Уже 23 года Евгений Герасимович руководит хоровой капеллой «Думка», которую в свое время возглавляли самые выдающиеся украинские хоровые дирижеры — Городовенко, Вериковский, Сорока, Муравский и другие. Но именно под руководством Е. Савчука «Думка» стала конкурентом хорам мирового уровня, каких в Европе не так уж и много. Сегодня работоспособность капеллы колоссальная. Только в прошлом году в Киеве «Думка» исполнила Missa Solemnis и IХ Симфонию Л. Бетховена, «Реквием» Дж. Верди, «Времена года» И. Гайдна, «Реквием» Шнитке и Credo Пендерецького и ряд концертов a cappella. В ее репертуаре почти все мировые шедевры для хора с оркестром — «Реквиемы», «Мессы» и другие известные произведения — от Баха, Вивальди, Моцарта, Бетховена, Брамса до Верди, Малера, Рахманинова и Стравинского, не минуя и украинских композиторов: «Бьют пороги» Лысенко, «Кавказ» Людкевича, Симфония № 3, «Бабий Яр», «Панихида» Станковича, оратория Сильвестрова «Думы мои» и «Реквием для Ларисы», «Испанские фрески» Дичко и много произведений a cappella.
Хоровой коллектив «Думка» успешно объехал Европу, выступая на больших сценах наиболее престижных концертных залов Польши, Австрии, Германии, Франции, Испании, Бельгии, Голландии, Италии, Швейцарии, Великобритании, США, Канады. За последние несколько лет «Думка» выпустила 12 компакт-дисков, которые пользуются большим спросом у слушателей.
— Евгений Герасимович, определенные круглые даты — это лишний предлог подбить итоги и задуматься, какие же основные достижения (или жизненные, или творческие) имели место в судьбе человека…
— Вы знаете, ничего не хочу подбивать… Юбилей — это словно впервые осознанный шок. Единственный вопрос: как же так быстро пробежали годы? А достижения… Каждому человеку свойственна неудовлетворенность. Объективно — мне как будто и не на что жаловаться, а по существу — только я знаю, как могло бы быть, что можно было бы изменить…
— Вы бы хотели что-то изменить в своей судьбе?
— Нет: ни в судьбе, ни в творчестве. Просто сейчас, имея опыт, есть возможность переосмыслить предыдущие просчеты и исправить их в дальнейшей работе.
— «Думка» недавно вернулась из очередных длительных гастролей. Расскажите, пожалуйста, где и как они проходили?
— В конце прошлого года наша капелла побывала во многих странах Европы, в том числе и на другом континенте — в Мексике (выступали в Мехико, Монтерее). За всю историю украинских хоровых коллективов там было всего три — хор Кошица, хор им. Веревки (и я тогда в 1970-те годы — с ним ), и сейчас — «Думка». В ноябре—декабре посетили много европейских стран: Швейцарию, Испанию, Португалию, Бельгию, Германию, Словакию, Венгрию, во Францию раза три заезжали …
— Это были совместные проекты с другими коллективами?
— Да. В проекте принимали участие Львовский симфонический оркестр, балет из Чехии, солисты из пражской и болгарской опер. Программа состояла из двух произведений — сценической кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана» и оперы Джузеппе Верди «Аида».
— В последнее время «Кармина Бурана» довольно популярна в Украине...
— Да, она и у нас несколько раз ставилась, преимущественно в филармонии и, как правило, выполнялась в концертном варианте. За границей это произведение еще более популярно. В упомянутом проекте акцент был сделан на авторском определении жанра произведения, в частности, на слове «театральная». Поэтому, участие принимали не только солисты и хор, но и балет, необычайные эффекты были найдены в световом оформлении, сценографии, даже пиротехника присутствовала… «Аида» Верди также имела обновленную интерпретацию, которая рассчитана на огромную арену и большое количество зрителей. У нас в стране таких залов нет. Даже Дворец спорта не рассчитан на такую массовость и такие спецэффекты. С этим же проектом в конце марта мы выезжаем в Арабские Эмираты, Грецию, Турцию…
— Жаль, что в Украине этот проект не будет показан… Отсюда и вопрос: чем вы вместе с капеллой порадуете наших отечественных слушателей?
— Планов много. Сейчас готовимся к первому исполнению литургических песнопений украинского композитора Михаила Шуха, продолжается большая работа над музыкой Александра Костина, будем принимать участие в концерте из произведений Евгения Станюковича. В июне планируется постановка «Реквиема» Джузеппе Верди — будет дирижировать выдающийся польский композитор Кшиштоф Пендерецкий…
— За дирижерским пультом господин Пендерецкий производит сильное впечатление...
— Да, хотя, на мой взгляд, он сначала — композитор, а потом уже дирижер. Но главное — он чрезвычайно глубокая личность и большой авторитет как среди композиторов, так и среди музыкантов. Художник- мыслитель. В последнее время он довольно часто гастролирует по Украине.
— Весной в Киеве готовится грандиозный творческий проект — исполнение Восьмой симфонии Густава Малера. «Думка» также будет принимать участие?
— Концерт состоится 29 мая в Национальной опере Украины. Хотя учредителями проекта являются руководство Филармонии, а также капеллы «Думка» (хоровой части). Мы уже исполняли это произведение под руководством Владимира Сиренко лет пять—семь тому назад, показывали его в Амстердаме с Нидерландским симфоническим оркестром в знаменитом концертном зале Концертгебау, а также в Дрездене — в огромном соборе Кройтцкирхе.
— В партитуре написано, что Восьмая симфония — произведение для тысячи исполнителей. Зал Национальной оперы выбран именно из- за огромного количества участников?
— Конечно, потому что в Национальной филармонии всех просто невозможно разместить. Ведь только хоров — четыре: три взрослых («Думка», хор Национальной радиокомпании под руководством Виктора Скоромного и хор «Крещатик» во главе с Ларисой Бухонской), а также Большой детский хор радио, которым руководит Татьяна Копилова. Кстати, не в каждой стране есть состав, который способен выполнить такое произведение. Поэтому, надеюсь, что наша публика сможет оценить данную акцию…
— Евгений Герасимович, вы работали во многих коллективах. Начинали с Театра оперетты, а нынче — исполняете оперы, симфонии, духовную музыку. Ваше отношение к разным жанрам одинаково позитивное или вы все-таки отдаете преимущество какому-то одному?
— Не могу сказать, что существуют целиком всеядные художники. Однако вынужден вас поправить. Первая запись в моей трудовой книжке — не театр оперетты. Я начинал ра ботать в детском хоре «Дзвiночок», которым сейчас руководит Рубен Толмачов. Это напоминало любительство и только подступы к серьезному творчеству. Потом было сотрудничество с хорами «трудовых резервов» (коллективов из профтехучилищ) — также получил определенный опыт. А далее уже была Оперетта. Могу сказать, что это — первая профессиональная деятельность. Даже доработался до главного хормейстера. После Оперетты я дирижировал хором им. Веревки. Много научился у Анатолия Авдиевского — и не только профессионализма, умению работать с народным матери алом, но и отношению к нашей, украинской, песне, высокого уважения к народному творчеству. Потом — шесть лет руководил мужской капеллой им. Ревуцкого…
— Итак, можно сказать, что работа сегодня с «Думкой» — это определенный итог…
— Да не хочу я никаких итогов!
— Тогда не итог, а синтез всех предыдущих жанров.
— С этим согласен. Ведь если бы не работал в разных хорах, такого бы результата и понимания искусства не было бы, потому что пришлось овладеть и театральной спецификой, и народным исполнением, и сугубо мужским, и детским… Теперь эта универсальность объединяется с опытом и мастерством.