежит к числу самых «запятнанных» стран. Вследствие стечения обстоятельств Компартия Украины с прошлого года вошла в состав правительственной коалиции. Факты свидетельствуют о том, что это позволяет ей омрачать память об ужасных преступлениях советского периода, в том числе, путем создания условий, при которых становится возможной коррекция содержания современных учебников по истории для общеобразовательной школы.

Будем надеяться, однако, что противоестественный союз коммунистов и социалистов с регионалами рано или поздно утратит политическое значение. Это не будет сулить, впрочем, быстрых успехов по делу декоммунизации. Необходимо осознать, что у население различных регионов Украины разная историческая память. Если жители западных областей обладают стойким иммунитетом к коммунизму, привитым послевоенными массовыми репрессиями, то в юго-восточных областях о прошлом вспоминают зачастую с ностальгией. Даже старшее поколение на этих территориях не пострадало от репрессий, которыми сопровождалось зарождение советского строя. В сознании многих жителей этих регионов коммунизм отождествляется с провозглашаемыми советскими пропагандистами лозунгами социального равенства, а также с государственным патернализмом, который был главным фундаментом социально-экономического строя и устраивал многих.

Речь идет, как правило, о старшем поколении. Оно не воспринимает реалий первичного капитализма, в котором мы все оказались после самораспада советского строя. Оно не понимает, что к прошлому вернуться нельзя, а до будущего, которое олицетворяет современная Европа, еще достаточно далеко. Именно такие настроения среди украинского электората поддерживают при жизни политические партии, произошедшие от КПСС, и таким образом препятствуют декоммунизации общества.

В заключение следует отметить, что осуществлять декоммунизацию путем антикоммунистической пропаганды — напрасное дело. Коммунистическая доктрина в абстрактном виде не несет в себе никакого негативизма. Однако построенное на ее фундаменте государство всегда угрожает свободе и даже жизни граждан. Это засвидетельствовал исторический опыт нескольких десятков стран. Окончательная декоммунизация зависит, во-первых, от успешного применения европейских стандартов регулирования экономической и политической жизни и, во-вторых, от «лечения» просветительскими средствами исторической памяти воспитанников советской школы.

Попытки современных коммунистов вычеркнуть со школьных учебников Голодомор и Быковню, предопределены на неудачу хотя бы по той причине, что эти и другие преступления Советской власти уже невозможно замалчивать. Нужно добиваться, однако, чтобы все граждане осознавали глубинные причины этих преступлений, их закономерный характер в условиях диктатуры. Тогда проблема лишения Днепродзержинска имени основоположника ВЧК будет разрешена сама собой. Окончательная декоммунизация возможна лишь в том случае, когда в обществе утвердится экономическая конкуренция и политическая состязательность — главный фундамент демократии.

КСТАТИ

Президент Украины Виктор Ющенко отмечает, что в ближайшее время подпишет указ о почитании памяти жертв коммунистического режима в третье воскресенье мая ежегодно. Об этом он заявил, выступая на церемонии почтения памяти жертв тоталитарного режима на территории Национального историко-мемориального заповедника «Быковнянские могилы» в воскресенье.

В. Ющенко обратился ко всем участникам церемонии помнить свою историю и выносить из нее уроки, поскольку «говорить о будущем можно только лишь через призму исторической правды». «Я уверен, что очень многим политическим игрокам та историческая правда будет колоть глаза, поскольку с такой политической историей нет места в сегодняшней политической жизни, нет никакой политической перспективы», — подчеркнул Президент, передает Интерфакс-Украина.

В. Ющенко отметил, что говорить о политических аспектах необходимо, несмотря на попытки заверить в том, что все политические разногласия являются второстепенными, и без них было бы намного лучше для украинской экономики. «В действительности, когда мы забываем говорить о политике, политика начинает говорить о нас, начинает решать нашу судьбу, и тогда десятки и сотни тысяч людей несут эту тяжелую историческую плату», — сказал глава государства.

Президент Украины Виктор Ющенко призывает сделать все необходимое для выполнения его указа о создании мемориального заповедника «Быковнянские могилы». «Мы все сделаем для того, чтобы был полноценный Национальный заповедник «Быковнянские могилы», чтобы он финансировался, чтобы был организован наблюдательный совет, соответствующие рабочие комиссии, которые могли бы разработать и подать на государственное рассмотрение и утверждение всю концепцию развития Национального заповедника. Уверен, что это мы сделаем». Президент подчеркнул, что «ни один пункт» его указа, подписанного в мае 2006 года, до сегодняшнего дня не был реализован. «Я понимаю, что это не просто политическое шарлатанство, это не просто проделки власти или премьер-министра, или какого-то вице-премьера, тут есть еще огромное сопротивление этой исторической правде», — отметил В. Ющенко.

Он отметил, что необходимо, чтобы была достойная память всем 100—120 тысячам людей, погибшим от политических репрессий в Быковнянском лесу в 1937—1941 гг.

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ