В прикарпатском селе Космач прошел фестиваль «ЭтноЭволюция», на котором «эволюционировало» свыше десятка тысяч посетителей со всей Украины и из-за границы.
Организаторы и сами не ожидали такого результата. По словам инициатора фестиваля Валерия Гладунца, даже Шешоры, чьи традиции подхватила и ЭтноЭволюция, достигли такой цифры где-то на четвертый год существования. Организаторы мероприятия в Космаче проделали большой путь: от прошлогоднего дебюта феста в актовом зале Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетмана, до нынешнего масштабного мероприятия в центре гуцульской культуры — селе Космач.
Как рассказал Валерий Гладунец, вариантов проведения фестиваля было и есть множество. Однако выбрали Космач. Не последнюю роль сыграло и то, что космачский сельский председатель Дмитрий Пожоджук, — мастер народного творчества, председатель Всеукраинского координационного совета по изучению и возрождению писанкарства. Благодаря ландшафту местности, где расположился Космач, село наделено интересной естественной формой в виде солнца с лучами, которые отходят во все стороны 32 околицами. «Село, располагающееся на площади около 100 кв. км, считается наибольшим не только в Украине, но и в Европе. Его название лингвисты истолковывают как «Келья солнца», — рассказывает Гладунец об уникальности этого села.
Были и неприятные моменты, говорит пресс-секретарь и один из организаторов фестиваля Наталья Лещенко, в частности, крестьяне повышали цены на жилье и питание, хотя сначала организаторы договаривались с местными людьми совсем о других ценах. А иногда хозяева выдворяли утром некоторые группы из изб. Сами же музыканты выступали без гонораров...
Еще одной головной болью для организаторов стали регистрационные взносы для посетителей феста, которые должны были частично покрыть организационные расходы (10 гривен со студентов и 25 — со всех остальных). По словам Натальи Лещенко, официально зарегистрировалось лишь около полторы тысячи человек. Даже когда вход уценили для всех до десяти гривен, говорит Наталья, ситуация радикально не изменилась...
Начался фестиваль после обеда — торжественно и ошеломляюще: с выступления трембитаров. На открытии присутствовала берегиня украинской песни — Нина Матвиенко. Еще одним «подарком» первого дня стало выступление любимого сказочника современной молодежи Лирника Александра (Александра Власюка), порадовавшего публику своим новым творением — вертепом. Вообще же на «ЭтноЭволюции» работали две сцены — большая, где происходили выступления всех групп и — театральная.
О ярых театралах, которые даже в Карпатах хотят видеть «зрелища», организаторы также позаботились: на фестиваль были приглашены киевские театры «Дах» и «Човен». Недалеко от речки Пистыньки на горе Мончиль была установлена театральная сцена.
Ночью в помещении сельского клуба показывали украинские фильмы на все вкусы — от ретроспектив украинской классики — до работ современных документалистов, кинорежиссеров и аниматоров...
Также в рамках фестиваля прошел III Всемирный съезд писанкарей, в котором участвовали писанкари со всего мира. Здесь же проходил и мастер-класс по писанкарству, где каждый желающий мог попробовать свои силы в росписи писанок, или приобрести уже готовые.
Расположившись прямо на земле, прикрытой душистым карпатский сеном, взрослые женщины наравне с маленькими девочками делали себе куклы-мотанки, которые издавна забавляют украинских детей и считаются оберегами, беря свое начало еще со времен трипольской культуры. Нитками, лоскутками ткани и полезными советами делилась известная далеко за пределами Украины мастерица — Людмила Тесленко-Пономаренко.
На одном из мастер-классов рассказывали об особенностях изготовления трембит: изготовлена она должна быть исключительно из пихты, в которую попала молния. Дерево, из которого делают инструмент, должно быть не ниже трех метров высотой и расти не в долине, а на высоте 1000—1500 метров.
Недалеко от главной сцены сообразительные селяне установили палатки, столы и лавки, устроив такую себе полевую национальную кухню. Воздух был пропитан запахами шашлыков и горячего бануша с традиционной гуцульской брынзой. «Его делают из кукурузной муки и сметаны, — рассказывает местная жительница, которая с самого утра и до позднего вечера готовит еду для туристов, — а когда его подают, то чаще всего посыпают тертой брынзой, иногда кроме брынзы добавляют грибы и шкварки». Она рассказывает, что помешивать бануш нужно исключительно деревянной ложкой и в одном направлении. Настоящий бануш должны готовить мужчины — варить его на открытом огне, чтобы каша пропахла дымом, сметана должна быть трехдневной и обязательно из овечьего молока.
Но никакая еда не могла сравниться по своей популярности с сырными «лошадками». Когда-то их умели лепить лишь в нескольких селах Косовского района, но потом это искусство распространилось и на другие районы франковской области, однако и сегодня самыми лучшими мастерами считаются именно косовцы. По словам заслуженной мастерицы Украины Марии Матвийчук из села Брустуры, технология проста, но у нее есть свои особенности. Так, когда лошадка уже слеплена, ее опускают в соляной раствор, после чего она становится почти вечно пригодной к употреблению. «И день, и два, и 30 лет, — улыбается Матвийчук, — просто сухой станет, но не испортится»...
«Главная функция фестиваля не развлекательная, а, в первую очередь, культурно-просветительская», — говорит Гладунец. Поэтому фестиваль планируют сделать передвижным, чтобы все больше украинских культурных жемчужин было открыто миру.