Похоже, что обе стороны — Европейский Союз и Украина — остаются на своих позициях. Киев и дальше настаивает на том, чтобы в будущее соглашение была включена перспектива членства Украины в этом сообществе, пусть даже в виде такой позиции, как «политическая ассоциация». Брюссель и слышать не хочет о перспективе членства и говорит больше о важной роли Украины в новой политике добрососедства Европейского Союза. Именно такие выводы можно сделать после заседания «Украина — Тройка ЕС» на уровне министров иностранных дел, которое состоялось в минувший понедельник в Киеве. Следует отметить, что Тройка ЕС прибыла в Киев в усеченном формате. В Киев не приехал верховный представитель Евросоюза Хавьер Солана, которого отвлекли проблемы Косово. Буквально накануне этого заседания заболела еврокомиссар по вопросам внешней политики Бенита Ферреро-Вальднер. И поэтому Франк-Вальтерк Штайнмайера министра иностранных дел Германии (на фото), которая председательствует в ЕС, сопровождали генеральный директор Департамента по внешним связям Еврокомиссии Энеко Ландабуру и госсекретарь по европейским делам МИДа Португалии Мануэль Лобу Антунеш. Со стороны Украины в заседании «Украина — Тройка ЕС» принимал участие исполняющий обязанности министра иностранных дел Владимир Огрызко.
Участники этого заседания фактически были едины в мнении, что по результатам переговоров «Украина — Тройка ЕС» дан старт переговорным процессам между Украиной и ЕС относительно составления нового углубленного соглашения Украина—ЕС, мандат на проведение которых 22 января дал Совет министров ЕС. Президент Украины В. Ющенко своим указом утвердил состав украинской делегации для переговоров с Европейским Союзом по подготовке нового базового договора с Украиной. Делегацию возглавил заместитель министра иностранных дел Украины Андрей Веселовский. Важность начала таких переговоров отметил министр иностранных дел Германии Франк-Валтер Штайнмайер и премьер-министр Украины Виктор Янукович. Украинский премьер выразил надежду, что стороны отработают новое усиленное соглашение с Европейским Союзом, которое даст возможность пройти этот сложный путь европейской интеграции с максимальной скоростью.
Глава немецкого внешнеполитического ведомства сообщил, что Германия примет активное участие в начале переговоров по заключению нового соглашения Украина—ЕС, и первое заседание на рабочем уровне по этому вопросу состоится уже в начале марта. В то же время Штайнмайер отметил, что нынешние переговоры являются «прекрасной возможностью» наметить и определить приоритетные сферы дальнейшего сотрудничества Украины и Евросоюза. Среди них он, в частности, назвал экономический сектор, в том числе — создание зоны свободной торговли Украина—ЕС, сектор юстиции, отметил значение сотрудничества в сфере оборонной политики и политики безопасности. «Все эти вопросы станут в скором времени предметом детальных переговоров», — отметил немецкий политик.
Заместитель главы Секретариата Президента Александр Чалый выразил надежду, что переговорный процесс между Украиной и ЕС относительно составления нового базового соглашения Украина—ЕС будет завершен к концу этого года. В тоже время он сказал, что Украина несколько по иному видит главные элементы нового соглашения. «Нашей позицией на этой стадии переговорного процесса является политическая ассоциация с ЕС и нацелена на сотрудничество в области безопасности и обороны», — подчеркнул Чалый. В экономическом блоке нового соглашения, по словам А. Чалого, ключевым элементом будет создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС и усиление сотрудничества в отдельных секторах, в том числе — и в энергетическом секторе. Замглавы Секретариата Президента напомнил, что в мандате ЕС нет четкой позиции о перспективе членства Украины в ЕС. Вместе с тем, по словам А.Чалого, Президент исходит из того, что «в ходе переговорного процесса, который будет идти, удастся найти более компромиссные формулы, которые бы не закрывали двери Евросоюза для Украины и которые были бы четким маяком надежды в евроинтеграционном стремлении Украины».
Примечательно, что украинский премьер-министр также хотел услышать от делегации Тройки ЕС видение европейских перспектив Украины. «Для нас было бы важно услышать от вас видение европейских перспектив Украины и как они будут отображены в новом соглашении», — отметил В.Янукович. Премьер подчеркнул, что украинское общество, а также Президент, правительство и парламент едины в позиции о евроинтеграционных устремлениях страны. Янукович считает, что отсутствие четкой позиции Европейского Союза относительно европейских перспектив Украины во время выдачи мандата Советом ЕС на переговоры с Украиной «усилило разочарование граждан Украины».
В ответ на это Штайнмайер подчеркнул, что Украина «играет важную роль в новой политике добрососедства Европейского Союза». В то же время он отметил, что Украина и ЕС «не должны ставить друг другу чрезмерные требования и иметь чрезмерные ожидания». Глава МИД Германии также отметил, что Европейский Союз находится в процессе утверждения своей конституции. «Способность Европейского Союза развиваться и способность Европейского Союза расширяться — это взаимосвязанный процесс», — сказал он. Немецкий министр подчеркнул, что в сотрудничестве Украины и Евросоюза есть «реалистичная программа», которая ставит перед двумя сторонами ряд задач.
КОММЕНТАРИИ
Как эксперты оценивают результаты заседания «Украина — Тройка ЕС» в Киеве? Какие перспективы того, что Брюссель пойдет навстречу украинской стороне, которая хочет включить в будущее соглашение ключевые положения об политической ассоциации и экономической интеграции? Повлиял ли на результаты переговоров тот факт, что в Украине нет министра иностранных дел и продолжается борьба между Президентом и премьер-министром о полномочиях, в том числе — во внешней политике?
Аркадий МОШЕС, эксперт Финского института международных отношений:
— Оценка заседания «тройки» в Киеве является в целом осторожно позитивной. На позитивной стороне то, что процесс продолжается, что формальн ый запуск переговоров состоялся: назначены даты встреч на экспертном уровне. Бюрократическая инерция сохранена. Но, естественно, не может не настораживать тот факт, что «тройка» не прибыла в полном составе. Какие бы в данной ситуации ни были даны объяснения, трудно поверить в то, что на Балканах случилось что-то такое, что заставило господина Солану отменить визит в Украину. Скорее всего, это — дипломатическая хитрость, которая, безусловно, должна расцениваться как определенный настораживающий сигнал с точки зрения украинских позиций в этих переговорах. Если говорить о реакции Брюсселя на предложения Украины о политической ассоциации и экономической интеграции, думаю, в том, что касается экономической интеграции в средней и долгосрочной перспективе —никаких непреодолимых препятствий не существует. Все будет зависеть от процесса реформ в Украине. Быстро эти вещи не пойдут, и на этот счет европейская позиция была высказана достаточно четко. Но в любом случае здесь процесс будет продолжаться, и здесь я не вижу особых проблем. Что касается политической ассоциации, то этот термин является размытым. Под этим термином можно понимать как отношения политического союзничества, конечным результатом которых станет просто следование Украины в фарватере европейской политики, и солидарность Украины с позициями Европы. С точки зрения выбранного Украиной курса на вступление в Европейский Союз — это правильно. Но, конечно, все таки недостаточно. А другое значение этого понятия — это предоставление Украине тех отношений, которые имели страны Восточной и Центральной Европы в середине 1990-х годов. Но, на мой взгляд, пока европейская позиция изменений не претерпела. Поэтому я не испытываю излишнего оптимизма в данном вопросе, по крайней мере, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Безусловно, отсутствие министра иностранных дел Украины и борьба между Президентом и премьер-министром повлияло на результаты переговоров «тройки». Здесь двух мнений быть не может. Когда не понятно, кто будет отвечать за те шаги, о которых будут договариваться. Конечно, с точки зрения простой логики и здравого смысла имеет смысл не торопиться, и переговоры откладываются. В настоящий момент отсутствие назначенного и утвержденного министра, все разговоры о желании поменять или изменить Закон «Об основах внешней и внутренней политики», неопределенность в вопросе о прерогативах Президента с назначением министра иностранных дел — все эти вещи, безусловно, влияют на процесс принятия решений. Здесь существует большой риск, и Украина с чисто переговорной позиции, безусловно, теряет на пустом месте.
Александр СУШКО, директор Центра мира, конверсии и внешней политики Украины:
— Во время заседания «тройки» были достигнуты ожидаемые результаты. Фактически были приняты те решения, которые готовились к этой встрече. В частности, была установлена дата переговоров, как и предусматривалось. Никаких собственно прорывных или фундаментально новых решений не было принято. Но они не должны были быть принятыми в этих обстоятельствах. Важнее всего было официально дать старт новому переговорному процессу. Можно сказать, что Украина в этом смысле оказалась в несколько выигрышной позиции. Во- первых, аналогичные переговоры еще не начаты с Россией. Поэтому мы первыми ступаем на этот путь. Во-вторых, Евросоюз снял свое предыдущее требование относительно того, что переговоры могут начаться только после вступления Украины в ВТО. То есть решено, что они начнутся до решения всех формальных процедур. При этих политических условиях как в Украине, так и в Евросоюзе такие решения вполне логичны. Что касается политической ассоциации, то на самом деле это игра слов и наше видение. В официальном лексиконе такого понятия не существует. Есть ассоциированные отношения с ЕС и разная степень ассоциативных отношений. В том числе не обязательно они предусматривают перспективу членства. Но я понимаю, что речь идет о преференциальных политических отношениях. Не важно, как они будут называться. Я думаю, если соглашение, о котором идет речь, действительно станет шагом вперед в отношениях Украины и ЕС и предоставит необходимые механизмы и инструменты для продвижения этих отношений, то де-факто это уже будут отношения ассоциации. Это возможно в том случае, если мы достигнем позиций, которые будут прописаны в новом договоре. Что касается экономической интеграции, то эта терминология употребляется. Евросоюз, начиная с провозглашения политики соседства и Плана действий, не избегает термина «интеграция» относительно экономических отношений. Речь идет о постепенном включении Украины во внутренний рынок ЕС. Хотя официально это заседание называется «тройка» на уровне министров, основной целью была именно встреча с высшими должностными лицами: с Президентом и премьер-министром. При этих обстоятельствах министр иностранных дел не играет ключевой роли. Но когда еще должность министра занимал Тарасюк, то со стороны ЕС были сомнения относительно этого чиновника, поскольку не все органы власти Украины его признавали. После решения этой ситуации и назначения исполняющего обязанности министра, которого признают все, эта проблема отпала.