Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Россия злоупотребляет своим энергетическим влиянием

18 декабря, 2006 - 19:51
МОЛОДЕЖНОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ АНТИФАШИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «НАШИ» ОРГАНИЗОВАЛО В МОСКВЕ «МАРШ ДЕДОВ МОРОЗОВ» В ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ МАРШУ ПРАВЫХ СИЛ / ФОТО РЕЙТЕР

Россия постоянно злоупотребляет своим энергетическим влиянием. В этом нет ничего хорошего ни для ее граждан, ни для соседних стран, ни для всего мира.

Уже десять с лишним лет Royal Dutch Shell вместе со своими японскими партнерами. Mitsui и Mitsubishi пытаются наладить добычу нефти и газа в морях у острова Сахалин, на российском Дальнем Востоке. В ходе осуществления проекта они столкнулись с протестами экологов; его стоимость возросла вдвое, достигнув 20 миллиардов долларов, а срок завершения пришлось перенести. Но сегодня все уже почти готово к началу добычи. Казалось бы, сейчас, когда цены на нефть и газ высоки, а прибыль уже не за горами, три корпорации ни за что бы не согласились поступиться частью активов проекта. Тем не менее, именно так они поступили на прошлой неделе, предложив продать большую часть акций фирмы, осуществляющей проект, российскому государственному газовому гиганту — «Газпрому».

Кремлевские хозяева «Газпрома» не делают тайны из своего стремления сделать так, чтобы крупные энергетические проекты, так сказать, «не уходили на сторону». Российские чиновники одолевают участников консорциума угрозами жестких санкций за незначительные экологические нарушения. Судя по всему, акционеры, помня о судьбе «ЮКОСа» — крупной российской нефтяной компании, которую довели до банкротства чересчур рьяные налоговые инспекторы, поняли: «Газпром», как говаривал дон Корлеоне, делает им предложение, от которого они не смогут отказаться.

ЗАПУГИВАНИЕ СОСЕДЕЙ

В энергетической сфере путинская Россия часто «играет не по правилам» — несмотря на все заявления Москвы о том, какой она надежный партнер. Помимо разгрома «ЮКОСа», она шантажирует соседние страны угрозами перекрыть поставки нефти и газа. В этом году, когда Литва осмелилась продать свой нефтеперерабатывающий завод не российской, а польской фирме, на трубопроводе, по которому это предприятие снабжается российским сырьем, возникли загадочные «технические неполадки». Прошлой зимой «Газпром» из-за ценового спора с Украиной прервал газовые поставки в эту страну — судя по всему, намереваясь запугать ее новое прозападное правительство. Этот эпизод напугал всю Европу: 25% потребляемого газа она получает от «Газпрома». А теперь в зависимость от него попадает и Япония, куда будет поставляться большая часть «голубого топлива», добываемого на Сахалине.

Конечно, не только российское правительство пытается увеличить поступления в казну в условиях роста цен на нефть и газ: британские власти, к примеру, недавно повысили налог на добычу энергоносителей в Северном море. Кроме того, у России есть немало стимулов для изменения правил игры: в 1990-е, не имея денег для разработки месторождений своими силами и пытаясь любыми средствами привлечь иностранные инвестиции, она предоставляла чрезвычайно выгодные условия участникам энергетических проектов вроде сахалинского. Однако ее грубая тактика может оказаться контрпродуктивной. В следующий раз, когда цены на энергоносители упадут и казна опустеет, ей, возможно, придется идти на еще большие уступки, чтобы вернуть в страну иностранные нефтяные компании. Кроме того, Россия рискует отпугнуть всех зарубежных инвесторов — да и потенциальных покупателей ее нефти и газа.

Более того, Россия по-прежнему нуждается в технологиях и знаниях иностранных компаний. «Газпром» и его «коллега» из нефтяной отрасли — государственная компания «Роснефть» — не в состоянии увеличить добычу иным способом, кроме скупки по дешевке активов других фирм. Поэтому стремление российского государства разрабатывать нефтегазовые ресурсы страны самостоятельно не сулит ничего хорошего не только акционерам Shell, Mitsubishi и Mitsui. Пострадают и простые россияне — ведь в противном случае экспортные поступления в казну, а значит, и их доходы были бы выше.

Чем объясняется столь контрпродуктивная политика? Прежде всего тем, что г-н Путин рассматривает энергоресурсы страны как орудие восстановления былого величия СССР. России уже не надо обивать пороги западных столиц с протянутой рукой, как это было в ельцинские годы. Теперь она снова может диктовать свои условия — и не в последнюю очередь соседним постсоветским государствам, с «потерей» которых многие в Москве так и не смирились. Если какая-нибудь из этих стран начинает сближаться с Западом и уж тем более выражает желание присоединиться к таким международным «клубам», как НАТО или ЕС, Россия реагирует на это с крайним раздражением — как, например, в этом году, когда она ввела торговое эмбарго против Грузии и Молдовы.

ИЗ РОССИИ С ПОЛОНИЕМ

Использование г-ном Путиным энергоносителей в качестве политического оружия — лишь одно из проявлений напористости Москвы, которая сегодня уже, похоже, граничит с гангстеризмом. Нагляднейшим примером в этом отношении стало недавнее убийства в Лондоне бывшего российского агента Александра Литвиненко. Неясно, действительно ли приказ об этом исходил из Кремля, но уже сам факт, что такое считают возможным, — весьма красноречивое свидетельство о внутриполитической ситуации в России. В условиях, когда парламент лишился большинства реальных полномочий, телевидение поставлено под контроль государства, свободной прессе затыкают рот, а регионы, обладавшие прежде немалой свободой действий, связаны по рукам и ногам, президент и его администрация приобрели неимоверное влияние. Именно Кремль все чаще решает вопрос о том, кто должен руководить российскими компаниями и финансовыми структурами. Очередные президентские выборы должны состояться в 2008 г., но победит на них скорее всего преемник, подобранный г- ном Путиным.

Этот авторитарный стиль управления, как и «бряцание» энергетическим оружием, отчасти обусловлен слабостью, а не силой. Российская армия охвачена хаосом, население страны сокращается, а ее экономика попала в опасную зависимость от сырьевых отраслей. Именно поэтому г н Путин так старается сосредоточить в своих руках всю власть; по той же причине он считает столь важным сохранить за Россией место в мировом «президиуме» — не только в Совете Безопасности ООН, но и в составе «большой восьмерки» богатых стран.

Если Россия и дальше будет двигаться в этом направлении — и особенно если г-н Путин изменит конституцию, чтобы остаться у власти на третий срок, она не заслуживает членства в «восьмерке». Следует также отметить, что сами россияне, их соседи, которых Москва третирует, и акционеры сахалинского проекта — не единственные, кто может пострадать от подобных злоупотреблений в руководстве российской экономикой и политическим процессом. Упорное стремление российского государства самостоятельно заниматься разработкой нефтегазовых ресурсов чревато весьма негативными последствиями для подавляющего большинства потребителей топлива и электроэнергии по всему миру.

В начале нынешнего десятилетия рост поставок нефти и газа на мировой рынок обеспечивался в основном за счет увеличения добычи в странах бывшего СССР. Однако после начала кампании г-на Путина за контроль над российскими энергоресурсами рост добычи замедлился — причем именно в тот момент, когда спрос на энергоносители в Китае резко увеличился. Результатом стало нынешнее повышение цен на нефть и газ. Учитывая, что на Западе месторождения энергоносителей истощаются, а участники Организации стран-экспортеров нефти не желают наращивать добычу, Россия — единственное государство, которое может обеспечить рост предложения на мировом нефтяном рынке; если, конечно, г-н Путин откажется от нынешних грубых методов.

The Economist, 14 декабря 2006, перевод ИноСМИ.Ru
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ