Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Электронное единение желто-голубых

26 марта, 2007 - 19:55
АНДЕРС ДАЛЬ И ЗАВОЛОКА / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Впервые в Украине состоится довольно необычное событие — концертный тур экспериментальной электронной музыки: в шести городах Украины в рамках проекта «SWІЖЕ» пройдут выступления четырех шведских и четырех украинских музыкантов и композиторов.

Словосочетание «электронная музыка» сразу вызывает стойкую ассоциацию: ночной клуб, мощные оглушительные динамики, транс танцующих, грохот ди-джейских басовых «бочек» и так далее. У участников гастролей со всем этим общее — разве что мудреное электронное оборудование, при помощи которого они извлекают самые разнообразные, самые диковинные звуки. Проще говоря, клубная «электроника» предназначена исключительно для ног, в то время как экспериментальная — для ушей и головы. Именно поклонники последней и пришли в небольшой концертный зал Союза композиторов. Аудитория у художественно-технических опытов оказалась настолько многочисленной, что образовала столпотворение еще на улице, перед входной дверью концертного зала, а также в его коридоре, да и сам зал был забит доверху — стулья просто пришлось вынести, поэтому молодежь сидела, а кое-где лежала прямо на полу.

И концерт, и весь тур является совместным мероприятием киевского лейбла Nexsound и Шведского Института. Первый контакт между структурами состоялся в начале 2006 года, когда шведские артисты Андреас Тиллиандер и Микаэл Ставостранд принимали участие в киевском фестивале «Детали Звука». Затем была двухнедельная совместная работа украинских и шведских музыкантов в Стокгольме в ноябре прошлого года; результат тех штудий был презентован в Швеции на экспериментальной сцене Fylkingen. Поэтому «Украина—Швеция 4:4» является логическим продолжением уже налаженного сотрудничества.

Участники концерта представили почти все современные направления экспериментальной электронной музыки, такие как академическая и поп-электроника, электроакустические импровизации, ритмичные и абстрактные формы, емибиент, нойс, аналоговые исследования и другие. Пары вечера составили Алла Загайкевич и Ида Люнден, Заволока и Андерс Даль, Котра (псевдоним киевлянина Дмитрия Федорченко и Moljebka Pulse, Андрей Кириченко и Сара Люнден. Первыми были Заволока и Даль.

Екатерина Заволока — одно из наиболее интересных имен отечественной электронной сцены. Ее чаще всего можно увидеть и услышать за границей, нежели у нас; недавно она завоевала награду на одном из престижных музыкальных фестивалей в Австрии. Их совместная с Андерсом Далем работа состояла из ряда звуковых пейзажей, сплетения сложных ритмов и фантастических акустических образов. В свою очередь, Котра и Moljebka Pulse сделали акцент на шумовых эффектах, на жестких ритмичных построениях, более близких к ди-джейским экспериментам с наработками психоделического и арт-рока.

Собственно, к академической музыке непосредственное отношение имел только один дуэт — Алла Загайкевич и Ида Люнден. Ида Люнден по профессии — преподаватель фортепьяно Высшей музыкальной школы при Гетеборгском университете, а также композитор Королевской высшей музыкальной школы в Стокгольме, специализация — электронная музыка. Со своей стороны, Загайкевич является достаточно известным композитором в Украине и имеет множество опусов в более традиционных вариантах, с классическими акустическими инструментами. И школа, и солидный опыт дали о себе знать: выступление дуэта Загайкевич—Ида Люнден было наиболее изысканным именно композиционно. Особенно неожиданно и ярко прозвучали фрагменты украинского фольклорного пения, сочетаемые с ломаными электронными абстракциями.

А завершение вечера было достаточно легким. Сара Люнден, младшая сестра композитора Иды Люнден, была на этой вечеринке единственным вокалистом. Поэтому ее выступление с Анреем Кириченко (Котра) укладывалось, скорее всего, в рамки поп-жанра. Но это все равно выглядело несколько сюрреалистически: Андрей обеспечивал на своем оборудовании фантастическийй аккомпанемент, в то время как Сара, одетая в асексуальный оранжевый костюм, практически не двигаясь, с отсутствующим лицом, несколько инфантильным, но ровным голосом пела монотонные куплеты с рефренами наподобие «не помнишь, когда ты погладил меня по голове?» Это немного напоминало аналогичные вокально-инструментальные сцены в фильмах Девида Линча, пропущенные, однако, через компьютерно-синтезаторную мясорубку.

В общем же следует признать, что именно в таком составе участников тур «Украина — Швеция» можно считать успешным. Ведь представлены действительно несколько абсолютно разных стилей электронной музыки, есть и элементы шоу, и даже гендерное равенство выдержано. Иными словами — есть что и послушать, и на что посмотреть. В данном случае за украинскую аудиторию можно только порадоваться; остается надеяться, что подобные копродукции станут регулярными и будут получать как больше рекламы, так и более просторные и приспособленные помещения.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ