Наконец-то биотопливо снова обратило на себя внимание политиков. Закон о развитии производства и потребления биологических видов топлива прошел первое чтение в парламенте и, вероятно, очень скоро будет представлен на второе.
Отныне производство биотоплива должно стать приоритетом украинской экономики на ближайшие десять лет. Такую резолюцию приняли участники недавней конференции. И с этим не поспоришь. Некоторые возражения может вызвать лишь озвученное на этом собрании стремление «огосударствить» биотопливное «движение». «Необходима система в государстве — контролируемая, регулируемая, направленная государством. Тогда будет результат, тогда будет нужный эффект, который мы пытаемся достигнуть за счет реализации программы, а не попыток отдельных энтузиастов на отдельном участке. Это должно быть большое государственное дело, тогда только оно не будет утрачено, тогда оно даст настоящий результат». Такую установку дал спикер Верховной Рады Александр Мороз. По его мнению, в результате реализации закона о развитии производства и потребления биологических видов топлива «должна быть создана серьезная государственная структура, которая будет заниматься проблемой производства биотоплива».
Как говорится, вот тебе, бабка, и Юрьев день. Если уж в нашей стране даже государственного газового монополиста НАК «Нафтогаз Украина» едва ли не до банкротства умудрились довести, то можно только себе представить, что в конце концов сделают с пока еще гипотетическим НАКом «Госбиодизель» и как на этом заработают все те, кто будет крутиться вокруг него. Думается, государству, как впрочем и при работе над другими подобными проектами, нужно сознательно ограничивать свое участи лишь созданием правил игры на этом зарождающемся рынке. Играть же самому явно не стоит — всегда найдется что-то, что будет мешать...
А вот участвовать, безусловно, необходимо. Участники конференции обратились к Кабмину с просьбой учесть роль нетрадиционных источников энергии, в частности, биотоплива, при доработке энергетической стратегии Украины до 2030 года. В частности, они предложили разработать и принять до конца этого года государственные программы развития и использования биотоплива, предусмотреть на эти цели средства госбюджета. Разумные мысли о стимулировании производства биотоплива содержатся и в проекте закона.
Напомним, что первый вербальный биотопливный бум в Украине был отмечен еще в 2003 году, когда тогдашний президент Леонид Кучма подписал указ о мерах по развитию производства топлива из биологического сырья. В целях «сокращения зависимости национальной экономики от импорта нефтепродуктов» он предусматривал «обязательное использование высокооктановой кислородсодержащей добавки к бензинам, с доведением ее содержания в 2007 г. до 5%». Увы, дело до конца не довели и сегодня никто еще не знает, какое количество биотоплива применяется в стране. Во всяком случае ни на сальдо торгового баланса (импорт нефти и нефтепродуктов весомо склоняет его в отрицательную сторону), ни на рынке нефтепродуктов, а также на показателях окружающей среды эти «указные» 5% пока еще никак не отражаются. Как свидетельствует статистика, в 2006 году в страну было ввезено 1,9 миллиона тонн дизтоплива. Всего же его использовано 5,2 миллиона тонн, в том числе для агросектора — 1,5—1,8 миллиона тонн. И именно столько, по оценкам специалистов Минтопэнерго, Украина в состоянии получить со своих полей.
Но для этого нам нужно резко повысить посевные площади рапса (именно из этой культуры производится биодизель) и, главное, поднять его урожайность, которой пока что нельзя похвастать. Впрочем, определенные сдвиги уже имеются. В Минагрополитики утверждают, что прошлогодний урожай рапса в 2,2 раза превысил результат 2005 года, чему способствовали госдотации. На этот год площади под эту культуру выросли в 1,8 раза. Специалисты подсчитали, что теоретически Украина может в этом году произвести 200 тысяч тонн биодизеля. На практике из-за отсутствия соответствующих предприятий (сегодня лишь в 12 областях построены так называемые опытные производства) большая часть рапса вывозится за границу, а то мизерное количество топлива, которое производится на полукустарных предприятиях, потребляется в тех же хозяйствах.
Не стоит сбрасывать со счетов и обычную для нас нераспорядительность и халатность. Проверяя использование бюджетных средств, выделенных на цели энергосбережения и энергоэффективности, Счетная палата пришла к выводу, что делу очень вредит несогласованность действий органов центральной власти. Как выяснилось, Госкомитетом по энергосбережению, а в дальнейшем Минтопливэнерго и Нацагентством по эффективному использованию энергетических ресурсов, по мнению аудиторов Счетной палаты, не подготовлена нормативная база по координации в этом вопросе деятельности органов исполнительной власти. Обнаружено и большое количество нарушений, которые не устраняются даже после взысканий и санкций. Тем временем в Европе к 2020 году биотопливо должно составлять уже не 5,75%, а 10% от всего произведенного горючего. На какой топливной отметке будет в это время Украина, если она еще почти ничего не сделала для того, чтобы достичь уровня (5%), установленного в указе Президента на этот год?