«Хотим выразить художникам, влюбленным в Подолье, свою благодарность за буйство красок, за воспоминания о лете, за хорошее настроение, за позитивные эмоции, за энергетику! Мы получили хорошие впечатления, которые заберем во Львов!..», — написали молодые львовяне (всего двенадцать подписей) в книге отзывов после посещения художественной выставки «Поташня — чарунка Поділля» (феномен украинского села), успешно прошедшей в Национальном музее Тараса Шевченко в Киеве. «Спасибо за незабываемое мгновение увиденного, — это отзыв Оксаны и Алексея Мусиенко. — Прекрасное сочетание человека и природы... Особая благодарность за теплые и яркие цвета надежды. За то, что показали, что кроме будничного города еще есть украинское село с его правдивой историей и культурой...» А студенты Киевского национального торгово-экономического университета резюмировали: «Даже удивительно, как художники, отображая одно село, изобразили всю самобытную живую культуру Украины...»
Сейчас эта серия работ находится в мастерских двух художников — Владимира ГАРБУЗА и Василия КОРЧИНСКОГО. Картины развешены плотно одна к другой — смотришь, и открывается удивительная панорама подольского села Поташня. Вот спелые красные яблоки в глубоком вечере. «Для меня эта развесистая и плодоносная яблоня ассоциируется с детством, — вспоминает Василий Корчинский. — В моем селе под этим деревом стояла развалившаяся кровать, и я любил там спать летом. О, как там сладко спалось!». Вон там старые поникшие избы, украшенные мальвами. А вот бескрайние поля простираются за самый горизонт.
«Автор и куратор проекта «Поташня — чарунка Поділля» Прокоп КОЛИСНЫК, — рассказывает один из его участников Олесь СОЛОВЕЙ. (Кроме упомянутых художников в нем также принимали участие Левко ВОЕДИЛО, Александр ХАРВАТ, Иван САЛЕВИЧ, Игорь ЮРЬЄВ, Николай БОДНАР. — Ред. ). Он известный живописец. Живет в словацком городке Пряшив, где преподает в местном университете. Он несколько раз в год приезжает в Украину и обязательно заезжает в Поташню Бершадского района Винницкой области, откуда родом. Ему очень больно от того, что украинское село в упадке: закрыты клубы и библиотеки, а книжные магазины превращены в забегаловки. Молодые спиваются, старшие умирают. Три года назад Прокоп Колиснык, подняв архивные материалы, выяснил, что его родному селу исполняется триста лет. И у него возникла идея: бывший панский дворец, стоявший заброшенным, превратить в музей истории села. А также создать в нем картинную галерею. И начать решил с пленэра — пригласить художников, которые будут впитывать и передавать энергетику села, а также сами в некоторой степени станут носителями информации. Для этого он заручился поддержкой председателя сельской агрофирмы Валерия Фалилеева, увидевшего в Прокопе патриота и человека дела. Прокоп Колиснык часто шутит, мол, зачем нам Париж? Ведь Поташня — это Париж. У каждого в сердце своя Поташня. Карипиши на Киевщине — у Владимира Гарбуза, Вовчок на Винничине — у Василия Корчинского, Ярешки на Житомирщине — у меня. У каждого есть те источники, к которым он возвращается».
Итак, начали с пленэра. По описаниям художников, где-то в тридцати километрах от Поташни протекает Южный Буг. Само село с трех сторон окружено дубовыми лесами. Очевидно, это и отразилось на архитектуре: ворота, калитки, ограждения, перелазы настолько архаизированы (четырехсторонние столбы, по периметру отделанные венцами), что даже напоминают формы времен Киевской Руси. А какие там живописные овраги, сады и поля! Только бери и зарисовывай. Участники проекта вспоминают, что когда работали в пленэре, к ним приходили люди — угощали медом, хлебом, мясом, помидорами, сливами... Попотчевавши, внимательно смотрели, как те работают. Сначала удивлялись, мол, как можно с раннего утра и до позднего вечера рисовать, когда нужно работать на огороде или заниматься хозяйством, а потом восхищались. Сельские жители рационально подходят к труду, ведь они привязаны к земле. «Когда я впервые туда приехал, — вспоминает Василий Корчинский, — вышел в шесть утра рисовать старые вербы. Подходит бабушка, взглянула на этюд, после этого перевела взгляд на меня и говорит: «А вы у нас еще не были». Это свидетельствует о том, что они наблюдают и помнят, кто у них был в прошлые годы, и что это для них интересно.
После завершения каждого пленэра в сельской картинной галерее, вместе с музеем расположившейся в отремонтированном панском дворце, уже три года подряд проходит выставка новых работ. На ее открытие съезжаются поэты Василий Герасимьюк и Игорь Римарук, композитор Александр Смык, скульптор Иван Салевич, кобзарь Тарас Силенко, резчик Валерий Бондар, дуэт «Писанка»... Пополняется экспонатами и музей истории села. Люди приносят туда предметы декоративно-прикладного искусства, используемые еще 30—40 лет назад, в то время как в других селах ковры, керамику, иконы выбрасывают или отдают даром. Кстати, этот сельский музей значительно богаче, чем районный, из-за этого, с точки зрения Владимира Гарбуза, его юридически и не регистрируют.
«Село Поташня еще живет, хотя его тоже могут ожидать очень нелегкие времена, — говорит Василий Корчинский. — Например, в селе Лисныче на Винничине в прошлом году умерло шестьдесят человек, а родилось четверо, это показатель. Там уже есть покинутые хаты с забитыми окнами. Так больно становится от мысли, что целый пласт культуры может быть потерян. Поэтому и хочется работать для того, чтобы это все зафиксировать».
Фактически благодаря усилиям неравнодушных людей, в том числе и самих сельских жителей, Поташня стала живым центром культуры. Василий Корчинский метко заметил, мол, каждому украинскому селу бы такого Прокопа...