Недавно довелось посмотреть фильм о революции, самый эксцентричный из всех когда-нибудь мной виденных. Называется «И карлики начинали с малого». Снята картина выдающимся немецким режиссером Вернером Герцогом в 1970 году. Название вполне отвечает содержанию. Все герои — настоящие карлики, или, точнее, лилипуты — целая колония лилипутов. Не менее удивительно место действия: среди лавовых полей где-то в глубине Латинской Америки, кажется, в Мексике. Сама картина представляет собой реконструкцию событий — беспорядков, устроенных в колонии ее обитателями. Кто-то напал на кухарку. Воспитатель, оставленный на хозяйстве временно отсутствующим президентом колонии, заточил в своем кабинете одного дебошира. Остальные такого произвола не стерпели. И началось…
Все, что творится на экране почти полтора часа, трудно даже назвать фильмом как таковым. Нет, снято прекрасно: режиссер очень мастерски играет с масштабами, с планами различной глубины, используя своих необычных актеров для создания измененной реальности, где чувство меры как будто утрачено, и даже нет уверенности в точном размере того или иного объекта. Но еще больше, чем вид героев, поражают их выходки. С фантазией, азартом и смехом они разрушают абсолютно все, что видят. Подавляющая часть ленты — это анархический и бесконтрольный спектакль разрушения. Валят любимую пальму директора. Пытаются устроить свадьбу самым маленьким мужчине и женщине: сцена «брачной ночи», когда новобрачный никак не может залезть на слишком высокую для него кровать, просто убийственна. Из гаража выводят грузовик, и, заклинив колесо и педаль газа, гоняют его, пустой, без водителя, кругами по двору. Ни с того ни с сего убивают огромную свинью. Издевательская пародия на общий обед с молитвой кончается бросанием тарелок и еды по всему, что движется. Обливают керосином и поджигают вазоны с цветами. Среди облаков серого дыма — кажется, так и ощущаешь его смрад — шагают «религиозной» процессией, неся впереди себя распятую на кресте макаку. Бросают живых (!) кур в кабинет воспитателя. Шквал абсолютно безумных, бессмысленных поступков невозможно описать адекватно, потому что в исполнении веселых и жестоких малышей эти действия приобретают особый артистизм. Неудивительно, однако, что олицетворение порядка — воспитатель — так же сходит с ума: выбегает в вулканическую пустыню и начинает первому встречному пню читать нотации:
— Ты, свинья, ну-ка живей опускай свою руку. Быстро, говорю тебе. Не слышишь, что ли? Ты чего тыкаешь в меня пальцем?.. Если не опустишь руку, то я буду в тебя пальцем тыкать. И тогда посмотрим, кто из нас дольше выдержит. Президент выбрал меня. А теперь опусти руку свою!..
И ни одного Гулливера вокруг.
Все, что в мире гулливеров делается с очень серьезными лицами — здесь приобретает форму чистейшего балагана.
Однако и в балагане есть мораль в завершение.
И кажется мне, что власть — любая власть — преимущественно тем и занимается, что разговаривает со старым пнем посреди пустыря, думая, что это и есть народ.
А избавиться от дурной власти можно лишь обезумев еще больше, чем она.
Но для этого нужно начать с малого. С самого малого.
Стать карликом. И тогда остальное пойдет как по маслу.
Только представить себе: ПОЛНАЯ планета лилипутов.