Отставленный «бело-голубым» Кабмином, экс-руководитель «Укрзализныци» Василий Гладких вернулся в родные пенаты с полномочиями межгосударственного масштаба наперевес. Он назначен представителем российского железнодорожного ведомства в Украине, и теперь работает в Киеве как бы послом РЖД, их глазами и ушами, а может быть, даже стрелками и семафорами...
А не в том ли дело, что у страха (перед бывшим шэфом украинских железнодорожников) глаза велики? Может, это наша отечественная «меншовартістність» так проявляется? И кажется, что «рука» Москвы этим назначеним уже наложила лапу, а точнее, свое великодержавное вето на приватизацию украинских железных дорог... Перекрестимся. Однако, как говорится, нет дыма без огня. ОАО «Российские железные дороги» имеет всего одного акционера — российское государство. А глава РЖД Владимир Якунин, «устроивший» Гладких на это место, — один из влиятельнейших людей в окружении Владимира Путина. Таким образом, российско-украинскими взаимоотношениями на украинских колеях озабочены, видимо, в высших эшелонах российской власти. Какой бы влиятельной и стратегически союзной ни была Россия, она не хочет иметь неприятных неожиданностей при пересечении ее грузами украинской территории: объемы транзита слишком велики, и любые ценовые колебания грозят гигантскими потерями.
Интересно, что эту свою озабоченность россияне не возложили на плечи правящей в Украине коалиции. Ведь ничего не стоило найти подходящего железнодорожного профессионала в кадровом резерве Партии регионов, что, безусловно, упрочило бы сотрудничество двух правительств. Не проявили надлежащего уважения. Причину этого новоиспеченный проводник московских железнодорожных и прочих интересов озвучил следующим образом: «Ее (железную дорогу) нужно акционировать, но ни в коем случае, когда наступит первый этап приватизации, нельзя отдавать коммерческим кланам. Потому что сейчас — это видно по назначениям — за железной дорогой стоят определенные кланы. Они только и ждут, чтобы поделить монополию».
Похоже, Москва, устами своего постпреда на «железке» более чем прозрачно намекает на то, что нужно дружить искренне и не ставить под сомнение незыблемость интересов партнера. А украинская «приватизация по интересам», точнее, ее легко прогнозируемые результаты — шаг явно недружественный. Поэтому за нами теперь присмотрит Василий Гладких, у которого, несмотря на внешнее сходство, почти как у клона, никогда не возникало общего языка с бизнесменами, близкими к Партии регионов.
Напомним, Гладких был отправлен в отставку 11 августа 2006 года. Но вряд ли за то, что работая в должности генерального директора «Укрзализныци», он, как считают эксперты отрасли, активно противостоял приватизационным процессам на украинских железных дорогах и разрабатывал план реформирования с использованием российского опыта. А скорее всего, потому, что возглавляемая им довольно странная партия «Єдність», во многом повторявшая программные подходы регионалов, тем не менее, как кое-кто говорит, умудрилась отобрать у них в общем то довольно мизерное количество железнодорожных голосов, гипотетически использовав для этого какое-то, может быть, и не такое уж малое, количество денег (последнее, впрочем, никем не доказано и мы этим слухам совершенно не склонны доверять). Увольнение Гладких — пример того, как правящий кабинет, подобно унтер-офицерской вдове, высек сам себя. Из Гладких в должности гендиректора в общем-то при новых полномочиях правительства можно было не то что веревки вить, но и рельсы лить. А вот в должности российского железнодорожного посла он превращается в крепкий, почти самостоятельный орешек. Ведь с российскими железными дорогами нам также нельзя не считаться. Так что на некоторых бизнес-планах, связанных с «Укрзализныцей», теперь придется поставить крест.