Фестиваль нового грузинского кино, ныне завершающийся в кинотеатре «Жовтень», проводится у нас уже второй год. Нынешняя программа еще более обширна: украинскому зрителю хотят показать все лучшее и из настоящего, и из прошлого.
Прошлое представлено просто великолепно: знаменитой трилогией Тенгиза Абуладзе, фильмами-притчами «Древо желания», «Мольба» и «Покаяние». А в основной программе фестиваля солидная подборка короткометражек, в которых грузины были всегда сильны, дополняется заметными полными метрами. Среди последних особо стоит отметить 60- минутный «Мой самолет» (2006). Его режиссер, Георгий Мгеладзе, в свое время потряс Киевский кинофестиваль «Молодость» своей короткометражкой «Нет, друг», за которую был отмечен гран-при. В «Самолете» он рассказывает про четырех молодых друзей, которые вынуждены выбирать свою судьбу во время войны 1990-х. Один из них решает стать монахом, другие два едут на предопределенную войну, а главным героем становится Тито, который отправляется через Амстердам в Антверпен в поисках девушки, которую когда-то любил, а может, любит и поныне. Фильм снят минимальными средствами — говорят, из-за возникших трудностей режиссер доснимал картину своим мобильным телефоном. В любом случае вышла достаточно простая и трогательная история, воплощенная в форме псевдодокументального репортажа.
«Прогулка в Карабах» (2005 г., режиссер — Леван Тутберидзе), получившая в прошлом году гран-при фестиваля «Киношок», также является фильмом-путешествием. Вновь тот же Тбилиси начала девяностых, и герои вновь молоды и неприкаянны. Отправившись в Айзербайджан за наркотиками, Гио (Леван Доборджинидзе) и Гоглико (Миша Месхи — он сыграл главную роль в сенсационном франко-грузинском триллере «Тринадцать») оказываются в Карабахе, в самом сердце конфликта между Арменией и Азербайджаном. Но «Прогулка…» — не криминальная драма, и даже не история о людях на войне. Скорее, это своего рода роман воспитания или взросления. Гио в экстремальной ситуации плена находит равновесие в первую очередь внутри себя…
В «Тбилиси, Тбилиси» (Леван Закарейшвили, 2005 г.) главного героя — молодого режиссера — просят сделать фильм о красивом и радушном Тбилиси, но у героя выходит совсем другое кино. О некогда любимом городе, где все вдруг стало чужим. О жестокости улиц. О беженцах. О детях, потерявших родителей и живущих в вагонах. О профессорах, вынужденных торговать маргарином на рынке, а в свои диссертации заворачивать семечки. При всем драматизме и депрессивности этот фильм является одним из интереснейших в программе фестиваля. Равно как «Реверс» (Дито Цинцадзе, 2006 г.), действие в котором начинается вполне тривиально, — в типичной квартире в Тбилиси четверо парней играют в покер — превращается в настоящую фантасмагорию со вторжением мира фантазий в привычную реальность.
Что до короткометражек, то они столь же разнообразны, насколько различны таланты режиссеров их снявших. Изобретательно сделана комедия «Два Хевсура» (Заза Колелишвили, 13 мин., 2006 г.) — стилизованная под немое кино история про схватку старого, но свирепого последователя древних горных традиций и молодого беззаботного нигилиста. Побеждает, конечно, дружба, а главным героем неожиданно оказывается тапер, который озвучивал всю эту уморительную непримиримость. Неожиданно инфернальным оказывается финал «Маленького города» (Давид Иашвили, 9 мин., 2006 г.), — сюрреалистической сказки про офисного клерка, которому удается силой воображения переместиться в город с фотографии на его стене. «Комплекс» (Коте Такиашвили, 24 мин., 2006 г.) рассказывает о самоубийстве, однако это, скорее, трагикомедия, взгляд на проблему суицида, полный мрачной иронии. «Граффити» (Вано Бурдули, 24 мин., 2006 г.) снят по мотивам рассказа Хулио Кортасара. Лента сделана просто и динамично, в ней присутсвует и любовная история, и пафос борьбы за свободу, и масса красивейших граффити-рисунков на стенах. «Забытый портрет в интерьере» (Вахтанг Кунцев-Габашвили, 20 мин.) — фильм-монолог про немолодую женщину, которая утверждает, что она — легендарная французская актриса Симона Синьоре. Режиссер исподволь раскрывает этот необычный образ, и в итоге начинаешь понимать, что «Симона Синьоре» — не городская сумасшедшая, а настоящий художник, главным произведением которой является сама ее жизнь...
Это далеко не полный перечень работ, показанных на фестивале. Впрочем, один вывод напрашивается сам собою. За последние полтора десятка лет Грузия пережила две страшные, разрушительные войны и глубочайший, многолетний экономический кризис. Значительная часть ее территории — под иностранной оккупацией, причем государство-оккупант еще и вводит транспортную блокаду. И при всем этом — там не разучились снимать кино. Пусть с меньшей интенсивностью, пусть с невеселыми сюжетами — но продолжают свою кинематографическую традицию. Задумывают фильмы, находят на них деньги, получают призы на фестивалях.
В Украине за тот же период не было ни войны, ни оккупации, ни блокады, ни такого провала экономики. А вот кино… Да что там. Вопрос риторический.