19 февраля Апелляционный суд Донецкой области окончательно признал законным решение Донецкого областного совета о присвоении русскому языку статуса регионального.
«Война за русский язык» длилась в Донбассе несколько месяцев. Решение облсовета, а за ним и решения других местных советов об особом статусе русского языка были вынесены в области еще в мае, однако до сих пор они не могли вступить в силу из-за многочисленных судебных разбирательств и опротестований местных прокуратур. Более того, в декабре 2006 г. Ворошиловский суд шахтерской столицы даже отменял эти решения, однако облсовет в ответ на это подал жалобу в апелляционный суд и в итоге выиграл дело.
Правда, официально решение апелляционного суда будет задокументировано только 24 февраля, однако уже сегодня этот факт вызвал в Донбассе настоящий взрыв протестов. Первыми с протестом выступили представители Донецкой областной организации Украинской народной партии, которые опубликовали специальное заявление ко Дню родного языка, отмечаемого 21 февраля. В документе говорится о том, что сам вопрос придания регионального статуса русскому языку на Донетчине является исключительно политическим, и его обсуждение можно считать следствием нагнетания «языковой истерии» в области. По мнению авторов обращения, эти процессы разжигают «языковую нетерпимость и языковую вражду» в Донбассе, ведь борьба за какой-то один язык всегда приводит к ущемлению другого языка. Учитывая эти обстоятельства, ДОО УНП потребовало от прокуратуры Донецкой области вынести новый протест на решение облсовета и добиваться его полной отмены.
С другой стороны, областная организация Конгресса украинских националистов, которая прежде была едва ли не главным протестующим в этом вопросе, вдруг заявила, что конкретно против этого решения она выступать не будет. Более того, как объяснила «Дню» глава ДОО КУН Мария Олийнык, ее организация все это время протестовала не против самого решения о региональном статусе русского языка, а против процедурных нарушений самого хода сессии облсовета, на которой это решение было принято. Еще в мае КУН заявил о целых 16-ти нарушениях, допущенных на той сессии, и именно на основании этого требовал отменить все решения, которые были на ней приняты, включая, и решение о русском языке. В данный момент судебное разбирательство по этому иску продолжается.
При этом, как подчеркнула М. Олийнык, в будущем ДОО КУН также не намерен выступать ни с какими протестами по поводу конкретно «региональности» русского языка: «Мы вначале дождемся решения, которое будет принято по нашему иску. Я думаю, это все сделано с одной целью: написать нам, что наш иск останется без рассмотрения, потому что вопрос уже решен. Это сделано, чтобы нас выбить из процесса», — считает она.
Как бы там ни было, глава облсовета Анатолий Близнюк уже заявил о том, что фактически в регионе после окончательного признания русского языка ничего не изменится: «Я не могу сказать, что сразу же после этого решения мы все будем разговаривать только на русском и не будем писать документы или говорить на украинском языке», — заявил он, комментируя эту ситуацию «Дню». По словам А. Близнюка, вопрос о статусе русского языка в Донбассе действительно является скорее политическим, и решение апелляционного суда только сняло эту политическую подоплеку.
Более того, по его словам, область сегодня делает все возможное для поддержки не русского, а прежде всего украинского языка. По его данным, 40% школьников Донетчины, поступивших в первый класс в последние годы, обучаются исключительно на украинском, и эта динамика уже сегодня позволяет прогнозировать: через 5 лет 90% школьников Донбасса будут учиться только на государственном языке. «И школьники, и их родители понимают, что полностью отказываться от украинского нельзя — мы живем в Украине, здесь украинский язык во всех сферах жизни. Какой же смысл в том, чтобы отказаться от его изучения? Школьник же даже элементарно не сможет сдать экзамены в вуз, полностью отказавшись от украинского в школе. Понятно ведь: никто не будет действовать себе во вред», — считает глава облсовета.
Впрочем, рассматривая проблему регионального статуса русского языка на Донетчине, следует учесть еще и такой нюанс: апелляционный суд оставил в силе лишь решение областного совета по этому вопросу, а вот аналогичное решение Донецкого городского совета пока что остается непризнанным. Более того, на практике просматриваются и явные разногласия между двумя ведомствами: если облсовет утверждает, что область будет заботиться и о русском, и об украинском языке одинаково, то горсовет выступает едва ли не с прямыми оскорблениями по отношению к государственному языку и заявляет о его… неконкурентоспособности. К примеру, по мнению секретаря совета Николая Левченко, «украинский — это язык фольклора»: «Это не язык науки. Он не умрет, на нем будут писать песни, рассказывать анекдоты, он станет фольклорным. А русский язык — язык науки, язык цивилизации», — заявил секретарь.
Более того, депутаты горсовета единодушно заявили еще и о своем намерении отстаивать не только региональный, но и государственный статус русского языка, обратившись по этому поводу к коллегам из западных областей Украины. В обращении сказано, что называть русский языком меньшинства — это абсурдно, и что столица Донбасса имеет право «требовать уважительного отношения к своей системе ценностей, к своей культуре и традициям, к родному для дончан русскому языку со стороны других, и в первую очередь западных регионов Украины».
Однако похоже, что все эти процессы будет иметь в Донецке еще более резонансные «судебные последствия». На этот раз в суд на Донецкий горсовет намерен подать глава ВО «Свобода» Олег Тягныбок, который протестует, в частности, против прямого обвинения представителей западных регионов в открытом пособничестве фашизму, содержащегося в упомянутом документе.
Более того, вполне вероятно, что с такой позицией горсовета не согласятся и сами жители города, которые в большинстве своем хоть и считают русский язык родным, однако не готовы за его счет унижать достоинство других языков и их носителей. В частности, многие донетчане уже заявили о том, что они обязательно выразят свой протест против такого уничижительного отношения к государственному языку, а мэрия, по их мнению, в результате таких слов только потеряет доверие своих же горожан.