На протяжении последних лет лизинг в Украины набирает обороты, в том числе и через приход в эту сферу иностранных капиталов. Одним из важных шагов к привлечению в страну зарубежного лизингового сообщества, как отмечают специалисты, стала прошлогодняя ратификация Верховной Радой Конвенции УНИДРУ о международном финансовом лизинге.
По данным Международной финансовой корпорации (IFC), портфель лизинговых соглашений в Украине вырос на 70%, а количество зарегистрированных лизинговых компаний, среди которых немало иностранных, удвоилось. Если темпы роста рынка лизинга останутся такими же, как в 2005—2006 годах, то цена заключенных лизинговых соглашений к концу года увеличится с $423 до $660 миллионов, прогнозирует IFC.
По словам руководителя ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» Вадима Нестерчука, такие выводы получены в результате исследований, проведенных объединением, Международной финансовой корпорацией и Проектом развития лизинга в Украине. «Совместное исследование, которое мы проводим с Проектом развития лизинга, будет продолжено до марта 2008 года», — сказал Нестерчук.
«К концу четвертого квартала 2004 года в Украине было зарегистрировано 38 компаний-лизингодателей, сегодня их около 150», — отмечает директор компании «Капитал лизинг» Андрей Жилинский и прибавляет, что в плане развития наша страна идет «традиционными способами — сначала транспорт, потом оборудование, далее уже информационные технологии и тому подобное». На бурное развитие указывает и то, что каждый квартал лизинговый рынок в Украине растет приблизительно на 25%.
Однако руководитель Проекта развития лизинга в Украине Эрнст Меренгс говорит, что «лизинг не может быть переоценен в развивающихся странах». «Если мы посмотрим на страны, с которыми граничит Украина — это и Польша, и Венгрия, и Словакия, то мы увидим, какие огромные темпы роста рынка лизинга там», — отмечает он. Но в Украине темпы прироста даже больше, чем в этих странах, говорит он. Однако объемы еще невелики, потому что низкая база сравнения. Зато большие перспективы, отмечает Меренгс: «В Украине, да и во всех постсоветских странах сейчас существует «огромный спрос на обновление основных средств».
Член правления «Ассоциации лизингодателей», директор компании «Евро лизинг» Роман Иваненко отмечает: «По предварительным данным, мы зафиксировали рост рынка на 80%. На конец 2006 года мы его оцениваем в $650 миллионов. И соответственно ожидаем рост где-то до одного миллиарда долларов, а может, и больше к концу этого года». По его мнению, это станет возможным тогда, когда законодательство уравняет конкурентные преимущества различных видов финансовых услуг.
В последний год на рынке лизинга произошли позитивные изменения — растет количество лизинговых компаний как украинских, так и иностранных, которые заходят на украинский рынок. Кроме быстрого роста на рынке лизинга происходят и качественные изменения — расширение сферы деятельности. По мнению Меренгса, это связано с тем, что лизинг как финансовый инструмент является гибким: «Лизинг гибкий, он удобен как для крупных предприятий, так и для малых и средних, а также для физических лиц».
Что касается лизинга в сфере агропромышленного сектора, то здесь вопрос получает противоречивую окраску. По мнению Мергенса, сегодня сельское хозяйство в Украине для лизинга является рискованным. Он доказывает, что такие выводы на основании исследований сделали Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная финансовая корпорация (IFC). Данные исследования будут положены в основу докладной в Кабинет Министров Украины. «Основными причинами неудобства лизинга для сельскохозяйственной отрасли являются традиционно большое количество налоговых вопросов. Кроме того, субсидируются процентные ставки по кредитам. А это создает дополнительную конкуренцию между банковским кредитованием и лизингом сельскохозяйственного оборудования», — отметил Меренгс и все же прибавил, что, несмотря на это, потенциал лизинга именно в этой сфере является значительным.
Также Меренгс не очень удовлетворен действиями государства, которое, по его мнению, опосредствованно сдерживает развитие лизинга сельскохозяйственного оборудования, а лизинговая компания «Украгролизинг» недостаточно эффективно проводит лизинговые операции сельскохозяйственной техники. По словам эксперта, Международная финансовая корпорация намерена приобщиться к агролизингу в Украине и уже имеет несколько проектов, посвященных развитию сельского хозяйства. Это — страхование в аграрном секторе и лизинг сельскохозяйственной техники.
Непонятной пока остается ситуация с автотранспортом. На сегодняшний день здесь преобладает банковское кредитование, хотя по мнению объединения, это все-таки больше сфера лизингодателей. Андрей Жилинский считает, что «украинские банки не являются специалистами в оформлении кредитов на автомобили». Ведь, по его мнению, приобретенные автомобили просто неспособны принести ощутимой пользы в те сроки, на которые они кредитуются. «Срок эксплуатации автомобиля составляет по техническим характеристикам от пяти до десяти лет, именно столько может составлять и срок кредита на него», — аргументирует Жилинский. По его мнению, рано или поздно банки отойдут от этой сферы бизнеса или в качестве альтернативы организуют специальные компании, которые будут заниматься автокредитованием успешнее.
В общем Нестерчук считает, что «лизинг в Украине еще неразвит и несерьезно воспринимается государством». Он подчеркивает, что это вопрос времени, ведь «лизинг является серьезной альтернативой банковскому кредитованию». Впервые в истории независимой Украины 27—28 марта в Киеве пройдет семинар «Leaseurope —2007» для лизингодателей Центральной, Восточной и Юго- Восточной Европы. Значение этого мероприятия для Украины заключается в том, что таким образом страна получает своеобразное признание в отношении наличия лизингового рынка.
Но на самом деле это, конечно, только некий аванс. Международная финансовая корпорация отмечает, что для Украины актуальной является необходимость дальнейшего развития рынка лизинговых услуг, в том числе благодаря зарубежным игрокам. Ведь, по экспертным оценкам, Украина требует как минимум $172 миллиарда инвестиций в основные фонды для их обновления. Уровень износа основных средств в государстве составляет в среднем 50%, а в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, водном и авиационном транспорте, социальной сфере — 60 и более процентов.