Еврокомиссия предъявила Турции что-то вроде ультиматума: откройте свои порты для судов с Кипра в течение месяца или вы рискуете тем, что проводящиеся сейчас переговоры по вступлению в ЕС будут приостановлены. В то же время, в последнем отчете Комиссии по выполнению Турцией условий вступления отмечается, что политические реформы замедлились, что еще больше ставит под вопрос будущее членство страны в ЕС.
Отчет Комиссии будет рассматриваться в следующем месяце Советом Европы. На этой встрече европейские лидеры должны будут задаться следующими вопросами: 1. Была ли сделка с Турцией в отношении Кипра честной? 2. Были ли шаги ЕС по поддержке политических реформ в Турции последовательными? 3. Каковы долгосрочные интересы ЕС в отношении Турции?
Если ответом на 1-й и 2-й вопросы будет «нет» — а мне кажется, что так и будет, — третий вопрос становится жизненно важным.
Действительно, Турция закрыла порты для судов с (греческого) Кипра, и это является нарушением договоренностей. Но верно и то, что северной турецкой части Кипра отказано в доступе к свободной торговле и к другим выгодам членства в ЕС.
Это объясняется тем, что Кипр по-прежнему остается разделенным островом. Когда в 2004 году страна вошла в ЕС, предполагалось, что Кипр должен объединиться. План ООН по объединению был принят турецкой стороной. Но греческие киприоты проголосовали против данного плана, потому что их лидеры не выполнили условий подразумеваемой сделки с ЕС по его поддержке.
Тем не менее, Кипр стал членом ООН, но только греческая часть. Это было явной ошибкой, так как сделало ЕС частью конфликта. Это дало лидерам греческих киприотов возможность блокировать развитие переговоров между ЕС и Турцией. Так как может Турция в таких условиях сохранять доверие к ЕС?
Политические и юридические реформы последних лет в Турции были по-настоящему успешными, т.к. они явно были инициированы желанием турков стать ближе к ЕС. Но поддержка турецким населением идеи вступления в ЕС значительно снизилась, после того как турки стали чувствовать, что с ними поступают нечестно.
Это прибавило новых сил тем, кто хочет, чтобы Турция развивалась в ином направлении — в сторону более исламского общества вместо современного светского государства. Таким образом, замедление процесса реформирования в Турции может быть во многом объяснено поведением ЕС.
Осталось ответить на 3-й вопрос: какой ЕС желает видеть Турцию?
Ответ не должен вызывать никаких сомнений: очевидно, что в интересах ЕС, чтобы демократия и экономика Турции продолжали укрепляться.
Более 40 лет назад Турции было обещано, что если она выполнит предварительные условия членства в ЕС, ее с радостью туда примут. Пришло время, когда европейские лидеры должны отнестись к этому обещанию серьезно. Печально, но факт, что подавляющее большинство избирателей ЕС против присоединения Турции. Но такова их реакция на сегодняшнюю ситуацию. Если спросить, захотят ли они видеть среди своих партнеров реформированную Турцию — Турцию, полностью соблюдающую условия членства в ЕС, описанные в Копенгагенских критериях (демократия, власть закона, уважение прав человека и эффективная рыночная экономика), — многие скорее ответят «да».
Поэтому европейским лидерам необходимо решить две задачи. Во-первых, они должны четко сказать своим собственным избирателям, что ЕС обязан выполнять обещания, данные Турции, и что это в интересах всех европейцев. Во-вторых, они должны вести переговоры с Турцией честно.
Первое испытание европейских лидеров связано с практической проблемой доступа к портам. Здесь финны, председательствующие в данный момент в ЕС, разработали программу по осуществлению прагматического плана, принимающего во внимание обе стороны конфликта. Инициатива Финляндии должна получить сильную поддержку со стороны всех европейских лидеров.
В то же время, должны быть предприняты новые усилия, чтобы возобновить предложения ООН по Кипру. Если это означает, что придется надавить на некоторых действующих лиц внутри самого ЕС, значит так и надо.
Уффе ЭЛЛЕМАНН-ЙЕНСЕН — бывший министр иностранных дел Дании.