Общеизвестно — более половины электроэнергии в Украине вырабатывается на атомных электростанциях, причем с самой низкой себестоимостью. И теоретически наша страна может иметь относительно недорогую электроэнергию, благодаря чему ее продукция на международных и внутреннем рынках может быть конкурентоспособной. Кроме того, сравнительно низкая атомная слагаемая украинского оптового энергорынка может обеспечивать граждан приемлемым электротарифом, что сегодня особенно актуально. Однако, похоже, у нового руководства НАЭК «Энергоатом» другие соображения.
На рассмотрение парламента вынесено предложение разрешить украинским генерирующим компаниям продавать электронергию непосредственно зарубежным контрагентам, минуя отечественный оптовый рынок. Естественно, законопроект имеет сопроводительную записку. По мнению ее авторов, новация обеспечит равные возможности доступа к рынку экспорта электроэнергии всем представителям украинской генерации. Но давайте подумаем, кто из украинских генерирующих компаний реально сможет экспортировать электроэнергию?
Сейчас монопольным экспортером украинского электричества является госпредприятие «Укринтерэнерго». Стоит отметить, что само оно электроэнергию не производит и является лишь посредником между ее украинскими производителями и зарубежными покупателями. Госкомпания покупает электроэнергию на оптовом рынке, куда ее продают все энергогенерирующие предприятия страны. Потом «Укринтерэнерго» подает электричество в Словакию, Польшу, Венгрию, Румынию, Беларусь, Россию и Молдову, поскольку у Украины имеется определенный профицит генерирующих мощностей. Кроме того, соответствующие компании имеют и резерв незадействованных мощностей. Так что, в случае принятия закона, все семь отечественных «генераторов» должны быть рады.
Но куда они будут продавать? В Европу на рынок электроэнергии пробиться сложно, если не сказать — практически невозможно. На это уйдут годы подготовительной работы. Да и технические возможности экспорта электроэнергии в западном направлении загружены до предела. Страны бывшего СССР? Возможно. Если только там станут покупать нашу дорогую электроэнергию... К тому же, чтобы наши незадействованные тепловые энергоблоки смогли производить электроэнергию на экспорт, их необходимо обеспечить топливом. Из-за высокой цены топлива газовые блоки сейчас загрузить проблемно. Что касается пылеугольных блоков, то с их загрузкой тоже не все так просто. Ведь в первую очередь, нужно удовлетворять потребности внутренних потребителей, а для того, чтобы дополнительно экспортировать электроэнергию, нужно иметь дополнительный объем сырья. Учитывая, что и на украинских генерирующих блоках, работающих на внутренний рынок, сейчас недопоставка угля не редкость, загрузить дополнительные мощности будет нелегко.
Так что выгода от «равного доступа» к экспорту просматривается только для «Энергоатома». Причем не только выгода — другие компании ни в силу технических, ни в силу экономических причин не смогут воспользоваться этой возможностью. А если кто-то будет утверждать, что теоретически в свободном экспорте электроэнергии может быть заинтересовано «Западэнерго», то это легко опровергнуть. Как известно, тепловая генерация, а именно этим занимается названная компания, является наиболее дорогой. Конкуренции с «Энергоатомом» ей не выдержать. В любом случае, если будет разрешен экспорт напрямую, то в первую очередь за границу потечет атомная электроэнергия, поскольку она вдвое дешевле, нежели электроэнергия, производимая на АЭС.
Полагаю, подробнее объяснять, кому выгодна так называемая либерализация системы экспорта электроэнергии в нашей стране, не стоит. Тепловая генерация от этого, понятно, ничего не выиграет. Как, кстати, и «Укринтерэнерго».
На последнем обстоятельстве стоит остановиться отдельно. Монополизм, как известно, чаще всего вреден. Особенно для покупателей. А вот продавцу-монополисту в таком качестве пребывать очень даже приятно. Но в нашем случае речь идет об «Укринтерэнерго», которое является государственным предприятием. То есть его доходы, за вычетом административных расходов, — это фактически и доходы нашей страны, ее бюджета. Скажите, пожалуйста, если от Украины будут продавать электроэнергию две компании, то покупатели будут иметь выбор — с кем иметь дело? Будут. Появится ли у них возможность торговаться? Безусловно. Что будет с ценой украинской «экспортной» электроэнергии в таком случае? Школьнику понятно — она будет падать. Что будет с доходами государственного бюджета? Снова угадали — будут уменьшаться. Особенно пикантным выглядит тот факт, что фактически конкурировать и таким образом снижать цену на экспортируемую из нашей страны электроэнергию будут две государственные структуры.
Понимает ли это руководство НАЭК «Энергоатом»? Не может не понимать. И тут всплывает версия о возможных договоренностях новых руководителей «Энергоатома» с их российскими партнерами (не вызывает сомнений, что именно энергодефицитная Россия готова покупать украинскую электроэнергию). Не они ли (эти договоренности) заставляют наших атомщиков лоббировать законопроекты, способные нанести вред отечественной экономике? России нужна дешевая электроэнергия, иначе ее там, в стране гигантских гидроэлектростанций, никто не купит. Но с такой ценой в Украине могут работать лишь атомные электростанции. Все ясно.
Непонятно одно — почему отечественные промышленные и бытовые потребители должны получать дорогую электроэнергию, выработанную на тепловых электростанциях, а наши соседи — дешевую атомную? Только потому, что у кого-то существуют закулисные договоренности? С точки зрения национальных интересов Украины это — не самый сильный аргумент.