Украина в полной мере не воспользовалась всеми шансами, которые ей выпали после провозглашения независимости и утверждения ее на референдуме 1 декабря 1991 года. Также не были вынесены все уроки как из этого периода времени, так и с предыдущих поражений, имевших впоследствии драматическую развязку — утрату независимости государства. К такому мнению пришли участники Международного круглого стола «Рух уперед, погляд у минуле», который состоялся на днях в Киеве по случаю ознаменования 15-летия независимости Украины. Соорганизаторами этого мероприятия были посольства Польши и Канады. Именно эти государства первыми признали суверенность Украины на следующий день после провозглашения независимости 1991 года. Канадская сторона воспользовалась возможностью предложить свой рецепт защиты национальных интересов и экономического процветания.
ИСПРАВЛЕНИЕ НЕНОРМАЛЬНОСТИ
То, что 15 лет назад Украина не имела своей государственности, было ненормальным явлением. Так отметил известный историк, профессор Орест Субтельный. «Украина имела один из наивысших уровней образования, была одной из высокоразвитых стран с богатыми природными ресурсами, но практически не имела ни одного политического инструмента собственного государства. И эта ненормальность должна была быть исправлена рано или поздно. Это исправление пришло с независимостью Украины.., оно должно было прийти рано или поздно», — сказал канадский историк.
Вместе с тем он отметил, что концепция независимости была связана с экономической трудностью. Чрезвычайно болезненно и тяжело происходило отделение Украины от России. «Мы вынужденные сказать, что в этом Украина достигла большого успеха, потому что она отделилась и установила свою собственную идентичность без антагонизма, который мог произойти. Украина имела проблемы с ядерным оружием, которое она унаследовала, кроме этого существовал крымский вопрос, а также вопрос границ. Существовали и причины для возникновения больших последствий, но этого не произошло, что является успехом тогдашнего руководства страны», — подчеркнул Субтельный. По его словам, следующим успехом Украины стало создание собственной элиты. Последние несколько веков наиболее амбициозные и талантливые украинцы пытались строить свою карьеру за пределами страны: в Москве, Санкт-Петербурге, Вене или Варшаве. Естественно, все это влияло на самоуправление. Теперь украинская элита остается в Украине, и это имеет очень важное значение для развития страны.
Негативной стороной, по мнению канадского историка, есть способ формирования элиты, ее взглядов и ментальности. Пройдет еще много времени, пока наша элита станет функциональной — частично, считает Субтельный, это и является причиной несколько замедленных процессов изменения в Украине.
Но, добавляет он, изменения могут происходить быстрее посредством глобализации, когда бизнес- элита увидит, что ведение бизнеса в мире отличается от происходящего внутри страны. Особую надежду Субтельный возлагает на молодежь. Она уже менее изолированная и становится частью глобального общества. Поэтому изменения в Украине должны происходить под давлением извне посредством глобализации и изнутри — посредством влияния гражданского общества, особенно молодых людей, резюмирует канадский ученый.
ШАНСЫ И РАЗОЧАРОВАНИЯ
В польско-украинском партнерстве, которое существует 15 лет, много нереализованного потенциала. Не все шансы были использованы молодой украинской демократией, хотя успехи могли быть большими, принимая во внимание огромный потенциал украинско-польских отношений, считает посол Польши в Украине Яцек Ключковский. В то же время он отмечает, что большим успехом украинского народа есть то, что Украина стала независимой и является важной европейской страной. Польше и Украине удалось построить добрососедские отношения, развить контакты между региональными органами власти, развить экономические контакты.
Польский посол также отметил, что после провозглашения независимости оптимизма украинского народа хватило ненадолго. Тоже произошло и после так называемой оранжевой революции в конце 2004 года. Из этих событий, считает посол, нужно сделать вывод: провозглашение независимости — не большой праздник и не конец истории. С этого момента начинаются реалии, разочарования, с чем столкнулись не только украинцы, но и поляки. Тем не менее, по словам Ключковского, этот опыт может стать основой для большого оптимизма и практическим заданием для власти, элиты и политических партий, выполнение своих обязательств.
КАКИЕ УРОКИ НУЖНО ИЗВЛЕКАТЬ
Украина могла бы быть более успешной, особенно в развитии общества и государства, а также внешней политики, интеграции в мировые и европейские структуры, считает Евгений Марчук. По его мнению, в Украине дают о себе знать невынесенные уроки из нашего прошлого. «Вроде бы простой риторический вопрос — нужно ли учиться у своего прошлого — встает сегодня потому, что мы, к сожалению, являемся свидетелями не только наших успехов (их было много за 15 лет), но и ошибок, и просчетов, а также неиспользованных возможностей», — отметил он. По его словам, люди, которые претендуют на должность президента и премьер-министра, должны учиться до того, как займут эти должности, и знать хоть немного, что такое право и государство. Президент как верховный главнокомандующий должен иметь политическое представление о том, что такое вооруженные силы и знать минимум законодательной базы относительно их применения. Однако наиболее актуальным в получении определенных знаний, по мнению Марчука, должно быть изучение истории своего народа до деталей, чтобы знать причины всех поражений и всех битв, которых было не так много, но которые были драматическими и приводили к потере украинской государственности. «Эти вопросы, которые имеют якобы теоретический характер, к сожалению, сегодня являются очень актуальными. Просчеты и не использование возможностей руководителями государства как раз лежат в плоскости этой неподготовленности», — отметил Марчук.
Он также считает, что Украине очень важно как можно скорее добиться внутреннего единства во внешней политике. По словам бывшего премьер-министра, который занимал должности главы СБУ и министра обороны, солидные государства всегда за пределами своих границ пытаются действовать от имени всего государства. «Недавний спор в Украине относительно директив Виктора Ющенко на поездку Виктора Януковича в США продемонстрировал, что следует пройти тяжелый путь для того, чтобы Президент и премьер-министр на внешнем векторе действовали как Украина. Это непростой путь для будущего Украины, но он реальный с точки зрения развития демократии и социально-экономического продвижения. Нужно учиться, не стесняться — и на своих ошибках, и просто на историческом опыте. Мы умелые ученики, и 15 лет независимости показали, что невзирая на все проблемы, все-таки двигаемся вперед. Можно было бы и лучше. Давайте все вместе будем стараться», — отметил Марчук.
КАНАДСКИЙ РЕЦЕПТ УСПЕХА
Канада и Украина имеют много общего. Потому канадский опыт мыслить глобально и многоаспектно очень полезный при защите национальных интересов и может быть использован на благо и процветание украинского народа, считает посол Канады в Украине Абайна Данна. Кстати, она работала в пресс-службе министерства иностранных дел Канады, когда принималось решение относительно признания независимости Украины. По ее мнению, отношениям между Украиной и Канадой следует рассматривать не только как двуизмеримые, но и как многоизмеримые. «Если говорить о сравнении, то Украина является наибольшей в Европе, а Канада наибольшей в мире после России. Мы живем рядом с большими могущественными соседями, а это вместе с тем — большие рынки сбыта. Похожесть состоит и в небольшом количестве населения в наших странах, высоком уровне образования населения и в том, что обе страны основывают свое развитие на внутренних ресурсах», — объясняет Данна. В то же время она предостерегает, что нужно разумно планировать экономическое развитие. Если бы не реструктуризация экономики, которую осуществило правительство, то Канада могла бы стать страной третьего мира. На реструктуризацию канадской экономики ушло 7 — 10 лет, и сейчас 75 процентов ВВП составляют товары, использующиеся при производстве национальных ресурсов.
«Я надеюсь, что Украина сможет стать членом ВТО. Мы прошли через это, а также 7 — 10 лет болезненных превращений, но сейчас мы чувствуем себя лучше», — отметила канадский посол. Она выразила надежду, что через 15 — 20 лет Украина тоже сможет стать, как и Канада, одной из мощных стран. А чтобы достичь этого — следует быть гибкими и использовать наш опыт, работать над созданием многоаспектной экономики, уже сейчас приспосабливаться, строить экономические и социальные структуры, а не дожидаться, пока ваша экономика сможет адаптироваться к мировой экономике», — подчеркнула госпожа Данн. По ее словам, Канада может быть глобальным партнером Украины и хотела бы, чтобы Украина стала членом НАТО, частью сети, которая будет содействовать безопасности Украины.
КОММЕНТАРИИ
Яцек КЛЮЧКОВСКИЙ , посол Польши в Украине:
— В историческом процессе всегда есть как вызовы, так и позитивные моменты. В первую очередь, для нас было очень важно то, что наша общая и сложная история не мешала становлению дружеских добрососедских отношений между Польшей и Украиной. И это есть огромный успех, учитывая то, что коммунисты и советская власть у нас в Польше сделали почти все, чтобы наши народы пребывали в конфликте. Также успехом, по-видимому, есть то, что мы открыли границы и строим пункты пропуска, открываем новые транспортные пути. Вместе с тем я понимаю, что потребности с украинской и польской стороны намного большие. К негативам я бы отнес то, что нашим обществам, по-видимому, следовало бы лучше знать друг друга. Мы не имеем совместных медиа-проектов. Не очень много делаем в сфере культуры. Также существует одно дело, о котором мы ведем диалог с 1995 года, — строительство нефтепровода из Одессы через Броды к Гданску в Польше. Действительно, это очень сложная проблема и огромная инвестиция. Но все-таки прошло больше 10 лет с начала разговоров, а мы еще не начали реального сотрудничества. Это есть, по-видимому, знак какого-то недоверия. Для реализации этого проекта следует решить много технических проблем. Но, я думаю, что наше партнерство, соседство и сотрудничество без этого энергетического компонента не будет полным. Украина не вернется к Советскому Союзу. Я не вижу, каких-либо процессов восстановления коммунистической диктатуры в Украине. Даже в странах, которые строят более авторитарные режимы, уже не существует возврата к коммунизму. В Украине я не вижу возможности возвращения к авторитаризму. У вас происходит нормальная политическая дискуссия. И я понимаю, что есть разные точки зрения. Это нужно учитывать и считаться с этим.
Абайна ДАНН , посол Канады в Украине:
— Главным достижением Украины является приобретение ею независимости, невзирая на то, что в свое время лидерам страны пришлось взять на себя риск. Вторым большим достижением является решительность украинского народа, который в 2004 году настоял на своем и не позволил свернуть с пути демократического прогресса. Хотя украинский народ и был разочарован после событий 2004 года, но вместе с тем он продемонстрировал, что больше не боится и не будет мириться с определенными вещами. Не хотелось бы говорить о негативных тенденциях. Со стороны всегда легко критиковать. Я наблюдаю за тем, как в Украине формируется молодая демократия с огромными конфликтами и напряжением между группами, которые имеют власть и разные точки зрения. По-моему, до сих пор не обеспечен достаточный уровень участия всех граждан в дискуссиях. Вам нужно остерегаться таких тенденций, которые могут разрушить демократические структуры. Требуется немного времени, чтобы привыкнуть к демократическим диспутам. На мой взгляд, украинцы не представляли себе, какой запутанной и несовершенной может быть демократия. Однако я вижу больше положительных тенденций, чем негативных. В Украине сейчас происходит борьба за власть, но со временем она закончится.
Богдан ГАВРИЛИШИН , экономист, экс-советник Президента и премьер-министра Украины:
— Украина уже существует как государство, хотя и не совсем независимая. Это наибольшее достижение. Вторым достижением я бы назвал внедрение украинского языка в обучение и образование. Государству следует иметь государственный язык, который когда-то был языком этнического большинства. Украинским языком разговаривало три четверти населения. Об Украине много знают в мире. Это хорошо и плохо. Определенным приобретением является то, что мы уже не имеем лишних иллюзий. К числу проблем я бы отнес отсутствие в Украине настоящих партий. То есть партий, которые имеют программы действий, а не программу для выборов, и последовательно действуют согласно этой программе. При существовании настоящих партий было бы легко создать коалицию из участников, у которых совпадают программы действий. Проблемой является и то, что в Украине сильно переплетается политика и бизнес. В политике есть слишком много бизнесменов. Им действительно сложно быть преданными гражданами государства и работать на благо государства, когда их личные интересы так легко влияют на политику. То, что Украина известна в мире, больше всего следует благодарить оранжевую революцию. Мы были эпицентром внимания всего мира. Я не верю, что мы можем вернуться к деспотическому режиму. Перестройка государства — очень длительный процесс. И то, что в государстве люди являются носителями различных языков или культур, — не есть препятствием этому. Главное, чтобы граждане этого государства имели ощущение, что они действительно являются соавторами решения собственной судьбы, — так же, как чувствовали себя люди во время оранжевой революции, которые верили в изменения и возможность влиять на них. И для этого нужны настоящие политические реформы, чтобы создать такие институции. Часто в качестве примера приводится Швейцария, которая имеет три официальные и один региональный языки. Но важно то, что каждая община или область в этой стране решает сама, что она должна делать. Поэтому хочу подчеркнуть: создают настоящую нацию — мудрые политические институции. В свое время я писал о том, что Советский Союз распадется. Тогда я был абсолютно убежден в этом. С такой же уверенностью говорю, что через 15 лет Украина будет совсем в другом состоянии. Конечно, сейчас идет борьба за власть между Президентом и премьер-министром. Я не могу сказать, что будет в Украине через год-два, потому что эта ситуация зависит от единичных событий, людей и ситуаций. Но я с уверенностью говорю, что может быть через 15 лет, принимая во внимание фундаментальные движущие силы в обществе.
Нестор ГАЕВСКИЙ , первый Временный Поверенный по делам Канады в Украине:
— Я не думаю, что могут быть сомнения относительно достижений Украины за 15 лет независимости. Существовали психологические трудности, поскольку вы не имели государства. Бюрократам пришлось учиться. Советский отпечаток был очень сильным, потому вашей стране приходилось преодолевать очень большие трудности. Проблемы существуют в определенных областях: нефть, газ поставки энергоресурсов. Но я считаю, что Украина решает эти проблемы. Это также касается и других сфер. Относительно юридической и правоохранительной систем — здесь реформы значительно отстают от необходимых стандартов. Что-то должно быть сделано, чтобы решить проблемы в этих отраслях. Причем это должно делаться честно и открыто. Я очень верю в прозрачность. Я был бюрократом в канадском правительстве 36 лет и могу сказать, что политики и бюрократы боятся прозрачности. Я также хочу обратить внимание на иммунитет ваших народных депутатов. Это такой рудимент, который остался от советского периода. Депутатам в Украине нужен только такой иммунитет, который существует в нормальных политических условиях. Депутат не должен бояться за то, что он в парламенте. Во всем другом он является обычным гражданином. С другой стороны, в украинском парламенте наблюдается странная ситуация, почти никогда неизвестно, кто и за что будет голосовать. Потому что голоса очень легко покупаются и продаются. Исходя из собственного опыта работы в Украине и Москве, я считаю: украинцы и россияне являются независимыми в своих взглядах. Поэтому тяжело здесь контролировать кого-то. Но люди должны научиться работать вместе. Мои слова могут показаться резкими относительно национал-демократов, много из которых хотят быть лидерами маленьких партий. И я думаю, что они должны присоединиться к большим партиям. Национал-демократы должны объединиться, избрать одного лидера и, возможно, пять целей, которые они хотят сделать для страны. Перестать говорить и начать выполнять свои поставленные цели.