Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Жизнь, отданная Христу и Украине

К 125-летию со дня рождения Ивана Огиенко
19 января, 2007 - 00:00
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ТРУДА И. ОГИЕНКО, ИЗДАННОГО В КАНАДЕ / ИВАН ОГИЕНКО. ФОТО 1948 г.

Творческое наследие Ивана Огиенко (митрополит Илларион, 14.01.1882— 29.03.1972) — это действительно неисчерпаемый духовный мир, всю глубину и богатство которого мы, возможно, даже и не начали еще постигать. Всемирно известный ученый-филолог, политический, общественный и церковный деятель, историк, педагог, Огиенко прожил долгую, уникально насыщенную жизнь, жизнь, которая вся — до последнего вздоха — было отдана высокой цели: утверждению свободной, независимой, соборной Украины и, в то же время, укреплению бессмертных духовных основ национального украинского православия. Именно сейчас, когда на наших глазах происходит (и усиливается!) политически мотивированное наступление на фундаментальные основы украинской государственности под лозунгами «защиты исконных ценностей православия» (с ощутимым имперско-московским «акцентом» и при существенной поддержке очень влиятельных церковных и внецерковных кругов из Белокаменной!) — именно сейчас научные работы Ивана Огиенко, как и пример всей его подвижнической жизни, являются воистину актуальными.

Огиенко написал столько, что, без преувеличения, и многих десятков статей не хватит для того, чтобы даже бегло рассказать о его достижениях как ученого. Поэтому мы сейчас сознательно ограничим предмет нашего разговора только двумя трудами выдающегося ученого: «Українська церква» (1942) и «Дохристиянські вірування українського народу» (1965), надеясь, что вдумчивый читатель сможет и из этих — пусть не самых больших по объему — произведений Ивана Огиенко составить определенное представление о его мировоззрении, также — и о масштабе им сделанного. Но есть необходимость сначала хотя бы кратко рассказать о жизненном пути этого выдающегося человека.

Родился Иван Иванович Огиенко в селянской семье в небольшом городке Брусилов на Житомирщине. Закончив Киевский университет, молодой ученый избрал своей научной специальностью изучение древней украинской литературы и истории украинского языка, и вскоре уже стал профессором этого университета. Огиенко принимал активнейшее участие в национально-освободительной борьбе 1918—1922 гг. В 1918— 1920 гг. он был ректором Каменец-Подольского государственного украинского университета, а в 1919 году — министром народного образования в правительстве Украинской Народной Республики.

Украинская национальная революция потерпела поражение, и Огиенко разделил судьбу многих наших выдающихся соотечественников, которые вынужденно оставили Родину. В 1920 году он поселяется в Польше (вблизи Кракова), ведет активную научную и просветительскую деятельность, в частности, в 1926—1932 гг. был профессором Варшавского университета. С 1940 года Иван Огиенко — православный архиепископ Холмщины и Подляшья, с 1944-го — Холмско-Подляшский митрополит. В 1944— 1947 гг. митрополит Илларион — Иван Огиенко — живет в швейцарском городе Лозанне, а с 1947 года и до конца жизни — в Канаде, где он был избран первоиерархом тамошней Украинской православной церкви. Подвигом всей жизни Огиенко стала его настойчивая, более чем 30-летняя работа над совершенным украинским переводом Святого Письма, завершенная в 1962 году. Такие произведения ученого, как «Українська культура» (1918), «Історія українського друкарства» (1924), «Костянтин і Мефодій. Їх життя і діяльність» (1927—1928 гг.), «Повстання азбуки і літературної мови у слов’ян» (1937), «Візантія і Україна» (1954), «Слово о полку Ігоревім» (1967) и десятки других книг получили широкое международное признание и переведены на многие языки мира. К сожалению, еще и до сих пор нельзя утверждать, что интеллектуальное и духовное наследие митрополита Иллариона должным образом оценено в Украине... * * *

Итак, речь у нас пойдет об Огиенко — историке украинского христианства и народных дохристианских верований. В двух книгах выдающегося ученого, о которых мы уже вспоминали ранее, освещен огромный комплекс проблем зарождения и развития украинского христианства в контексте всей национальной истории; остановимся на нескольких, наиболее актуальных из них.

Во-первых, Огиенко однозначно положительно отвечает на вопрос: было ли в Украине христианство в доисторические времена, т.е. в период до возникновения в Украине организованного государства (VIII—IX)? «Все то, что имеем, красноречиво свидетельствует нам, что христианство появилось в Украине в большей или меньшей мере очень рано, наверное, еще где-то в апостольское время, — пишет ученый, — и держалось здесь в малом числе вплоть до официального крещения украинского народа во времена князя Владимира... Ведь мы не жили за какой-то каменной стеной, мы же сходились тогда с различными западными народами, которые издавна были уже христианами, — не могла ли зайти к нам вера Христова и значительно раньше Владимира?».

Далее. Автор «Української церкви» указывает на тесную связь между распространением христианства и прогрессом культуры (в самом широком понимании этого слова), в частности, на примере одного из самых больших восточнославянских племен — полян. «Сношения с греческими колониями и их христианство, — отмечает Огиенко, — имели большое влияние на наших полян и скоро сделали то, что они стали самыми культурными среди всех украинских племен. В то время, когда другие славяне «живяху зверинським образом, живуще скотськи», в то время наши поляне «своих отець обычай имуть кроток и тих, и стыденье к снохам своим и к сестрам, к матерям и к родителям своим, к свекровем и к деверем велико стыденье имеху»; был у полян уже тогда вполне культурный способ брака, чего не знали другие славянские племена. Все это, конечно, можно приписать только культурному влиянию греческих колоний, резюмирует наш ученый и подчеркивает: «Можно думать, что то христианство, которое привилось на нашей украинской земле, может, еще в век апостольский, это христианство уже никогда потом не исчезало с нашей земли. Конечно, его знали только отдельные семьи, а может, только отдельные люди; большого распространения оно не могло иметь».

Следующий тезис митрополита Иллариона: Украинская церковь, и именно она, является «церковью Первозванной», приоритетной в распространении христианского вероучения на всех восточнославянских территориях. Потому что, отмечает он, «Киеву, вообще Украине выпала величественная историческая роль окрестить все северные земли государства Владимира и Ярослава, то есть те земли, которые составили позже Московское княжество. Эту историческую роль Украины, конечно, недооценивают или совсем замалчивают русские историки; но мы не можем не обратить внимания на то, что мир новой веры Христовой пошел на север от Киева, с Украины, и Церковь Украинская, Церковь Первозванная — потому что основал ее еще апостол Андрей Первозванный, — по праву должна называться матерью Церкви Московской. Как я выше говорил, в списках первых святых московских краев много украинцев». Стоит ли и говорить, насколько остро и злободневно звучат эти слова Огиенко в наши дни, когда московские «собиратели земель» цинично используют подконтрольную себе Православную церковь как орудие в своей антиукраинской «игре»!

Следует добавить, что Иван Огиенко приводит убедительные аргументы, доказывая, что невозможно переоценить то влияние, которое оказывала Украинская церковь на свою северную соседку. Он пишет: «Влияние наше на Московскую, позднее Русскую, Церковь было огромно не только во времена совместной жизни Х—XIV веков, но особенно в XVI—XVIII веках, когда собственно украинское духовенство своей головой и своими руками создавало новую московско- русскую культуру. Богословские книги с Украины все время шли в Москву, где, соответственно переделанные, оставались на долгие времена. Московская Библия 1663 г. — это только перепечатка Библии Острожской. Украинские служебники, требники и другие книги так же стали основой церковной жизни в Московии. Украинский Катехизис 1645 г. стал на Москве основой веры вплоть до 1867 г., то есть до появления Катехизиса митрополита Филарета. Вообще нет такого участка церковной московской жизни, где бы не сказалось сильное украинское влияние. Упомяну здесь, что реформы патриарха Никона и царя Петра I делали главным образом духовные украинцы».

Будучи истинным православным христианином, Иван Иванович Огиенко (в этом и состоит высокая научная ценность его исследовательского наследия) всегда стремился оставаться объективным в своем историческом анализе развития религии в Украине и соответствующих выводах; в частности, он обращал особое внимание читателей на колоссальное количество репрессий, насилия и крови, которые в свое время сопровождали «христианизацию» Украины. Еще одно яркое свидетельство непредубежденности выдающегося историка — его отношение к язычеству, чему, собственно, и посвящена работа «Дохристиянські вірування українського народу» (Виннипег, 1965). Приведем даже некоторые, наиболее существенные мысли Огиенко.

И в Украине, и в христианской Европе в целом, утверждает митрополит Илларион, «с ходом веков возник так называемый синкретизм, правильнее — двоеверие: сочетание дохристианской веры данного народа с Верой Новой, Христианством. И это двоеверие господствует и сегодня в мире, где сильнее, а где меньше, но оно таки господствует у всех народов мира». Основой же всех древних верований, в частности, украинских, по оценке Огиенко, являются «три элемента: анимитизм — оживление всего, что есть в природе; анимизм — одухотворение природы и антропоморфизм — очеловечивание... Это видим во всей жизни и во всех верованиях древнего человека, потому что все: солнце, звезды, месяц, огонь, вода, растения, звери, камни, деревья, ветер, зелье и др. — все это живое. Имеет свою душу, человекоподобно. Для примера вспомните наше «Слово о полку Игореві», памятник 1187 года, из которого видим, что мировоззрение его автора было чисто анимистическое, — вся природа в «Слові» живая, горю человека здесь сочувствуют и цветы, и деревья, и птицы, и человек здесь говорит с природой, как с живым существом, сравните плач-причитание Ярославны...». * * *

Все это — только капля в море огромного наследия митрополита Иллариона. Тщательно изучайте его, и тогда лучше постигнем духовную Украину и свое место в ней.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ