Церковь, не имевшая долгое время поддержки у государства, в последние годы стала еe получать. И получать с избытком. Эта ситуация больно ударила по государственным музеям, которые едва ли не насильно выселяются из бывших культовых сооружений и монастырских корпусов во многих городах. В этом легко убедиться, проследив за развитием конфликта между Национальным Киево- Печерским историко-культурным заповедником и церковной общиной «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра».
Украинская православная церковь (Московский патриархат) хочет как можно быстрее получить в своe распоряжение всю лавру. Но возникает множество вопросов. И главные из них — а есть ли острая необходимость в передаче всей Киево-Печерской лавры церковной общине? Выгодно ли это будет обществу? Не нанесeт ли это вреда музейному делу? Почему на территории лавры должны находиться Духовная академия и семинария, которых раньше никогда здесь не было?
В славянском мире лавра широко известна как один из самых древних православных монастырей. Она раскинулась на площади в 23 гектара и имеет 144 объекта, из которых 120 являются памятниками архитектуры и истории. Всего лишь 17% всех помещений находится в пользовании Заповедника, 41% у церковных организаций и 42% занимают другие арендаторы. Последние в своeм большинстве принадлежат к ведомствам Министерства культуры и туризма Украины.
КОРНИ КОНФЛИКТА
В связи с 1000-летним юбилеем принятия христианства на Руси постановлениями Совета Министров Украины в 1988—1990 годах Украинской православной церкви (экзархат Русской православной церкви) были переданы в безвозмездное пользование (и только в пользование. — Aвт. ) земельные участки, с постройками на Дальних и Ближних пещерах. При этом церковь согласилась закончить за счет собственных средств реставрационно- восстановительные работы, проводимые государственными организациями, и содержать впредь в нормальном состоянии памятники архитектуры и древние пещеры. Украинская православная церковь организовала на полученной территории новую церковную общину «Киево-Печерская Свято-Успенская лавра», которая в настоящее время считает себя правопреемницей старой лаврской общины, хотя никаких оснований на это она не имеет. Право на лавру заявила и Украинская православная церковь Киевского патриархата. Между разными конфессиями существует конфликт за владение древней святыней, в который оказался втянут и Национальный историко-культурный заповедник.
Заручившись поддержкой отдельных государственных чиновников, лаврские монахи в последние годы совершили ряд незаконных захватов музейных корпусов. Происходило всe это ночью, по чeтко спланированному сценарию и с благословения настоятеля монастыря. Забаррикадировавшись изнутри, церковные «рейдеры» в эти здания никого уже не впускали. Вызванная музейными работниками милиция восстановить законность даже и не пыталась.
В канун президентских выборов 2004 года в Украине значительно усилилась борьба между кандидатами за голоса избирателей. Вот здесь вспомнили снова о церкви, о еe влиянии на электорат. На обещания не скупились. Один «православный кандидат» пообещал передать всю территорию лавры Украинской православной церкви (МП), ну а второй — вероятно, культовые сооружения Национального заповедника «София Киевская» Украинской православной церкви (КП). Музейные комплексы, по сути, стали заложниками политической борьбы между претендентами на пост Президента Украины. Всe это способствовало разделению украинского народа не только по региональному и языковому признаку, но ещe и по религиозному. Лавре был приготовлен и дорогой подарок — огромный колокол, который привезeн и брошен на музейной территории возле Большой лаврской колокольни. Для музейных сотрудников это стало неожиданностью. Вероятно, он должен был подать свой глас в день инаугурации нового Президента. Кто дал разрешение на его ввоз, а тем более кто даст добро на его установку, до этих пор является загадкой. Так и стоит он одиноко на земле уже два года. Ждeт, вероятно, царь-пушку. Будем надеяться, что проблем с ней не возникнет, ведь кепка уже подарена.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ МУЗЕЮ?
С проигрышем одного «православного кандидата» в президентских выборах тактика лаврских монахов изменилась. Она стала выжидательной. С избранием же Виктора Януковича на пост премьер-министра Украины ситуация между Национальным заповедником и церковной общиной стала резко меняться в худшую сторону. 9 августа 2006 года митрополит Киевский Владимир подписал и направил на имя премьер- министра предложения наместника лавры архиепископа Павла по решению проблем функционирования Национального заповедника «Киево-Печерская лавра». Все эти предложения сводились к одному — ликвидации государственных музеев и передачи почти всей территории Верхней лавры, вместе с музейными коллекциями заповедника, в распоряжение монастыря. В ответ последовали робкие протесты ряда общественных организаций, отдельных народных депутатов и музейных работников. Однако это был всего лишь глас вопиющего в пустыне. Государственный аппарат, получив сверху нужное указание, будет работать, как это ни печально, в интересах церкви, а не музейных организаций.
Дальнейшие события только подтвердили предположения. 28 сентября состоялось заседание Киевсовета, на котором было рассмотрено и принято неожиданное решение о передаче трeх корпусов, находящихся в оперативном управлении Национального заповедника, в управление действующей церковной общины. До 1917 года в них находились гостиницы для богомольцев, а не келии, как было объявлено на заседании. Произошло это в канун 80-летнего юбилея Заповедника (29 сентября) и якобы по его просьбе. Такой себе подарок киевской власти государственному музею. Согласия последнего по вопросу передачи не было, как не было и его представителей на заседании. Но вопрос все же проголосован, хотя юридически Киевсовет не имел права это делать. На улице могут оказаться 154 сотрудника и научная библиотека Заповедника. Этому заседанию предшествовали атаки в прессе на музей, деятельность которого была подана в негативном виде.
А в ноябре сотрудники Национального заповедника узнали о новых предложениях наместника лавры архиепископа Павла, направленных также на имя премьер-министра В. Януковича. В них деятельность музейной организации названа «паразитической». И это при том, что только благодаря огромным усилиям музейных и научных работников города Киево-Печерская лавра была спасена от разрушения. Наместнику лавры это хорошо известно, но согласиться с этим он не хочет.
Массированная атака монастыря на музеи на этом не закончилась. Последовали выступления на радио и телевидении, обращения к Президенту Украины Виктору Ющенко и Московскому патриарху Алексию. Показательными стали так называемые «Дни Киево- Печерской лавры в Париже» и посещение офиса ЮНЕСКО митрополитом Владимиром. Ясное дело, без помощи государственных органов эти мероприятия не обошлись. Такую бы поддержку да музеям! Вот это было бы здорово! А с другой стороны, можно только приветствовать проведение таких дней православной церковью в католической стране, которая встретила делегацию очень доброжелательно, совершенно не так, как «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра» встретила Папу Римского в Киеве. Есть надежда, что наступит время, и христианство вновь станет единым. А начинать в этом деле нужно с себя, с объединения украинских церквей в единую, иначе мы вскоре будем иметь несколько одноимeнных культовых сооружений на одной улице, священники и прихожане которых будут враждовать между собой. Церковные деятели должны, в конце концов, осознать, что именно церковь разорвала в 1596 году Украину на части и продолжает еe разрывать ныне, на радость недоброжелателям.
Увы, в церкви происходят те же процессы, что и в обществе. Можно и дальше не замечать церковного бизнеса, но он существует реально и усиленно развивается. Отдельно от государства. В этом вероятно и скрыта главная проблема острой борьбы за помещения в лавре. В этом убеждаешься прочитав внимательно предложения наместника «Свято-Успенской Киево-Печерской лавры». В них хорошо просчитано, как много можно получить долларов за сдачу в аренду лаврских корпусов на верхней территории. И это ставится в упрeк Национальному заповеднику. Но государственные организации, арендующие помещения в лавре, могут заплатить ровно столько, сколько им выделят денег на это из государственного бюджета страны. Предлагая выселить музеи из лавры, а это практически равнозначно уничтожению музеев, архиепископ Павел не против того, чтобы оставить в ней технический персонал Национального заповедника и Государственную службу охраны национального культурного наследия. Как говорят, одним выстрелом убить сразу всех зайцев. То есть, возложив всю тяжесть сохранения памятников архитектуры и коммуникаций на государство, получать максимум доходов от эксплуатации всей лавры.
Постоянные заявления представителей монастыря о том, что они могут лучше сохранять архитектурные памятники, чем Заповедник, лишены оснований. Хозяйственная деятельность монахов на нижней территории это подтверждает. Доведение древних пещер до провалов, незаконное строительство в заповедной части, уничтожение живописи в Аннозачатьевской церкви и многие другие негативные явления должны были бы стать предметом серьeзного обсуждения органами охраны памятников. Однако… всe происходит наоборот. Государство напрямую стало финансировать ремонтные работы в монастыре, хотя это и запрещено законом. Религиозная организация, согласно типовому договору, утверждeнному постановлением Кабинета Министров Украины от 29 октября 2003 г. № 1699, обязана обеспечивать сохранность культовых сооружений и их текущий ремонт. В случае содержания памятников в ненадлежащем состоянии договор может быть расторгнут государственной организацией в одностороннем порядке. Однако такие меры применить на практике очень сложно, хотя, в некоторых случаях, и нужно.
Действия властей, которые не защищают интересы музеев, деморализуют их работников. Они теряют уверенность в своей необходимости и в завтрашнем дне. Да, возможно, не всe ими сделано для сохранения культурного наследия так, как хотелось бы, но на это есть и объективные причины. Сказать, что проблем в заповеднике нет, — было бы неправдой. Им практически утеряна функция охраны памятников и заповедной территории, переданных церковной общине, ведь законодательно не решены до конца многие вопросы совместного сосуществования на единой территории музея и церкви. Так получилось, что руководство Национального заповедника не имеет возможности в полной мере выполнять свои уставные положения. Это вина не только дирекции Заповедника, но и Министерства культуры и туризма, которое мало обращает внимания на деятельность данного музейного заведения. Указом Президента Украины от 13 марта 1996 года о предоставлении Киево-Печерскому заповеднику статуса Национального (п.2) было предусмотрено утверждение Кабинетом Министров персонального состава наблюдательного совета. Однако такой совет, который обязан был бы контролировать действия генерального директора и помогать ему в деле сохранения уникального архитектурного ансамбля и правильного его использования, не действует и сейчас.
Последние дни кто-то упорно распускает слухи о подготовке постановления Кабинета Министров о закрытии Национального заповедника и всех музеев на территории Киево-Печерской лавры и передаче еe полностью церковной общине.
Хочется надеяться, что здравый смысл всe-таки победит, ведь цель у всех нас должна быть одна — сохранить для будущих поколений уникальный ансамбль Киево-Печерской лавры. И это возможно. А для этого необходима реорганизация Заповедника, отселение большей части арендаторов, реставрация памятников и подземных коммуникаций, утверждение концепции дальнейшего развития музейного комплекса на единой территории с действующей церковной общиной, развeртывание новой сети собственных выставок и музеев.
Национальный заповедник должен быть сохранeн! Это в интересах всего украинского общества. Именно оно может, и обязано, обеспечить сохранность всего архитектурного комплекса древней Киево-Печерской лавры, включeнной в списки мирового культурного наследия ЮНЕСКО, при полной поддержке государства и церкви.